Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Верас Дени. История севарамбов. - М., 1956. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

5. "История севарамбов" Дени Вераса

Верас - французский утопист XVII в., стоявший у истоков утопической французской литературы. Его книга - это первый образец французского утопического романа с четкой коммунистической тенденцией. Первая часть романа издана в 1675 г. По форме - это роман путешествий, написанный от лица путешественника, потерпевшего кораблекрушение и попавшего в страну севарамбов. Основной ячейкой общества севарамбов является осмазия, занимающая большое здание, носящее то же название. Население осмазии составляет хозяйственную и политическую корпорацию - это прототип будущих форм (XVIII-XIX вв.) общественных мастерских, коммун и т. д.

Осмазии делятся на городские и сельские, жители которых занимаются сельским трудом. Существуют, кроме того, осмазии-школы.

Осмазии - это не фаланги Фурье, где все производится для себя, т.е. не самодовлеющая хозяйственная единица. Продукция осмазии идет на удовлетворение потребностей всего общества. В осмазии могут жить работники разных специальностей. Они объединены в дюжины под руководством бригадиров. Распределение продуктов между осмазиями идет через систему магазинов - центральных и местных, имеющихся в каждой осмазии. Все излишки сдаются в центральные магазины - оттуда же получают и все необходимое.

В "Утопии" Мора рабочий день равен 6 часам, в "Городе Солнца" Кампанеллы - 4 часам. Верас первым провозгласил деление дня на три равные части: работа, отдых, удовольствия. Принципиальные основы хозяйственного строя севарамбов: равенство граждан и общность имущества. Остается противоположность умственного и физического труда.

Воспитание детей: до 7 лет ребенок находится в семье, а затем переходит в общественную школу, где обучение сочетается с трудом.

Выдержки из текста "История севарамбов"1:

По пути в г. Спорунд, расположенный у слияния двух рек, путешественники видели осмазии - "строения из камня и кирпича, похожие на большие замки квадратной формы...

...повели нас в город через великолепные большие ворота, к которым вела красивая улица, пересекаемая другими совершенно одинаковыми улицами. Наконец, нас привели в прекрасный дом с замечательным входом, комнаты в котором были расположены как в монастырях: они были окружены со всех сторон широкими галереями, а посредине находился цветник с прорезами зеленого газона. Со двора нас ввели в большой низкий зал... Немного спустя нас провели в другой зал, где стояли столы, уставленные блюдами" (с. 116-117).

В центре города Спорунда посреди большой площади расположен дворец квадратной формы. Пройдя один двор, путешественники прошли в другой двор, в одном из залов которого находится трон правителя Спорунда.

"За всю свою жизнь я не видел лучше распланированного города: он состоял из больших квадратных зданий, похожих друг на друга, в каждом из них размещалось более тысячи человек. Во всем городе, имевшем в окружности более четырех миль, было семьдесят шесть таких домов" (с. 122-123).

Кроме дворца, в Спорунде были громадный храм и амфитеатр для соревнований и танцев.

Крупный город Акропсинд состоял из 48 квадратных зданий (осмазий). Большинство же городов и селений имело не более десяти-пятнадцати осмазий. Так автор описывает маленький город Спорунид, состоявший всего из шести квадратных зданий (осмазий), а также упоминает о других городах с такими квадратными зданиями. Среди этих городов - Спорагуэст, имевший четырнадцать осмазий, Обмелинд - десять, Мененд - восемь, а селение Диэнесте состояло всего из четырех осмазий.

Осмазионт - управляющий квадратным знанием, т.е. осмазией, имеет двух помощников. Все остальные жители осмазии делятся на дюжины во главе с бригадирами. "Фасад этих осмазий, в каждой из которых свободно размещается более тысячи человек, имеет пятьдесят геометрических шагов в длину и четыре двери, расположенные одна против другой, внутри же большой двор с зеленью... все дома имеют четыре этажа в высоту.

На всех лицах, прямых и очень широких, можно видеть железные столбы, поддерживающие широкие балконы, под которыми можно ходить, не боясь ни дождя, ни солнца. Все эти балконы украшены красивыми вазами, наполненными землею, в которых насажены различные цветы и деревца, образующие как бы садики перед окнами. Внутри осмазии вокруг двора есть такие же балконы и садики, посредине же двора также цветник, в центре которого находится водоем дома с фонтаном посредине. Вода для фонтана стекает с крыши, куда она поднимается для того, чтобы в случае пожара тушить огонь, и оттуда расходится по всевозможным устроенным для этого трубам по ванным и на другие нужды во все помещения и, наконец, в фонтан цветника... По крышам осмазии можно пройти и обойти все кругом... Во время сильной летней жары на высоте крыши над улицами протягивается полотно, дающее тень и прохладу и так хорошо защищающее прохожих от солнца, что они жары не чувствуют. То же самое делают и во всех дворах" (с. 200-202).

Жители страны севарамбов постепенно осваивали территорию острова, образовывая новые колонии; "по всей стране насчитывается уже более пяти тысяч осмазий, образующих города и поселки - или разбросанных в разных местах страны по три в одном месте, по две в другом; но встречаются также совсем одинокие осмазии" (с. 203).

Жилища, как и все в стране севарамбов, принадлежат государству. Население страны, разделенное по осмазиям, живет общинами. Управляющие осмазиями (общинами) образуют генеральный совет.

Все предметы потребления хранятся в общественных складах, откуда они по мере необходимости доставляются в склады осмазий, а излишки из самих осмазий поступают в общественные склады. Жители деревенских осмазий занимаются земледелием.

Существуют специализированные осмазии, "в которых воспитываются дети обоего пола, но каждый пол - отдельно; там имеются директора и учителя, которые занимаются образованием молодежи и, кроме того, обучают ремеслам и искусствам" (с. 293).

Туда родители отдают детей с 7 лет, с этого времени белые одежды детей заменяются желтыми. "Отец и мать целиком лишаются данной природой власти над детьми, сохраняя лишь их любовь и уважение, и с этого момента дети становятся детьми государства. Их тотчас же направляют в общественные школы, где в течение четырех лет их учат повиновению законам, обучают читать и писать, а также танцевать и обращаться с оружием.

После четырехлетнего пребывания в этих школах, когда дети физически окрепли, их посылают в деревню, где в течение трех месяцев их учат обрабатывать землю, заставляя работать по четыре часа в день, а четыре они продолжают упражняться в тех предметах, которым их уже обучали в школах...

Когда дети достигают четырнадцатилетнего возраста, меняются их жилища и одежда: желтую одежду снимают и надевают зеленую... После этого их обучают основам грамматики и заставляют избрать профессию...

Девочек обучают соответствующим их полу ремеслам...

Когда им исполняется шестнадцать лет, а мальчикам девятнадцать, им разрешается любить и думать о браке...

В течение восемнадцати месяцев девушки на выданье... и юноши... имеют возможность видеться...

После свадьбы юношам выдают синюю одежду по случаю достижения ими двадцати одного года, а также и девушкам, потому, что они соединены с ними узами, но чтобы отметить, что... ей еще не исполнилось двадцати одного года, у ее синей одежды рукава зеленые" (с. 298-302).

Таким образом, единым типом здания в стране севарамбов является осмазия, причем города и поселки различаются между собой лишь количеством этих однотипных зданий. Этот принцип организации общества отличает утопию Вераса от других утопий. Верас не пытается отвечать на вопрос, какие типы поселения - города или деревни - должны быть в обществе без частной собственности. Он подходит к решению этого вопроса с другой стороны, создав первичную хозяйственную и политическую ячейку будущего общества - осмазию, из которых и состоят поселки и города страны севарамбов. Причем количество осмазий в том или ином населенном пункте не имеет принципиального значения и колеблется от отдельно стоящей осмазий до 267 в главном городе страны. Население каждой осмазий составляет единый трудовой коллектив, занятый ремеслом или сельским хозяйством.

Каждая семья, по-видимому, имеет отдельные жилые помещения, в первых этажах осмазий помещаются столовые, склады и другие общественные помещения. Кроме того, в каждом городе имеются храм, амфитеатр и др.

Обращает внимание, что Верас доводит регламентацию жизни севарамбов до единой по цвету одежды для детей и молодежи, причем цвет меняется при достижении определенного возраста - белый, желтый, зеленый, синий.

К началу страницы
Содержание    1.4. "Города Солнца" Кампанеллы  1.6. "Завещание" Жана Мелье