Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Малье Ж. Завещание. - М., 1954. - Т. 2. - С. 198-199. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

6. "Завещание" Жана Мелье

Мелье (1664-1729) принадлежит к идеологам уравнительного коммунизма. Он один из первых связал идеи социального равенства и общности имуществ с призывом бороться с угнетателями.

Мелье родился в Шампани (Франция). Окончив духовную семинарию, он становится священником в небольшом церковном приходе в Этрепиньи, где до конца своих дней добросовестно исполняет возложенные на него обязанности. Он был хорошо знаком с тяжелым положением крестьян, среди которых прожил всю свою жизнь, что не могло не отразиться на его взглядах.

"Завещание", написанное Мелье в последние годы его жизни, долгое время было известно только в списках. Краткие выдержки из рукописи были опубликованы в 1762 г., полностью же "Завещание" было издано лишь в 1864 г.

Критикуя социальную несправедливость современного ему общества, Мелье пишет, что всеми благами и богатствами земли люди "должны были бы владеть сообща на равных правах и пользоваться ими точно так же на одинаковом положении и сообща. Я разумею всех живущих в одной местности или на одной и той же территории; все мужчины и женщины из одного и того же города или из одного местечка, одной деревни, одного прихода должны составлять одну семью, видеть друг в друге братьев и сестер, детей одних отцов и матерей, они должны любить друг друга, как братья и сестры и, следовательно, жить друг с другом в мире и сообща пользоваться одной и той же сходной пищей и иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища, одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с другой стороны, все должны одинаково заниматься делом, т.е. трудом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием, каждый по своей профессии или сообразно тому, что является более необходимым или желательным, сообразно обстоятельствам или временам года и соответственно потребности в тех или иных предметах. Все это должно происходить не под руководством лиц, стремящихся властно, тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния. Все города и другие общины, граничащие друг с другом, должны стараться заключить между собой союз и хранить нерушимый мир и согласие между собой, дабы помогать друг другу в нужде; ибо без такой взаимности не может быть общественного благосостояния"1.

Мелье считает, что нерасторжимый церковный брак ведет ко многим несчастьям в жизни людей. Необходимо предоставить "одинаковую свободу мужчинам и женщинам беспрепятственно сходиться, следуя своему влечению, равно как свободу расходиться и расставаться друг с другом, когда им станет в тягость совместная жизнь или когда новое влечение побудит их к заключению другого союза..." (с. 214). Все дети должны содержаться и воспитываться "сообща, на общественный счет" (с. 216).

Следовательно, в представлении Мелье будущее общество должно состоять из союза отдельных общин - приходов, где все равны между собой, владеют всем сообща, живут в одинаковых жилищах, трудятся на благо общества, не знают нерасторжимых уз брака и воспитывают детей также сообща. Мелье делает общину-приход замкнутой в себе общественно-хозяйственной единицей.

К началу страницы
Содержание    1.5. "История севарамбов" Дени Вераса  1.7. "Кодекс природы" Морелли