Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

 

Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

14. Идеи космического города и аэрогорода (К. Малевич)

В рассматриваемый период зародились первые идеи создания космического города, свободно парящего в пространстве и являющегося своеобразным городом - спутником Земли. В самой общей форме эта проблема ставилась в работах Малевича.

Малевич создавал свои супрематические композиции, не фиксируя их относительно каких-либо устойчивых элементов. Его композиции принципиально свободны - пространственно автономны. В живописи К. Малевич мыслил космическими категориями.

Когда в УНОВИСе в Витебске (а позднее и в ГИНХУКе в Ленинграде) супрематизм стал "выходить" в архитектуру в виде сложных объемно-пространственных композиций, его "космическая" проблематика во многом сохранилась. Малевич говорил своим ученикам о космосе, о городах в космосе. Созданные ранее графические "супремы", парящие в космосе на фоне бесконечного пространства и напоминающие планеты дисков, в начале 20-х годов приобретают все более реальные архитектурные очертания. Наряду с городами в открытом космосе в УНОВИСе проектируются и города, парящие непосредственно над землей. Это уже некие "аэрогорода", связанные с поселениями на земле (планиты - дома землянитов). Характерно название выпускавшихся в Витебске в УНОВИСе сборников - "Аэро".

К. Малевич. Вертикальные супрематические композиции ("супремы" в пространстве) К. Малевич. Вертикальные супрематические композиции ("супремы" в пространстве)

К. Малевич. Супрематические композиции. 1914 ("супремы" на фоне белого и цветного дисков) К. Малевич. Супрематические композиции. 1914 ("супремы" на фоне белого и цветного дисков)

Идеи космического города волновали членов УНОВИСа. Высказывалась надежда, что научно-технические достижения в будущем позволят обеспечить свободное парение в воздухе и движение без использования мотора. Это дало бы возможность размещать над землей города в виде свободно парящих над землей спутников. Эти идеи нашли отражение в первых архитектурных проектах, созданных в начале 20-х годов Малевичем и его учениками. Проектируются некие парящие над землей комплексы. Однако идея аэрогорода не только принимала формы летающего города, но и повлияла на появление символических объемно-пространственных композиций в архитектурных проектах членов УНОВИСа. Проектировались здания и комплексы, напоминающие по конфигурации плана силуэты аэропланов тех лет. Подобный символизм виден и в проектах самого Малевича ("планит летчика", 1924), и в проектах его учеников - Хидекеля ("аэроклуб", 1922) и Чашника (эскизы).

К началу страницы
Содержание    2.13. Идеи "верхнего фасада" города  2.15. Поисковые проекты Л. Хидекеля