Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Дезами Т. Кодекс общности. - М., 1956. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

10. "Кодекс общности" Теодора Дезами

Теодор Дезами (1803-1850) - представитель материалистического крыла революционного коммунистического движения 40-х годов XIX в. Он участник тайных революционных обществ, руководимых Огюстом Бланки.

Дезами резко критиковал мирный "икарийский коммунизм" Кабе. В 1842 г. он выпустил главный труд своей жизни "Кодекс общности", где изложил свои взгляды на устройство будущего общества. Основными принципами организации этого общества Дезами считал счастье, свободу, равенство, братство, единство и общность.

В отличие от некоторых других утопистов Дезами при описании коммунистического общества главное внимание уделяет не единому централизованному хозяйству, а основным хозяйственным ячейкам - "коммунам". Он предусматривает уничтожение противоположности между городом и деревней и замену различных типов поселений одним всеобщим типом - коммуной на 10 000 человек.

Дезами возражает против "общности жен" и мелочной регламентации отношений между полами, но в то же время он считает, что семья при коммунизме не должна иметь никакого хозяйства, дети должны воспитываться обществом, а отношения между мужчиной и женщиной должны основываться на полном равенстве и свободе расторжения браков.

Все дети получают политехническое воспитание и в дальнейшем сочетают умственный и физический труд в выбранной ими профессии. Дезами предлагает создавать из молодежи промышленные армии, которые в случае необходимости можно перебрасывать из одной части земного шара в другую. Это, по его мнению, удовлетворит потребность молодежи в путешествиях.

Ниже приводятся выдержки из "Кодекса общности"1 Дезами.

Т. Дезами. Проект Дворца коммуны на 10 тыс. человек. 1843. Генплан (1 - цветник; 2- малый пояс (кухни, помещения для питания, игровой зал, опера, библиотека, большой конференц-зал); 3 - соединительные галереи между двумя поясами; 4 - внешний пояс (магазины, школы, цехи, квартиры) Т. Дезами. Проект Дворца коммуны на 10 тыс. человек. 1843. Общий зал для трапез

"Важно, прежде всего, разделить большое национальное или социальное сообщество на такое количество коммун, чтобы их территории были как можно более одинаковыми, наиболее правильными и наиболее близко расположенными одна от другой. Все эти небольшие коммуны свяжутся между собой и образуют объединения, или серии коммун, в соответствии с географическим положением и характером местностей. Так, определенное число коммун составит провинцию, определенное число провинций составит республику и, наконец, все различные республики, вместе взятые, составят великую всечеловеческую общность.

Когда эта операция будет завершена, тогда речь будет идти о том, чтобы позаботиться о жилище для граждан.

После всего сказанного мною читатель может подумать, что я считаю необходимым сохранить принцип городов-столиц, городов-центров провинций и городов - центров коммун, а может быть также местечек, сельских местностей и т. д., словом, всю старую территориальную иерархию. Я убежден, что этот вопрос не подлежит даже обсуждению: вопрос этот предполагается решенным одним из наших основных законов (о равенстве): при строе общности должны существовать только коммуны.

Если бы дело обстояло иначе, то каким же образом воспитание могло стать в корне единообразным? (Воспитание я понимаю в самом широком смысле этого слова.) Каким образом возможно было бы установить совершенно одинаковые нравы и обычаи, ту внутреннюю общность в удовольствиях и огорчениях, как и во всех желаниях, о чем мы говорили выше?" (с. 109-110).

"Каковы будут размеры каждой коммуны и число ее жителей?

...После зрелого размышления я пришел к мысли, что в данном случае следует избегать двух неудобств: громадных размеров и уединенности. Я понял, с одной стороны, что в слишком маленькой коммуне братское соревнование, республиканское воодушевление, любовь к искусству, наукам, ремеслам, словом, все благородные страсти могут оказаться стесненными в своем проявлении; с другой стороны, я учитываю, что чрезмерная населенность коммуны может оказаться препятствием для хорошего управления, для хорошего выполнения работ, в особенности сельскохозяйственных, и, кроме того, вызовет некоторые более серьезные неудобства в отношении организации общественной гигиены, воспитания и т. д. Поэтому я считаю необходимым пока указать цифру в десять тысяч человек...

Жилище будет расположено в центре коммуны. По ее краям будут находиться земли, отведенные под важнейшие культуры, под виноградники, луга, рощи, леса и т. д. Ближе к зданию будут фруктовые сады и огороды; еще ближе - парки, рощицы и другие прелестные насаждения; наконец, четыре великолепные аллеи приведут вас ко дворцу...

Дворец составит обширный четырехугольник. Чтобы облегчить и ускорить сношения, надо будет избегать слишком обширного фасада. Дворец должен быть трех- или четырехэтажным. Все корпуса его можно будет удвоить - так, что они образуют двойной пояс строений...

Малый пояс будет включать в себя восхитительный партер и располагаться посреди огромного великолепного сада. Сад будет находиться в центре второго пояса. Обширное пространство, оставленное между двумя поясами, будет в значительной степени способствовать свободной циркуляции воздуха...

Сад, следовательно, составит четыре продолговатых четырехугольника. Он будет засажен деревьями, украшен цветами и водопадами, каскадами и т. д.

Малый пояс предназначен для мирных занятий. В нем будут расположены кухни, служебные помещения, столовые, кафе, залы для игр, зрелищ, оперные, библиотечные залы, музеи, залы для занятий и т. д. Здесь будет расположен также клуб, или зал для дискуссий и совещаний...

Четыре крыла второго пояса будут отведены для магазинов, мастерских, школ и, наконец, для отдельных квартир. Нижний этаж будет занят под крытые галереи для прогулок, под птичники, оранжереи, мастерские и относящиеся к ним пристройки.

Создать удобное, полезное, понятное, гигиеническое жилое помещение - такой должна быть руководящая идея при постройке дворца коммуны.

...Рядом с парком и вокруг каждого пояса будут устроены улицы-галереи, зимой - крытые и хорошо обогреваемые калориферным отоплением, летом - хорошо проветриваемые при помощи вентиляторов и огромных отверстий.

Улицы-галереи будут вплотную примыкать ко всем этажам, начиная с нижнего и кончая башней, на которой будут расположены телеграф, обсерватория и т. д. При выполнении этой работы архитекторы будут стремиться сочетать прочность с изяществом, так что улицы-галереи наилучшим образом заменят нашу нынешнюю систему балконов. В углу каждого крыла и вдоль всего пространства между крыльями будут искусно пристроены лестницы, при помощи которых все эти этажи будут сообщаться между собой и которые свяжут один с другим оба пояса строений" (с. 116-121).

"Каждая коммуна имеет только одну единственную кухню.

Еда, работы, обучение, игры происходят вместе.

Каждый взрослый человек (женщина или мужчина) имеет отдельное жилище.

Дети будут спать в общих дортуарах" (с. 434).

"Ничто не может быть проще и прекраснее, чем индивидуальное жилище при системе всеобщего равенства. Наши равные проводят почти весь день среди других людей; они, стало быть, не нуждаются в таком количестве комнат, какое занимают в настоящее время даже самые скромные наши буржуа. Каждому из них, чтобы удовлетворить все его потребности, достаточно будет иметь две-три комнаты: 1) спальню, 2) кабинет для занятий, 3) небольшую лабораторию, которая одновременно будет служить складом для топлива.

Спальня будет расположена в стороне парка; она должна будет иметь два просторных алькова, один - для кровати, другой для туалета. В толщу стены будут вделаны два чрезвычайно удобных шкафа... Спальня будет, кроме того, снабжена туалетными принадлежностями, умывальником, ночным столиком, круглым столиком, продолговатым столом и ванной, которая будет служить мебелью и обладать всеми желательными преимуществами. Ее верх будет одновременно столом и прикрытием для купающегося. Прочая мебилировка будет состоять из стульев, кресел, каминного прибора и т. д. Почти вся эта мебель будет передвигаться на роликах; в ней будут соединены приятное с полезным.

Кабинет для занятий будет выходить окнами на сельскую местность. Его обстановка будет состоять из небольшой библиотеки, музыкальных инструментов, принадлежностей для живописи и т. д. Его главным украшением будет великолепный письменный стол на роликах...

Но что особенно отличает нашу систему индивидуальных квартир от всех прочих систем, так это то, что эти квартиры будут почти полностью походить одна на другую" (с. 138- 141).

"Содержание жилых помещений будет чрезвычайно облегчено, когда при режиме общности упразднят раздельное хозяйство. Одним из важнейших завоеваний унитарного принципа... будет замена одной большой кухней двух-трех тысяч кухонь, которые в настоящее время необходимы для такого числа людей, какое составит население коммуны равных. В самом деле, что более противоречит законам чистоты и полезности для здоровья, чем отвратительная, бессмысленная и противная система раздельных хозяйств, система, основанная на принципе: каждый у себя и каждый для себя, и возведенная в наши дни в политическую догму.

Насколько отличным будет унитарное хозяйство! Что может быть чудеснее общественной кухни!" (с. 123-124).

"Я считаю существенным установление такого правила, чтобы все трапезы совершались сообща.

...Мне хотелось бы, если это возможно, чтобы был именно один обширный, великолепный зал для трапез" (с. 128).

"Существуют четыре способа распределения, четыре способа потребления предметов общественного производства: система частной собственности, сен-симонистская система, абсолютное равенство, пропорциональное равенство.

Система частной собственности. Этот способ основан на случайности, на привилегии, на силе, обмане, монополии, на гнете и т. д.

Сен-симонистская система. Это система, имеющая основным своим принципом политическую теократию и аристократию способностей, приводит почти к тем же результатам, что и режим частной собственности...

Абсолютное равенство. Этот способ распределения точно так же крайне порочен в том отношении, что он с необходимостью предполагает наличие у всех людей одинаковых потребностей, а между тем давно установлено, что это, несомненно, противоречит действительности...

Пропорциональное равенство. Такова система, которую мы неизменно провозглашаем... Какой же способ потребления может лучше осуществить это реальное равенство, чем совместное питание, чем наши общие столы с их прекрасным порядком, обильно установленные блюдами, которые являются общим достоянием, соответствуют аппетитам и вкусам каждого" (с. 137).

"Сократ и Платон. Они требуют, чтобы все брачные союзы ежегодно возобновлялись по жребию, так, чтобы каждый мужчина мог иметь одну за другой от пятнадцати до двадцати жен, и то же самое каждая женщина. Они хотят, чтобы индивидуальное отцовство было заменено общественным отцовством. Они полагают, что для этой цели все дети со дня рождения будут передаваться в общественное помещение, где женщины будут всех их, без различия, кормить грудью, где все они будут воспитываться, не зная своих отцов и матерей...

...Но я не могу не выразить протеста против двух серьезных ошибок - против исчезновения из семьи ребенка и брака по жребию. Эти два мероприятия находятся в явном противоречии с высшим законом свободы, занимающим такое громадное место в сердце человека...

Зачем нужны эти тщательные меры предосторожности, имеющие целью помешать тому, чтобы ребенок мог когда-либо узнать того, кто произвел его на свет?" (с. 248-251).

"Мы ...не хотим уничтожения родительского чувства... Но что мне кажется чрезвычайно порочным - так это создание родительского очага, где система общности сможет оказывать только косвенное и даже второстепенное влияние. ...Домашний очаг ставит для развода непреодолимые затруднения, которые делают его невозможным...

Из всего этого я заключаю, что непременным следствием установления режима полной общности будет слияние всех домашних очагов в один большой общественный очаг" (с. 263-264).

"Законы о союзе полов, следствием которых будет предупреждение всяких разладов и распутства

Пункт 1. Взаимная любовь, глубокая симпатия, сердечное равенство двух существ образуют и узаконивают их союз.

Пункт 2. Между обоими полами будет полное равенство.

Пункт 3. Никакие другие узы, кроме взаимной любви, не смогут связать друг с другом мужчину и женщину.

Пункт 4. Ничего не помешает возлюбленным, которые разойдутся, сойтись снова и неоднократно, пока их будет влечь друг к другу.

Пункт 5. Коммуна образует только одну единственную семью, одно единственное хозяйство. Она будет в равной мере непрерывно заботиться о всех своих членах.

Законы воспитания

Пункт 1. Воспитание будет общим, равным, последовательным, производственным и сельскохозяйственным.

Пункт 2. Каждая коммуна будет иметь для каждого пола специальное помещение, разделенное на столько отделений, сколько будет различных возрастов. Каждое из этих помещений будет соответствовать всем желательным условиям здоровья, удобства, развлечений и т. д.

Пункт 3. Три важнейшие цели воспитания суть: 1) сила и ловкость тела; 2) развитие ума; 3) доброта и энергия сердца.

Пункт 4. Для облегчения всех видов ученичества и обучения каждая школа будет разделена на много классов или серий.

Пункт 5. Так же, как в отношении людей взрослых, никогда не будет применяться принуждение и к детям. Чтобы приучить их ко всему хорошему, достаточно силы режима общности, той привлекательности, которые эгалитарное обучение и воспитание имеют сами по себе.

Пункт 6. Обучение будет энциклопедическим и вместе с тем теоретическим и практическим.

Пункт 7. Прозорливости и проницательности человеческого ума будет предоставлена полная свобода в отношении умозрительных и экспериментальных наук, целью которых является либо исследование тайн природы, либо совершенствование искусств, служащих для удовольствия и пользы общества" (с. 435-436).

К началу страницы
Содержание    1.9. "Путешествие в Икарию" Этьена Кабе  1.11. "Новая Гармония" Роберта Оуэна