Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Цитаты даны по изданию Академии наук СССР: Морелли. Кодекс природы, или истинный дух ее законов. - M.-Л., 1956. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

7. "Кодекс природы" Морелли

О жизни Морелли, французского утописта XVIII в., нет никаких достоверных сведений. Его труды вышли анонимно. Самое значительное его произведение - "Кодекс природы" - опубликовано в 1755 г. Здесь Морелли дает описание будущего коммунистического общества. Он решительный противник частной собственности, поэтому основой будущего строя Он считает общественную собственность. Будущее общество, по Морелли, составляет единое хозяйственное целое (в противоположность отдельным самодовлеющим приходам-общинам у Мелье), руководимое единым хозяйственным планом. Он сторонник централизованной формы организации общества.

В заключение своего сочинения Морелли дает "Образец законодательства, согласно с намерениями природы", где он кратко излагает свои взгляды на принципы организации общества будущего.

Ниже приведены дословно некоторые из этих "законов", которые дают полное представление о том, как представлял себе Морелли будущее общество1.

"В обществе ничто не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которые каждый употребляет для удовлетворения своих потребностей, для удовольствий или для своего повседневного труда...

Каждый гражданин будет должностным лицом, обеспеченным работою и получающим содержание на общественный счет...

Каждый гражданин будет содействовать, со своей стороны, общественной пользе сообразно своим силам, дарованиям и возрасту...

Для того чтобы все происходило в образцовом порядке, без путаницы, без замешательства, будут проведены перепись всей нации и разделение ее по семьям, по трибам и по городам, а если она очень многочисленна, то и по провинциям...

Каждая триба будет состоять из одинакового числа семей, каждый город - из одинакового числа триб и так далее...

В каждом десятке, сотне и т. д. граждан будет состоять известное число рабочих каждой профессии; это число будет пропорционально трудности их работы и количеству того, чем нужно снабдить население каждого города, не утомляя слишком этих рабочих...

Чтобы регулировать распределение произведений природы или искусства... Все стойкие произведения будут складываться в общественных магазинах, причем одни будут распределяться ежедневно или в назначенные сроки между всеми гражданами, чтобы удовлетворять обычные потребности жизни и служить материалом для работ различных профессий, а другие будут выдаваться тем, кто их употребляет.

...произведения природы или искусства, которые скоро портятся; эти вещи будут приносимы на общественные рынки и там распределяемы лицами, ведающими их возделыванием или производством" (с. 210-213).

"Каждый город будет иметь свою территорию, по возможности не разделенную и наиболее правильной формы, притом не на правах собственности и лишь в количестве, для прокормления его жителей, и для того, чтобы дать занятие лицам, на которых будет возложена обработка земли...

Каждый гражданин без исключения обязан будет в возрасте от двадцати до двадцати пяти лет заниматься земледелием, разве только ему помешает какой-либо недуг.

...величина каждого города будет приблизительно одинаковая...

Вокруг большой площади правильной формы будут построены в одинаковом и привлекательном стиле общественные магазины для всяких припасов и залы для общественных собраний...

За этой оградой будут правильно расположены городские кварталы, равные, одинаковых очертаний и правильно разделенные улицами...

Каждая триба займет квартал, каждая семья - просторное и удобное помещение. Все эти здания будут одинаковой формы...

Все кварталы города будут расположены таким образом, чтобы в случае необходимости можно было увеличить их число, не нарушая их правильности; эти увеличения не перейдут известных границ...

На некотором расстоянии вокруг городских кварталов будут построены в виде галерей мастерские всех механических профессий для всех рабочих корпораций, численность которых превысит 10 человек...

Вне этой ограды, состоящей из мастерских, будет построен другой ряд зданий, предназначенных для жилья, занятых в земледелии и связанных с ним профессиях, а также для того, чтобы служить мастерскими для этих профессий, сараями, кладовыми, помещениями для скота и складами орудий - всегда в количестве, необходимом для обслуживания каждого города...

На некотором расстоянии за всеми этими оградами будет построено в самой здоровой местности просторное и удобное здание для помещения и лечения в нем всякого больного гражданина...

На этой же стороне будет построено удобное убежище для всех немощных и престарелых граждан" (с. 215-219).

"В десять лет каждый гражданин начнет учиться той профессии, к которой будет чувствовать склонность или к которой будет казаться способным, не будучи, однако, принуждаем к этому. В возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет он женится, от двадцати до двадцати пяти лет он будет заниматься какой-нибудь отраслью земледелия, в двадцать шесть лет он будет мастером либо в своей профессии, если вернется к ней, либо в той профессии, связанной с земледелием, которой он будет продолжать заниматься" (с. 221).

"Всякий гражданин должен будет тотчас по достижении брачного возраста вступить в брак...

Первое супружество будет нерасторжимо в течение десяти лет, после которых будет допускаем развод с согласия обеих сторон или по желанию одной только стороны. Разошедшимся лицам нельзя будет вступать в брак с лицами, более молодыми, чем они сами, равно как с более молодыми, чем лица, которые они покинули. Право это будет предоставлено только овдовевшим...

Сыновья одного отца, хотя бы женатые и имеющие детей, станут главами семейства только после смерти их отца...

По достижении пятилетнего возраста все дети каждой трибы будут собраны вместе и помещены в предназначенные для этого дома, мальчики и девочки отдельно. Их пища, одежда и первоначальное обучение будут везде совершенно одинаковыми, без всяких отличий...

Известное число отцов и матерей семейств будет под надзором главы трибы заботиться об этих детях, как о своих собственных, в течение пяти дней; затем их сменит по очереди такое же число других родителей...

Каждый ребенок по достижении десятилетного возраста покинет этот общий родительский дом, чтобы перейти в мастерские. Здесь детям дадут помещение, стол и одежду, а обучать их будут мастера и старшины каждой профессии, которых они должны будут слушаться, как своих родителей, - все это будет осуществляться сообща в каждой корпорации и в каждой мастерской, где дети каждого пола будут обучаемы отдельно подходящим для них занятиям...

В возрасте 15-16 лет, когда молодые люди женятся, они покинут общественные академии, чтобы вернуться в отцовский дом, откуда они будут в назначенные часы отправляться ежедневно в мастерские, чтобы там заниматься своей профессией, пока не достигнут надлежащего возраста для занятия земледелием. Тогда они перейдут в предназначенные для этого помещения" (с. 232-240).

К началу страницы
Содержание    1.6. "Завещание" Жана Мелье  1.8. "Новый хозяйственный и социетарный мир" Шарля Фурье