Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Кабе Этьен. Путешествие в Икарию. - М. - Л., 1935. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

9. "Путешествие в Икарию" Этьена Кабе

Кабе (1788-1856) родился в Дижоне (Франция) в семье ремесленника. Получив хорошее образование, он становится адвокатом, выступая главным образом по политическим делам. Кабе был одним из руководителей тайного союза карбонариев и принимал активное участие в июльской революции 1830 г.

Став на позиции утопического социализма, Кабе пишет в 1838 г. роман "Путешествие в Икарию", где излагает свои взгляды на организацию будущего общества. "Путешествие в Икарию" имело огромный успех среди ремесленников и рабочих. В 1848 г. Кабе вместе со своими последователями создал в Америке колонию "Икарию", которая, раздираемая внутренними противоречиями, распалась.

Основными предпосылками создания коммунистического общества Кабе считал уничтожение частной собственности и установление общности имущества. По его мнению, необходимо сохранить семью в обществе будущего, однако он не находил нужным представить женщине политические права наравне с мужчиной.
Э. Кабе. Город Икара. 1840. Схематический генплан (реконструкция Г. Градова) (1 - кварталы; 2- районная площадь; 3 - центр города)

Ниже приведены выдержки из первого тома "Путешествия в Икарию"1.

"Тирама показалась мне новым и правильно построенным городом...

Все здания на каждой улице были одинаковы, но сами улицы были различны...

В особенности показались мне восхитительными сады, которые одновременно являлись общественными местами гулянья" (с. 31).

"... территория делится на сто провинций, почти равных по пространству и населению.

А вот карта провинции. Вы видите, что она делится на десять почти одинаковых по величине общин, что главный город провинции находится почти в ее центре, а каждый город общины в центре последней.

Теперь взгляните на карту общин! Вы видите, что кроме города она содержит восемь деревень и много ферм, правильно расположенных на ее территории...

Мы познакомились затем с великолепным планом Икары.

Город, почти круглый, разделен на две приблизительно равные части Таиром.., течение которого было выправлено и заперто между двумя стенами по прямой линии...

...посредине города река делится на два рукава, которые удаляются друг от друга, сближаются и снова соединяются в первоначальном направлении, чтобы образовать довольно обширный круглый остров. Этот остров представляет площадь, центральную площадь, усаженную деревьями; посредине ее возвышается дворец, включающий обширный и роскошный сад, подымающийся террасой, из центра которого выступает высокая колонна, увенчанная колоссальной статуей, господствующей над всеми зданиями. На обеих берегах реки... широкие набережные, окаймленные общественными памятниками. Вокруг этой центральной площади и вдали от нее... два круга других площадей, рассеянных по всему городу почти на одинаковом расстоянии друг от друга...

- А что означают, - спросил я его, - все эти широкие и длинные розовые ленты, которые я замечаю всюду между домами двух лиц?

- Это сады, которые находятся позади этих домов. Я вам сейчас их покажу. Но сперва посмотрите на эти массы, отличающиеся легкими оттенками всех цветов, которые охватывают весь город. Их шестьдесят; эти шестьдесят кварталов (или общин), почти одинакового размера, представляющих каждый по площади и населению обычный город общины.

...Посмотрите на план одного из этих кварталов. Все, что закрашено, представляет собой общественные здания. Вот школа, больница, храм! Красные - это большие мастерские, желтые - большие магазины, голубые - дома собраний, фиолетовые - памятники. Заметьте, что все общественные здания распределены так, что они имеются на всех улицах, и что все улицы охватывают одинаковое количество домов с более или менее многочисленными и обширными зданиями.

А вот план улицы! Вы видите с каждой стороны шестнадцать домов с одним общественным зданием посредине и двумя другими на обоих концах...

...Сад представлял обширный квадрат, устроенный между домами четырех улиц (из которых две параллельные и две перпендикулярные), прорезанный посредине широким газоном между двумя аллеями, покрытыми прекрасным красноватым песком. Все остальное пространство было занято газоном вплоть до самых стен и обработано и покрыто цветами, кустами, плодовыми деревьями...

Весь этот ансамбль составлял великолепный сад, который наполнял благоуханием воздух и очаровывал взгляд; являясь восхитительным общественным местом гулянья, он в то же время увеличивал удобства примыкавших домов" (с. 48-52).

"...Все дома на каждой улице одинаковы, но улицы различны и каждая воспроизводит красивые дома других стран" (с. 96).

"...Икар установил образцовый план дома после того, как совещался с жилищным комитетом и всем народом, после того как исследовал дома различных стран... Каждый дом имеет четыре этажа (не считая партера), каждый в три, или четыре, или пять окон шириною. Под партером находятся погреба, погребки, дровяные и угольные сараи...

В партере... мы находим столовую, кухню и все необходимые для нее помещения, маленькую приемную, которая служит библиотекой, ванную с домашней аптечкой; маленькую мастерскую для мужчин и другую для женщин, со всеми инструментами, в которых имеется нужда в хозяйстве; небольшой двор для птиц, кладовую для садовых орудий и сад, расположенный за домом.

Первый этаж заключает в себе большой салон, где находятся музыкальные инструменты.

Остальные комнаты первого этажа, равно как и комнаты других этажей, представляют спальни или помещения, назначенные для всякого иного употребления" (с. 125-126).

"...Дома имеются трех размеров- в три, или четыре, или пять окон в ряд для семей, насчитывающих меньше двенадцати, двадцати пяти или сорока человек. Когда семья более многочисленна (что случается часто), она занимает два маленьких дома, сообщающихся при помощи внутренней двери... обстановка абсолютно одинакова, как и дома..." (с. 132).

"Общественное земельное достояние и общественный капитал принадлежат нераздельно народу, который обрабатывает и эксплуатирует их сообща, который управляет ими сам или через посредство своих уполномоченных и затем распределяет поровну все продукты...

Все орудия труда и сырье, материалы для обработки доставляются общественным капиталом, и точно так же все продукты земли и промышленности складываются в общественных магазинах.

Все мы получаем: пищу, одежду, жилище и обстановку за счет общественного капитала, и все это в равной мере, соответственно полу, возрасту и некоторым другим обстоятельствам, предвиденным в законе" (с. 75-76).

"Каждый республиканский магазин имеет ...таблицу ресторанов, мастерских, школ, больниц и семей, которые он должен снабжать, и количество, которое он должен каждому посылать.

Он имеет также необходимых служащих, все приспособления и средства транспорта...

...Магазин имеет для каждой семьи отдельную корзину, вазу, определенную меру, отмеченную номером дома и содержащую ее долю провизии, хлеба, молока и т. д., и все эти сосуды имеются в двойном количестве, чтобы одни относить полными, а приносить другие пустыми; каждый дом имеет при входе специально устроенную для этого нишу, в которой развозчик находит пустые сосуды и замещает их наполненными" (с. 111-112).

"В каждой семье женщины и девушки выполняют вместе все домашние работы от пяти или шести часов утра до восьми с половиной, а от девяти часов до часа пополудни они работают по своей профессии в мастерской...

Все рабочие каждой профессии работают вместе в огромных общих мастерских" (с. 193).

"В пять часов все встают; к шести часам все наши народные средства перевозки и все улицы переполнены мужчинами, которые направляются в свои мастерские; в девять часов вы видите с одной стороны женщин, с другой - детей; от девяти до часа пополудни все население находится в мастерских или школах; в половине второго вся масса рабочих оставляет мастерские, чтобы соединиться со своими семьями и соседями в народных ресторанах; от двух до трех все обедают; от трех до девяти все население наполняет сады, террасы, улицы, места для гуденья, народные собрания, курсы, театры и все другие общественные места; в десять часов все ложатся, и в течение ночи, от десяти до пяти, улицы совершенно пустынны" (с. 201).

"Комитет ученых, учрежденный национальным представительством, получающий помощь от всех граждан, составил список всех известных средств питания, указав хорошие или плохие качества каждого из них" (с. 106).

"В шесть часов утра, до начала работ, все рабочие, т.е. все граждане, совместно подкрепляются в своих мастерских очень простым первым завтраком.., изготовленным и сервированным рестораном мастерской.

В девять часов они завтракают в мастерской, тогда как жены и дети их завтракают дома.

В два часа все жители данной улицы все вместе едят в республиканском ресторане обед, приготовленный одним из ресторанов республики.

А вечером, между девятью и десятью часами, каждая семья ест у себя дома ужин или легкую закуску, приготовленную женщинами.

...Общий обед в роскошных залах, изящно декорированных и вмещающих от одной до двух тысяч человек...

...Общность обедов дает огромную экономию в сравнении с индивидуальными обедами и, следовательно, позволяет улучшить их качество, увеличить их разнообразие.

А так как республика занята только благом своих детей, ты не будешь также удивлен, что она простирает свою заботливость до того, что дает им возможность по воскресеньям есть у себя дома, в своем кругу, обедать со своими личными друзьями, проводить даже день в деревне. С этой целью она во всех ресторанах готовит холодные блюда, которые доставляются семьям, и предоставляет в их распоряжение средства транспорта, когда они хотят воспользоваться деревенским воздухом" (с. 108-110).

"Что касается хозяйства, которое должно вестись... женщинами и детьми в каждой семье, то ...республика устраняет из домашних работ все вызывающее утомление и отвращение...

Завтрак и обед, две главные части ежедневной еды, имеют место вне дома и приготовляются национальными поварами, тогда как вся наша одежда, мужская и женская, а также стирка производится и выполняется мастерскими республики, а мы таким образом должны заботиться о содержании в порядке и починке одежды и о приготовлении самых простых блюд для двух трапез, требующих лишь наиболее приятной кухонной работы" (с. 129-130).

"Так как сельское хозяйство рассматривается у нас как наиболее необходимое из искусств, то республика хочет, чтобы все граждане могли быть, в случае нужды, земледельцами и были воспитаны и обучены таким образом, чтобы могли стать ими.

Впрочем, знания, необходимые земледельцу, считаются необходимыми и для граждан всех профессий. Поэтому все дети изучают элементы сельского хозяйства...

В семнадцать и восемнадцать лет дети земледельца могут вполне свободно выбрать другую профессию, если какая-нибудь семья в городе согласна усыновить их, точно так же, как дитя города может стать земледельцем, если какой-нибудь фермер соглашается принять его в свою семью" (с. 278-279).

"...Фермы были построены согласно плану-образцу, как и все остальные мастерские республики" (с. 284).

"Все икарийцы, без различия пола и профессии, получают одинаковое общее и элементарное воспитание, охватывающее элементы всех человеческих познаний.

Все, выполняющие одну и ту же промышленную или научную профессию, получают, кроме того, одинаковое социальное или профессиональное воспитание, охватывающее всю теорию и практику этой профессии.

Воспитание является домашним для той части, которая вверена родителям в недрах семей, и общественным или общинным для части, вверенной народным учителям в национальны школах" (с. 143-144).

"В пять лет начинается общественное воспитание, до семнадцати и восемнадцати лет комбинирующееся с домашним воспитанием, ибо дети отправляются в школу только в девять часов, после завтрака, а возвращаются в шесть часов, после учения и двукратного приема пищи в школе.

Как и все остальные члены семьи, дети всех возрастов встают в пять часов.

До восьми с половиной дети под руководством старших занимаются хозяйством, туалетом и уроками.

Вечером, по возвращении, они находятся в семье и распределяют свое вечернее время между прогулкой, играми, беседой и уроками, но все так рассчитано и комбинировано, что всегда является частью воспитания" (с. 151).

"Элементы сельского хозяйства, механики и промышленности также составляют часть нашего общего воспитания.

И все это элементарное воспитание почти одинаково как для девочек, так и для мальчиков, хотя часто в отдельных школах и с различными учителями...

В семнадцать лет для девушек и в восемнадцать для мальчиков начинается специальное и профессиональное воспитание, которое имеет целью дать каждому все творческие и практические познания, необходимые, чтобы преуспевать в научной или промышленной профессии" (с. 155-156).

Города Икарии имеют большие отели, централизованные конюшни в четыре этажа, рядом с которыми размещены кузницы, мастерские, склады фуража и т. д., многочисленные памятники, большие мастерские и магазины, крытые тротуары.

В городах имеются в необходимом количестве школы, больницы, храмы, залы для общественных собраний, цирки, театры, музеи и т. д.

Все однотипные производственные процессы сосредоточены в одном месте. Так, Кабе описывает огромную типографию с 5000 рабочих, хлебопекарню, представляющую собой "пять или шесть огромных параллельных зданий" (с. 99), часовую мастерскую - здание в три этажа, женскую швейную мастерскую на 2500 работающих.

Каждый квартал имеет школу и больницу, расположенную среди природы. Семья в Икарии - основная ячейка общества. Брак и супружеская верность охраняются законом, вместе с тем разрешается развод.

К началу страницы
Содержание    1.8. "Новый хозяйственный и социетарный мир" Шарля Фурье  1.10. "Кодекс общности" Теодора Дезами