Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Кампанелла. Город Солнца. - М-Л., 1954. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

4. "Города Солнца" Кампанеллы

Изданный в 1623 г. "Город Солнца" Кампанеллы (1568-1639) - одна из наиболее известных социальных утопий, оказавшая значительное влияние на авторов XVIII-XIX вв. Кампанелла родился в Калабрии (Южная Италия). В юношеском возрасте он вступил в монашеский орден доминиканцев. За свободомыслие и призывы к восстанию против испанских завоевателей в 1598 г. он был арестован и около 30 лет провел в тюрьме, где написал все лучшие свои сочинения, в том числе и "Город Солнца".

Литературная форма книги "Город Солнца"1 - диалог - была распространена в XV-XVI в.

Кампанелла Город Солнца. 1602. Схематический генплан (реконстуция Г. Градова) (1 - центр города; 2 - храм; 3 - радиальные улицы; 4 - кольцевые улицы; 5 - лестницы и жилые помещения)
Рассказ о Государстве Солнца ведется от лица морехода-генуэзца, вернувшегося домой из путешествия.

В Государстве Солнца полностью отсутствует частная собственность, каждый гражданин (солярий) обязан трудиться на пользу общества, все продукты труда являются общественным достоянием и поступают в общественные склады.

"В Городе Солнца, где обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день; остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении, рассказах, письме, прогулках, развитии умственных и телесных способностей" (с.70).

"Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием: наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами... Вся молодежь прислуживает старшим, кому минуло сорок лет" (с. 56-57). В ее обязанность входит обслуживать общественные трапезы, поддерживать порядок в спальнях и т. д.

Кроме своего ремесла каждый солярий обязан принимать участие в военном деле, земледелии и скотоводстве. Сельскохозяйственные работы выполняются в порядке всеобщей трудовой повинности. В сезон полевых работ все жители города выходят на поля "с трубами, тимпанами, знаменами и исполняют надлежащим образом все работы в самое незначительное число часов" (с. 86).

Труд считается у соляриев самым почетным делом. Наибольшим уважением в государстве пользуются граждане, владеющие большим числом ремесел или исполняющие наиболее тяжелые работы (к таковым относится и строительство).

В отличие от Утопии в Государстве Солнца семьи нет.

Кампанелла пишет: "И то, что мы считаем для человека естественным иметь собственную жену, дом и детей, дабы знать и воспитывать свое потомство, это они отвергают, говоря, что деторождение служит для сохранения рода..., а не отдельной личности" (с. 66).

Отношение между полами регулируется государством, причем ведется "наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство" (с. 44).

Регламентирование взаимоотношений между мужчинами и женщинами в "Городе Солнца" скорее напоминает племенные питомники в животноводстве, чем человеческое общество: "начальники определяют... какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг к другу... Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужчинами; полные же- с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга... Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери. Час этот определяется астрологом и врачом" (с. 61-62).

Начиная с грудного возраста дети воспитываются совместно "в общих помещениях... Вскормленый грудью младенец передается на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, если это мальчик. И тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картинки, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и языками" (с. 64-65).

"Во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки" с. 40). Здесь имеются начертания и изображения и геометрических фигур, и карт, и алфавиты различных языков, и законы, и породы всех птиц и животных, и т. д. и т.п. "Для всех этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста" (с. 43).

"До третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов... спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены... одновременно с этим водят их в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. для выяснения наклонности каждого.

На восьмом году, после начального обучения основам математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам" (с. 49).

Дети учатся, занимаются физическими упражнениями и одновременно исполняют возложенные на них общественные обязанности. "Впоследствии они получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего... Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться земледелию и скотоводству" (с. 50).

Главный город Государства Солнца подробно описан Кампанеллой и во многом напоминает "идеальные" города, проекты которых появлялись в эпоху Ренессанса в Италии. Главное внимание при планировке города уделялось его обороне.

"На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города; многочисленные же его окружности выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи... Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света...

Итак, войдя северными воротами..., увидел я ровное пространство шириною в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные палаты, соединенные со стеною второго круга, так что они, можно сказать, составляют как одно целое здание. На половине высоты этих палат идут сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады наподобие колоннад, или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят прямо с улицы, а в верхние- по мраморным лестницам, ведущим в подобные же внутренние галереи, а из них- в прекрасные верхние покои с окнами как на внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими перегородками...

Отсюда можно пройти к следующему проходу между стенами, шага на три уже первого, с которого видна первая стена следующего круга с подобными же галереями вверху и внизу; а с внутренней стороны идет другая стена, опоясывающая палаты, с такими же выступами и переходами, опирающимися снизу на колонны; вверху же, там, где находятся двери в верхние покои, она расписана великолепною живописью. Таким образом, по подобным же кругам и через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга... На вершине горы находится открытая и просторная площадь, по середине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством" (с. 34-36).

"Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое - у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке" (с. 56). Эти спальни (на одного человека) расположены в верхних этажах зданий, примыкающих к стенам города, и связаны с галереями для прогулок.

"Нижние помещения заняты мастерскими, кухнями, кладовыми, магазинами, оружейными складами, столовыми и мыльнями" (с. 59). Причем "в каждом круге есть свои кухни, магазины, кладовые для посуды, съестных припасов и напитков" (с. 57).

Таким образом, каждый из семи кругов города имеет однотипные здания, примыкающие к стенам, в верхних этажах которых размещены спальни и галереи, а в нижних - мастерские, склады, кухни и столовые.

Принятие пищи, как и все в жизни соляриев, строго регламентировано и происходит в общественных столовых. "Столы ставят в два ряда, с сиденьями по обеим сторонам; с одной стороны сидят женщины, с другой - мужчины" (с. 57). Молодежь прислуживает взрослым во время трапез. Моются жители города в общественных "банях, которые у них устроены по образцу римских" (с. 93).

"Памятники в честь кого-нибудь ставятся лишь после его смерти... Этим исключается и возможность идолопоклонства. Остаются, однако, изваяния и изображения героев, на которые часто взирают красивые женщины, предназначенные государством для деторождения" (с. 107).

К началу страницы
Содержание    1.3. "Утопия" Томаса Мора  1.5. "История севарамбов" Дени Вераса