Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Николаев H. К. Жилищное строительство Московского Совета в 1926 году // Строительство Москвы. - 1926. - № 4. - С.7. Вернуться в текст
2. Премирование за лучшие фасады новых зданий // Строительство Москвы. - 1927. - № 9. - С. 26. Вернуться в текст
3. Известия АСНОВА. - М. 1926. - С. 6. Вернуться в текст
4. Там же. - С. 7. Вернуться в текст
5. Лавров В. Участие "АСНОВА" в жилищном строительстве Моссовета // Строительство Москвы. - 1928. - № 1. - С 14-16. Вернуться в текст
6. Балихин В. С Архитектура рабочих жилых комплексов Москвы // Академия архитектуры. - 1935. - № 1-2. - С. 41-42. Вернуться в текст


Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

10. Жилой комплекс на Шаболовке в Москве (бригада АСНОВА - Н. Травин и др.)

Уже в середине 20-х годов, когда Моссовет развернул широкое строительство трех-, пятиэтажных жилых домов по типовым секциям, обнаружилось, что это экономичное жилище весьма невзрачно по внешнему облику. А между тем объем такого муниципального жилищного строительства нарастал, и возникла реальная угроза создания в городе больших массивов монотонной невыразительной застройки.

В обзорной статье, посвященной жилищному строительству Моссовета в 1926 г., инж. Н. Николаев писал: "Большое количество однотипных зданий, которое будет возводиться в отдельных пунктах, поставило вопрос о необходимости разнообразить их внешний вид, но без значительных при этом затрат. С этой целью был организован небольшой конкурс"1. В статье опубликованы четыре проекта "наиболее интересных фасадов зданий, одобренных на конкурсе", но среди них не было оригинальных в художественно-композиционном отношении решений.

Строительство экономичных жилых домов в Москве нарастало, и вместе с ним нарастала озабоченность общественности внешним обликом вновь строившихся зданий. В августе 1927 г. Президиум Моссовета принял постановление о проведении в конце года конкурса "на лучшие в отношении художественной и архитектурной обработки фасады зданий, из числа выстроенных в течение последних пяти лет.

Премии будут присуждаться: за здания и сооружения общего назначения, памятники и монументы, за жилые дома и за промышленные и другие сооружения, если таковые могут представлять интерес в отношении художественном.

Высшей наградой явится премия Московского Совета 1 степени: диплом на право постановки соответствующей бронзовой доски на здании с именем автора, организации, его возводившей, и года сооружения; премией 2 степени будет диплом на право постановки соответствующей мраморной доски на здании; премией 3 степени будет похвальный отзыв о представленной на конкурсе работе...

В дальнейшем такое премирование будет производиться ежегодно в конце строительного сезона"2.

Обращаю внимание читателей, что и в конкурсе, и в постановлении Моссовета речь шла только о художественном облике фасада, а не об общем архитектурно-пространственном решении здания. Это говорит о том, что озабоченность именно художественным уровнем фасадов зданий тогда достигла наибольшей остроты. Отказ от традиционалистской стилистики и декоративных деталей уже в середине 20-х годов резко изменил облик вновь возводимых зданий. "Оголенность" объемно-пространственной структуры сооружений создавала иллюзию легкости создания нового архитектурного облика. Концепция формообразования конструктивизма с ее ориентацией на выявление во внешнем облике функционально-конструктивной структуры здания привлекла тогда в гражданское строительство многих инженеров, самостоятельно создававших проекты. Да и сами архитекторы еще только осваивали формировавшиеся тогда художественно-композиционные приемы новой архитектуры. Все это привело к временному снижению художественного уровня массовой застройки, особенно жилой.

Это заставило Моссовет обратиться к архитекторам АСНОВА, которая была известна не только экспериментами в области художественной формы, но и как организация, озабоченная художественным обликом городской застройки Москвы.

Еще в 1926 г. АСНОВА публикует "открытое письмо Моссовету", в котором ставит вопрос об использовании работ по окраске фасадов зданий для улучшения художественного облика городской среды.

В этом письме, в частности, говорилось: "Можно утверждать, что в течение последних 4-х лет 15% всех фасадов г. Москвы были перекрашены заново.

Но во всей этой деятельности, имеющей главным образом архитектурное значение, не было никакого плана, никакой идеи, никакого руководства...

АСНОВА считает необходимым обратить внимание Моссовета на окраску зданий.

Необходимо ввести определенно разработанный план в систему окраски улиц.

Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Аксонометрия квартала Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Развертка внешних фасадов квартала

Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Фрагмент жилой застройки Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Фрагмент жилой застройки

Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Фрагмент жилой застройки Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Общественное здание

Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Генплан Бригада АСНОВА (Н. Травин и др.). Жилой комплекс на Шаболовке в Москве. 1927-1928. Вид сверху

Основным принципом этого плана должно быть объединение фасадов, составляющих целостную систему, определяющую улицу. Каждая улица может иметь свой основной тон, в котором могут быть модуляции и нарушения (разрывы), в зависимости от особенностей отдельных сооружений"3.

В 1927 г. Моссовет поручил АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Особенность этого заказа состояла в том, что требовалось создать выразительный в художественном отношении комплекс, используя типовые секции Моссовета и укладываясь в ту же стоимость строительства, которая обычна для массовой застройки. Короче говоря, Моссовет просил авторитетную творческую организацию выявить и максимально использовать художественные возможности дешевого муниципального жилищного строительства.

Поиски художественной выразительности жилого комплекса при таких условиях задания можно было вести на двух уровнях: во-первых, проектируя общую планировку комплекса, а во-вторых, разрабатывая композиции фасадов домов, используя типовые секции. Для экспериментального жилого комплекса был отведен прямоугольный по конфигурации (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки, ограниченный со всех сторон улицами и проездами и имеющий в центре проезд (параллельный длинной стороне). Основная часть территории квартала была незастроена, но три стороны его периметра имели малоэтажную застройку, подлежащую сносу.

АСНОВА отнеслась чрезвычайно серьезно к заказу Моссовета. Сам смысл задания - создать художественно выразительный комплекс - отвечал творческим устремлениям рационалистов. Кроме того, на примере разработки этого проекта члены АСНОВА хотели проверить некоторые из своих предложений о принципах организации архитектурных конкурсов, опубликованных в "Известиях АСНОВА" в 1926 г. (статья "В защиту конкурентов").

В этих предложениях предлагалось внести изменения: 1) в процесс составления программы конкурса; 2) в распределение ассигнований; 3) в оценку проектов.

При проектировании комплекса на Шаболовке внутри АСНОВА проверили в основном второй из перечисленных пунктов. В статье предложение формулировалось так: "Для обеспечения"свободы труда", которую следует понимать как одинаковую экономическую возможность для всех желающих принимать участие в конкурсе, необходимо найти рациональное распределение ассигнованной на конкурс суммы. Материальная сторона соревнования должна быть сконцентрирована на одной значительной премии (для постройки нужен один проект), которая выдается за относительно лучший проект, соответствующий программе конкурса. Другая премия должна выдаваться за проект, не следующий буквально программе, но заключающий в себе чрезвычайное предложение. Остальная сумма составляет по возможности значительное количество небольших равных премий, гарантирующих минимальную оплату труда и материала. Такая система может лишь положительно действовать и на качество продукта"6.

В процессе разработки проекта комплекса на Шаболовке в АСНОВА был проведен внутренний конкурс на общую идею планировки квартала. На конкурс было подано больше десяти проектов (от одного члена АСНОВА или от группы). Лучшим был признан проект группы Н. Травина (при участии И. Иозефовича и И. Киркесали). Пространственно-планировочная идея этого предложения состояла в том, что внутри квартала диагонально располагаются угловые корпуса, повышенные угловые части которых просматриваются со стороны продольных улиц через просветы в периметральной застройке, а с торцевой стороны квартала устроены своеобразные пропилеи, ведущие на внутренний проезд. Всего были запроектированы 24 пятиэтажных (местами шести-) жилых корпуса (из них 8 внутренних угловых), общественный корпус (детский сад, ясли и домовой клуб) и котельная.

На базе этого проекта был разработан окончательный вариант. При этом "в процессе технической разработки этого утвержденного варианта привлекались к участию обычно авторы предыдущих вариантов, внося посильные коррективы и усовершенствования в разрабатываемый проект. Техническая работа всех участников оплачивалась в зависимости от затраченного времени, автор же варианта, принятого за основной, как сделавший "чрезвычайное предложение", получал наибольшее вознаграждение.

Подобной постановкой дела была достигнута материальная возможность участия в работе всех членов ассоциации на равных началах. Ряд отдельных удачных предложений представленных вариантов был использован и включен в основной проект, что, не нарушая единого принципа композиции, обогатило проект в целом.

...Все это делало конечный результат работы в значительной степени плодом коллективных усилий всех участвующих в работе, и поэтому решено было проект выпустить от имени "Ассоциации новых архитекторов" в целом, без указания имен отдельных авторов"5.

Большое внимание при окончательной разработке объемно-пространственной композиции комплекса было уделено организации внутреннего пространства как с позиций функциональных требований (перед каждым корпусом изолированные от проездов дворики-сады, хозяйственные дворики примыкают к не имевшим окон торцам зданий), так и с точки зрения организации зрительно-законченных перспектив, последовательно развертывающихся при движении по внутренним проездам, и объединения обращенного к проезжим улицам фронта застройки в ритмически-завершенную группу с открытыми перспективами в глубь квартала. Подчеркнуто горизонтальные членения наружных корпусов, контрастируя с вертикальной композицией угловых частей внутренних корпусов, объединяют фронт уличной застройки в единую композицию.

Много внимания было уделено использованию цвета и пластики для придания фасадам жилых корпусов художественной выразительности и композиционного разнообразия. Возможности были ограничены - балконы, консольные выступы стены (типа эркера), цветная (или окрашенная) штукатурка в сочетании с неоштукатуренными кирпичными стенами.

Поисками композиции фасадов с увлечением занимались те члены АСНОВА, которые участвовали в заключительной стадии разработки проекта комплекса на Шаболовке. Комплекс на Шаболовке выгодно отличался по своему внешнему облику от большинства созданных во второй половине 20-х годов жилых комплексов Москвы (в том числе и кварталов на улицах Усачева и Дубровской).

АСНОВА считала большой удачей создание комплекса на Шаболовке, в котором удалось на практике продемонстрировать творческие принципы рационализма. Члены АСНОВА видели в этом комплексе не просто функциональное решение рядового жилого квартала, а создание сложной архитектурной композиции. Вот как позднее описывал этот комплекс один из лидеров АСНОВА В. Балихин:

"Корпуса Шаболовского комплекса решаются в виде симметричных углов, обращенных внешними сторонами к продольным границам участка. Благодаря этому, когда идешь по Серпуховскому валу, создается впечатление, что корпуса зданий как бы поворачиваются (по отношению к зрителю) вокруг своих осей, заслоняя и раскрывая друг друга, оборачиваясь (к зрителю) то боковыми сторонами, то угловыми фасадами с сильным ракурсом боковых плоскостей, то снова переводя последние во фронтальное к нему положение.

Однако все, что видит зритель со стороны Серпуховского вала, является лишь одной стороной сложного пространственно-динамического композиционного замысла, последовательно раскрывающегося в системе внутренних пространств и фасадов комплекса.

Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света. Отсюда образование небольших, полуизолированных цветущих дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем "южные" фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты.

Яркость света и контраст светотени усиливаются штукатуркой и побелкой эркеров, выступов и угловых частей "южных" фасадов на фоне остальной кирпичной кладки. Солнечности и декоративному богатству "южных" фасадов контрастируют расположенные напротив "северные" фасады с гладкими стенами, едва оживленными оштукатуренными простенками. Сюда выходят кухни, ванны и пр.

Угловые фасады, как волнорезы, рассекают и устремляют людские потоки в дворовые пространства. Ритм уступов, нарастающий в своем напряжении к угловым фасадам, образует композиционные сгустки, увлекающие зрителя обойти угол и устремляющие его дальше, в новые и новые пространства. Моменты кульминационного пластического напряжения сменяются паузами, после которых - новое нарастание подъема"6.

К началу страницы
Содержание    2.9. Проблемы городского жилого комплекса  2.11. Формирование новых городских общественных центров