Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Коммунальное дело. - 1922. - № 1. - С. 113. Вернуться в текст
2. Семенов В. О городе-саде // Коммунальное хозяйство. - 1922. - № 8-9. - С. 8. Вернуться в текст
3. Е. Ш. Насущные задачи Архитектурно-художественного отдела и способы их осуществления // Художественная жизнь. - 1920. - № 4-5. - С 21-22. Вернуться в текст
4. Кремнев Ив. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии // Архитектура и строительство Москвы. - 1988. - №2. - С. 30. Вернуться в текст
5. Жилищное строительство. - 1922. - № 7. - С. 9. Вернуться в текст
6. Щусев А. Проблема "Новой Москвы" // Строительная промышленность. - 1925. - № 3. Вернуться в текст
7. Мастера советской архитектуры об архитектуре. - М., 1975. - Т. 1.- С. 252. Вернуться в текст
8. Там же. - С. 251-252. Вернуться в текст
9. Тамянян А. Творческий отчет // Архитектура СССР. - 1935. - № 5. Вернуться в текст


Глава 2. Социалистическое расселение. Градостроительные концепции. Строительство новых городов

5. Концепция города-сада и проблема реконструкции крупного города (В. Семенов, И. Жолтовский, А. Щусев, И. Фомин, Л. Ильин, М. Рославлевив и др.)

В 1921 г. в Главном управлении коммунального хозяйства был разработан проект Положения "Об установлении городских планов". В разработке участвовали В. Семенов, В. Розов, М. Загрядский, А. Иваницкий, Б. Сакупин, И. Гельман, Я. Попов, М. Петров.

Согласно этому Положению, проекты развития городов должны составляться на 25 лет и включать "а) регулировку существующего городского расположения, б) распланировку новых частей, в) установление связи существующих с подлежащими вновь строению частями, г) установление вокруг селитебной части не подлежащей застройке земельной полосы (защитной зеленой зоны). При этом должны быть предусмотрены нижеследующие задачи: а) определено направление расширения городов, б) установлено разделение города на районы: промышленный, торговый, административный и жилищный, в) определены в черте города главнейшие пути - магистрали к вокзалам, пристаням, торговым, промышленным и административным центрам, г) намечены улицы с малым движением, д) намечены строительные кварталы, е) намечены по районам площади, общественные сады, парки, бульвары, спортивные площадки и др., общая площадь, отводимая под зеленые насаждения внутри города, должна быть не менее 10 % всей городской площади, ж) установлена окружающая весь город защитная зеленая зона шириной не менее 100 с, з) определен сельскохозяйственный район и предусмотрено удовлетворение потребностей лагерей, ферм, питомников, санаториев, городских очистительных сооружений и источников водоснабжения"1.

Особую роль в градостроительных поисках первых лет советской власти играли работы по созданию проектов реконструкции Москвы и Петрограда, проводившиеся в созданных в 1918- 1919 гг. мастерских при городских Советах. В этих крупнейших городах страны с наибольшей остротой проявились многие характерные для тех лет противоречия в области градостроительства - сокращение населения, расстроенное коммунальное хозяйство, рост пригородов и т. д. Все это повлияло на подход градостроителей к первым проектам реконструкции этих городов. Сам характер объекта проектирования заставлял поднимать всю совокупность вопросов, связанных с проблемой расселения, - это и судьба крупного города, и взаимосвязь культурных центров и городов-садов (поселков-садов), и роль пригородной зоны и т. д.

Москва в первые годы после революции (как, впрочем, и в дальнейшем) стала своеобразным испытательным полигоном, где сталкивались, уточнялись и проверялись различные градостроительные концепции- К счастью для Москвы, на этапе советского архитектурного авангарда эксперименты эти, как правило, ограничивались разработкой теоретических концепций или поисковых проектов.

Вот как В. Семенов оценивал процессы развития Москвы, предлагая методы их радикального регулирования: "Москва растет не красивыми радиусами и кольцами, а звездой неправильного рисунка, вытягивая свои щупальца по линиям железных дорог, по направлениям к успевшим уже оформиться центрам местной жизни...

Естественной же системой роста городов можно считать лишь создание вспомогательных центров, пригородов, городов-спутников, которые не следует вливать в общий городской резервуар, а присоединять к основному городу наилучшими способами сообщения и разделять от него обширными парками.

Или, как выражается Говард, основатель этой теории, город-сад расширяться не может, но он может превратиться в группу городов-садов"2. (Напомню, что, согласно теории Говарда, вместо гигантских городов возникнут системы городов-садов, причем в рядовых городах-садах таких систем количество жителей не будет превышать 32 тыс., а в центральном - 58 тыс.)

Одним из теоретических центров разработки ряда градостроительных проблем был возглавлявшийся И. Жолтовским Архитектурно-художественный отдел Наркомпроса. Здесь разрабатывались принципиальные программы различных типов зданий, по которым затем проводились конкурсы, здесь была разработана подробная программа по рабочему поселковому строительству, здесь вырабатывались общие принципы градостроительства.

Градостроительная концепция Архитектурно-художественного отдела исходила из теории города-сада. Вот как она формулировалась в одной из публикаций 1920 г.: "Строительная культура капиталистического строя носит в себе неразрешимый дуализм города и деревни. Город - сосредоточение культуры, деревня - форма жизни среди природы. Дуализм города и деревни, культуры и природы есть результат негармонического строя жизни. Задача социалистической культуры - разрешить этот дуализм в создании города-сада.

История города есть эволюция воплощения культурного содержания эпохи...

Крупное производство создало большой город; фабрики и заводы аккумулировали вокруг себя большие массы населения; связав свою судьбу с городом, фабрика и завод вызвали гигантский рост городов...

В настоящее время совершается процесс отделения фабрики от города: децентрализация больших городов, перенесение центра тяжести городского населения в пригород представляют этап на пути создания нового города. Пригород-сад есть переходная форма на этом пути. Рабочий поселок-сад, развивающийся вокруг фабрики как трудового организующего центра, является эмбрионом новой концепции городского строительства. Система поселков-садов, гармонически вырастающих вокруг центров материальной и духовной культуры и планомерно рассасывающих большой город, - основная архитектурная проблема социалистической культуры.

Рабочий поселок-сад как основная элементарная форма нового социального строительства представляет собой ближайшую задачу строительной культуры; разрешение этой проблемы должно привести к реорганизации большого города в направлении дифференциации городских организмов и создания системы гармонически связанных между собой городов-садов, поселков-садов"3.

Здесь изложена целая программа создания взаимосвязанной системы расселения путем строительства новых городов-садов и поселков-садов и поэтапной реконструкции крупных городов ("рассасывания" - разгрузки их с помощью пригородов-садов).

Наиболее последовательно эта градостроительная концепция в первые годы советской власти проводилась в процессе разработки генерального плана Москвы и создания в городе жилых комплексов. В Архитектурной мастерской Моссовета под руководством И. Жолтовского в 1918-1919 гг. был разработан эскизный проект перепланировки и расширения Москвы, причем его основные принципиальные положения неоднократно обсуждались и уточнялись с участием целого ряда специалистов, взгляды и предложения которых нашли отражение в проекте (Г. Дубелир, Б. Сакулин и др). Главное внимание в проекте уделялось максимальному озеленению Москвы для улучшения санитарно-гигиенических условий. Предлагалось снести в центре ряд кварталов и создать на их месте озелененные участки, окружить заселенную территорию города кольцом зеленых насаждений, вводить зелень клиньями в центральные районы города. Территорию Москвы предлагалось ограничить пределами Окружной железной дороги, сохранив радиально-кольцевую систему планировки города. Главное внимание уделялось разгрузке центральных районов города путем создания на окраинах (в пределах Окружной железной дороги) жилых комплексов типа поселков-садов, застроенных одно-двухэтажными домами с садами при них, и превращения в города-сады нескольких десятков пригородных дачных поселков, расположенных в окружающем город поясе шириной 10-15 км вблизи сходящихся к Москве транспортных магистралей (как существующих, так и вновь проектируемых).

Проект "Новая Москва" (руководитель А. Щусев). 1923-1924. Район от Дворца труда до Каменного моста (при участии М. Парусникова и С. Кожина Проект "Новая Москва" (руководитель А. Щусев). 1923-1924. Часть Кремля и районы Хамовнический и Замоскворецкий (при участии В. Кокорина)

Проект "Новая Москва" (руководитель А. Щусев). 1923-1924. Хамовнический район (при участии Н. Колли) Проект "Новая Москва" (руководитель А. Щусев). 1923-1924. Каланчевская площадь

Проект разгрузки Москвы при помощи городов-садов. Архитектурная мастерская Моссовета. 1919 М. Рославлев. Проект планировки Крестовского острова в Петрограде. 1917-1919. Генплан

А. Таманян. Проект перепланировки Еревана. 1924. Генплан

Идеи Жолтовского о "рассасывании" (рассредоточении) Москвы с помощью городов-садов и замене ряда кварталов в центре города на озелененные участки (путем их сноса при максимальном сохранении памятников архитектуры), видимо, были хорошо известны среди специалистов. Например, этим объясняется, что А. Чаянов в рассматривавшейся выше опубликованной в 1920 г. научно-фантастической повести, рассказывая о разукрупнении Москвы в 30-е годы и массовом сносе на ее территории многих высоких зданий, вкладывает такие слова в уста одного из персонажей повести: "Сотнями уничтожались московские небоскребы, нередко прибегали к динамиту. Отец мой помнит, как в 1939 г. (действие в повести происходит в 1984 г. - С. Х.) самые смелые из наших вождей, бродя по городу развалин, готовы были сами себя признать вандалами, настолько уничтожающую картину разрушения являла собой Москва. Однако перед разрушителями лежали чертежи Жолтовского, и упорная работа продолжалась"4.

Пригородные города-сады рассматривались прежде всего как поселки-спальни, куда постепенно должны были переселяться многие жители Москвы, сохранявшие в то же время трудовые связи с городом. Так, например, инженеры В. Воейков и В. Дубовский предлагали (1918) создать под Москвой пригород-сад Приволье на 100 тыс. чел., при этом предусматривалось, что 35 тыс. из них будут ежедневно ездить на работу в Москву.

Один из первых реально осуществленных городов-садов в пригородной зоне Москвы был построен вблизи железнодорожной станции Перловская в 14 км от города.

Идея создания на кооперативных началах этого "рабочего города-сада" возникла у рабочих резиновой фабрики "Богатырь" еще до первой мировой войны, но в 1914 г. московский губернатор не утвердил устав рабочего товарищества. После революции рабочие и служащие фабрики добиваются отвода им земельного участка (леса) и денежной ссуды от государства и в 1922 г. приступают к строительству первого в стране "рабочего города-сада" - кооперативного поселка "Дружба" (проект разработан Строительным отделом Центросоюза), состоящего из двухквартирных домов с приусадебными участками.

Установка на постепенное "рассасывание" крупных городов путем создания в пригородной зоне "городов-садов" в виде поселков-спален определяла отношение как к реконструкции центральных районов города, так и к развитию внутригородской пригородной транспортной системы.

Заложенные уже в первый эскизный проект идеи превращения Москвы в город-сад, окруженный пригородом-садом, определяли основное направление работ по созданию проекта "Новая Москва" (1918-1924).

Работавшие в мастерской Моссовета архитекторы (с участием консультантов) в 1920- 1924 гг. разработали эскизные проекты перепланировки одиннадцати районов и ряда площадей города, сведенные в общий план под руководством А. Щусева, который был убежден в необходимости сохранить радиально-кольцевую планировку. Он писал в 1922 г.: "Общие основы построения плана Москвы можно признать одними из лучших; концентрические кольца бульваров и радиусы магистралей правильно разрешают даже самые последние достижения теории планировки городов, а потому перепланировка Москвы должна идти в полном согласии с основной схемой ее плана, которая должна будет последующим развитием не только не затемняться, но, напротив, еще ярче подчеркиваться"5. Позднее (в 1925) Щусев так определил основные градостроительные принципы проекта "Новая Москва", который был рассчитан на 25 лет: "Было решено ни в коем случае не изменять идеи кольцевого плана Москвы, окружив основное ядро существующего города на периферии, в пределах и отчасти за пределами Окружной ж.д., пригородами - городами-садами, соединенными магистралями с центром, и уже образовавшуюся группу - окружить кольцом зелени 2-х верстовой ширины, причем, пользуясь имеющимися в городе пустырями, кладбищами, частными и общественными садами и бульварами - врезать к центру города несколько клиньев зеленых насаждений для оздоровления центра города"6.

Главное внимание при реконструкции центрального района Москвы обращалось на его разукрупнение и на сохранение и пространственное раскрытие памятников архитектуры. Предлагалось к существующим кольцевым магистралям добавить новое кольцо (решенное как город-сад), замкнуть бульварное кольцо (кольцо А), создать на Каланчевской площади Центральный железнодорожный вокзал, реконструировать радиальные магистрали, осуществить глубокие вводы железнодорожных линий в центр города с использованием эстакад и тоннелей, реконструировать Охотный ряд (в связи с намечающимся строительством Дворца труда) и Советскую площадь, сконцентрировать новое жилищное строительство для рабочих в Ленинской слободе вблизи основной территории, отводившейся под фабрично-заводское строительство (Симоновский район). Обширные окраинные районы отводились для жилой застройки пригородного типа (малоэтажные дома).

В разрабатывавшемся в 1919-1923 гг. проекте урегулирования Петрограда руководители И. Фомин, Л. Ильин) также нашли отражение идеи города-сада. В 1920 г. Петроградский совет принял решение о создании "городов-садов". В одном из постановлений Петросовета говорилось, что "руководящей мыслью является стремление приблизить" город "к идеальному типу города-сада".

И по времени разработки, и по подходу к планировке города первые проекты планировки Москвы и Петрограда близки между собой. Разработка обоих проектов началась в 1918-1919 и завершилась в 1923-1924 гг. Проектирование велось в специальных архитектурных мастерских при горсоветах. Оба проекта предусматривали консервацию центрального района как исторически сложившегося архитектурно-художественного ансамбля, расчистку памятников от позднейшей застройки, разуплотнение и озеленение центра. Новое жилое строительство выносилось на окраины в районы сосредоточения промышленности, причем предпочтение отдавалось малоэтажной застройке с участками.

Оба проекта предусматривали создание вокруг города зеленого пояса и включение в орбиту города пригородных населенных пунктов.

В первые годы советской власти по типу "города-сада" проектировались городские и пригородные жилые комплексы Петрограда: проект планировки Крестовского острова (1917- 1919, архит. М. Рославлев) - вся территория острова по проекту превращалась в город-сад; проект планировки Путиловского района (1920, архитекторы Л. Тверской, Н. Троцкий) и др.

Широкое распространение идей города-сада в советском градостроительстве первых послереволюционных лет было связано и с наиболее распространенным в те годы в городском жилом строительстве типом дома - малоэтажным домом (предпочтительно одно-двухквартирным с индивидуальным участком).

Так, например, в Москве в первой половине 20-х годов строились в основном жилые комплексы, состоящие из малоэтажных домов: поселок кооперативных домов "Сокол" (1923, архит. Н. Марковников), рабочие поселки заводов "Красный Богатырь" (1924-1925) и "Дукс" (1924-1925, архит. Б. Вендеров) и др.

Проектирование и строительство "городов-садов" в виде городских или пригородных жилых комплексов или поселков-спутников (разуплотнение города) получило в первые годы советской власти широкое распространение. Создание поселков-садов предусматривалось проектами реконструкции крупных городов.

Так, например, в разработанном в 1920- 1922 гг. плане "Большого Ярославля" наряду с восстановлением и реконструкцией самого города проектировалось создание пригородных поселков-садов с усадебной застройкой (Давыдково и др.). Поселки-сады (города-сады) проектировались, закладывались и строились в первые годы советской власти кооперативными товариществами рабочих и служащих в пригородах Вологды (поселок-сад "Ковырино" на 550 участков - для рабочих железнодорожных мастерских), Нижнего Новгорода, Саратова, Твери, Брянска, в Щегловске (Томская губ.) и т.д. В этих поселках можно видеть влияние говардовской идеи города-сада, которое, однако, более определенно проявилось в малоэтажных жилых комплексах, имевших полуавтономный или автономный характер.

Созданный в 1923-1924 гг. А. Таманяном проект перепланировки Еревана - тот редкий случай, когда концепция города, взятая за основу не столько реконструкции, сколько фактически создания заново крупного города, была реализована на практике. По проекту население города возрастало в 5 раз.

В 1924 г. в докладе о планировке Еревана А. Таманян говорил: "Я предлагаю такую форму, которая легко осуществима на равнинной и красивой местности города... Город должен иметь центр и несколько районов, которые должны быть расположены так, чтобы кольцевыми улицами, самым коротким путем соединялись друг с другом и чтобы легко можно было обеспечить сообщение с центром города. По соображениям здравоохранения, город должен иметь кольцевые зеленые улицы и сады без строений, так называемые "легкие города", через которые чистый воздух достигал бы его центра"7.

Позднее, в 1929 г., Таманян писал: "При разработке генплана Еревана моей целью было создать центр нашей республики в такой форме, чтобы он соответствовал требованиям нашей жизни во всех отношениях: административном, промышленном, торговом, культурном и одновременно служил бы здоровым, удобным и красивым местом жительства для 150 тыс. человек.

В моем генплане я использовал принцип и формы города-сада как лучший пример и самый удачный прием в новом градостроительстве. Я нахожу, что принцип города-сада ни в коей мере не противоречит требованиям социалистического строя нашей страны к градостроительству"8.

Особое значение придавал А. Таманян введению зелени в город. Он проектирует большой парк в живописном ущелье реки Занги и предусматривает "обработанные в виде бульвара внутриквартальные зеленые улицы для пешеходов", но "главная масса зелени сосредоточена на широком бульваре, кольцом охватывающем центральную часть города. Таким образом, этот кольцевой бульвар... обслуживает одновременно и центр, и периферию. Кроме кольцевого бульвара устраивается несколько радиальных бульваров, играющих роль воздухопроводов от периферии к городскому центру"9.

К началу страницы
Содержание    2.4. Первая градостроительная дискуссия, 1922-1923...  2.6. Предложения по развитию Большой Москвы и московской агломерации...