Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга вторая
Социальные проблемы

1. Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. - М., 1968. - C. 198.
Здесь и далее по всей книге в цитатах сохраняется орфография оригиналов. Вернуться в текст
2. Строительная промышленность. - 1930. - №1. - С. 2-6. Вернуться в текст


Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях

1. Коллективистско-уравнительные тенденции социальных утопий

Авторы социальных утопий, как правило, уделяли внимание проблемам архитектуры и градостроительства, связывая типы жилья, общественных зданий и населенных мест описываемого ими общества будущего с его социальным устройством.

Классики марксизма с вниманием относились к отдельным идеям авторов социальных утопий. Известно, например, что план монументальной пропаганды зародился у В. Ленина под влиянием книги Т. Кампанеллы "Город солнца". А. Луначарский в своих воспоминаниях передает состоявшийся в 1918 г. разговор с В. Лениным, который в этой беседе говорил: "Давно уже передо мной носилась эта идея, которую я Вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем "Солнечном государстве" говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же"1.

Можно отметить еще и такой факт - среди революционеров всех времен и народов, имена которых по предложению Ленина были выбиты на обелиске в Александровском саду в Москве, есть и социалисты-утописты: Кампанелла, Мелье, Т. Мор, Сен-Симон, Фурье.

Ф. Энгельс высоко оценивал некоторые практические предложения социалистов-утопистов, например изобретенные Р. Оуэном детские сады и т. д.

Вместе с тем К. Маркс и Ф. Энгельс не раз отмечали реакционность идей грубой уравнительности и всеобщего аскетизма, проповедовавшихся многими авторами социальных утопий. К. Маркс охарактеризовал как "казарменный" грубоуравнительный коммунизм, отрицающий личность человека.

Анализ текстов социальных утопий показывает, что у основоположников марксизма были все основания настороженно относиться к аскетически-уравнительной разновидности коллективистской идеи, входившей существенной частью в содержательную структуру многих социальных утопий.

"Казарменность" организации жизни в будущем идеальном государстве была характерна в большей или меньшей степени для большинства классических утопий XVI-XVIII вв.

В большинстве социальных утопий предусматривается регламентация жизнедеятельности человека (а в отдельных случаях расписывается до мельчайших деталей и весь режим дня), включая работу, отдых, одежду.

Население, как правило, делится по возрасту на несколько категорий, каждой из которых предписывается определенный образ жизни. Регламентация жизнедеятельности зачастую не ограничивается бытом, но включает в себя и духовную жизнь, которую нередко предлагается развивать по принципу установления единомыслия.

Особое внимание утописты уделяли борьбе против индивидуализма, противопоставляя ему, как правило, весьма упрощенную версию коллективизма, которая должна была приводить к усредненности членов общества.

Обложка книги В. Ф. Тотоманцева и В. М. Устинова "Утопии (социальный рай на земле)". 1917 Плакат "Родословное дерево". современного коммунизма. 1923. Кубано-Черноморский партздат. Краснодар

Во многих утопиях семья как ячейка общества отрицается. Предусматривается общественное воспитание детей.

В обществах, прогнозируемых авторами социальных утопий, господствует новая этика: труд превращен в культ, любая корысть во взаимоотношениях людей исключается.

Стремясь устранить характерное для классового общества социальное неравенство, авторы социальных утопий не только отменяли частную собственность, но и заменяли товарно-денежные отношения государственно регутируемым распределением. Экономические стимулы деятельности заменялись внеэкономическими.

Обобществление собственности и регламентация жизнедеятельности делали фактически все стороны жизни граждан "идеального" общества подконтрольными государству. Личная жизнь человека растворялась в коллективе, что должно было формировать и новый тип легко управляемой, усредненной по потребностям и духовным запросам личности.

Многое из вышеперечисленных концептуальных идей формирования "идеального" коммунистического общества, содержащихся в социальных утопиях, в той или иной форме нашло отражение в 20-е годы в нашей стране в теоретических концепциях и поисковых проектах архитекторов, дизайнеров и теоретиков производственного искусства.

Может возникнуть вопрос: а были ли известны в 20-е годы широким кругам советских архитекторов идеи авторов социальных утопий? В первой трети XX в., когда сначала подготавливался, а затем и развивался архитектурный авангард, не было недостатка в изданных на русском языке книгах и статьях, в которых публиковались, излагались или анализировались социальные утопии. Приведу лишь два примера.

В 1917 г. в Москве в серии "Революция и Культура" была издана книга профессоров В. Ф. Тотомианцева и В.М. Устинова "Утопии (социальный рай на земле)", в которой подробно, с обильным цитированием рассматривались в отдельных главах концепции Т. Мора, Т. Кампанеллы, Т. Герцки, Д. Рескина, О. Сен-Симона, О. Конта, Ш. Фурье, В. Консидерана, Л. Блана, Э. Кабе и П. Прудона, а также давался обзор практики функционирования "коммунистических колоний", организованных приверженцами социальных утопий в ряде стран Европы и в США.

В начале 1930 г. Н. Марковников публикует статью "Дом-коммуна в прошлом и настоящем"2, в которой рассматривает в одном ряду проект поселка (коммунистической общины) Р. Оуэна, проект фаланстера Ш. Фурье и проекты домов-коммун советских архитекторов. Такое сопоставление считалось в то время само собой разумеющимся.

К началу страницы
Содержание    От автора  2. Коллективистско-уравнительные идеи в античной Греции...