Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

Глава 7. Многообразие концепций формы

10. Символико-инженерный функционализм Г. Людвига

Г. Людвиг. Рисунок (автор неизвестен)
В 1912 г. Г. Людвиг оканчивает механическое отделение экспериментального лодзинского мануфактурного промышленного училища с дипломом техника-механика по ткацким станкам и поступает в Варшавский политехнический институт на инженерно-строительный факультет, который готовил инженеров-строителей широкого профиля. Обучение в институте было рассчитано на четыре года, однако после окончания второго курса Людвиг по семейным обстоятельствам переезжает в Тобольск, где работает техником-строителем (проектирует и строит различные сооружения из дерева - больницы, амбулатории, приюты, жилые дома) и одновременно продолжает заочное обучение в институте.

В 1916 г. Г. Людвиг переезжает в Москву, куда в связи с первой мировой войной был эвакуирован Варшавский политехнический институт. В годы войны резко возросла потребность в специалистах по строительству, и Людвиг, как и многие другие студенты старших курсов инженерно-строительного факультета, был командирован в Брянск, где работал техником-строителем в железнодорожном ведомстве (строил железнодорожное полотно, депо, поселки для рабочих железной дороги).

В 1920 г. в связи с постановлением об освобождении не завершивших образование студентов от всех остальных обязанностей Людвиг был направлен на учебу. Он поступает на ускоренные курсы в МВТУ, где сразу же приступает к разработке дипломного проекта крупного крематория, который он решает в виде монументального сооружения в формах упрощенной неоклассики.

Процесс преодоления неоклассики в творчестве Г. Людвига был своеобразным. К новой архитектуре он шел через символику форм и глубокое освоение техники строительства и прикладных инженерных наук (некий символический функционализм на базе освоения научно-технических достижений).

Это проявилось уже в первом значительном произведении Г. Людвига - конкурсном проекте Дворца труда в Москве (1922-1923). В этом проекте наглядно отразился своеобразный творческий путь молодого зодчего, который пришел в новую архитектуру через глубокое освоение современной техники и прикладных наук. В его творчестве как бы переплетались характерные для тех лет символико-романтические тенденции и строго инженерный подход к решению функциональных, конструктивных и технологических задач. Получив комплексное образование (технолог, инженер-строитель и архитектор), Г. Людвиг сочетал в одном лице сугубо рационального ученого-конструктора и увлеченного динамичными композициями (в духе революционной символики) художника.

Для проекта Дворца труда Г. Людвига характерно неожиданное соседство монументально решенных упрощенных символических форм (выполненная в духе традиционной символики спиралевидная башня) с формами, связанными с конструктивной основой и технологией эксплуатации здания: выполненная в ультрасовременных инженерных формах (железобетонная консольная конструкция) поднятая над зданием круглая в плане площадка для самолетов, которые специальным передвигающимся по эстакаде подъемным краном (со стрелой в виде металлической консольной фермы) могут сниматься с посадочной площадки и перемещаться на более низкий уровень, где запроектированы ангары (тот же кран поднимал самолеты из ангара на площадку). Ангары были расположены над большим залом Дворца труда, куда со стороны одного из продольных фасадов здания вел поддерживаемый арочной эстакадой пандус.

У подножия пандуса запроектирована трибуна в виде параболической раковины, причем место для оратора было предусмотрено в фокусе параболоида - с целью улучшить условия распространения звука на площади.

Тщательно проработана и акустика большого зала: запроектирован волнистый потолок (серебряные параболоиды, отражающие звуки на зрителей), а ораторская трибуна расположена в акустическом фокусе зала, причем была предусмотрена возможность акустической настройки (например, подъем ораторской трибуны в зависимости от роста оратора).

Г. Людвиг. Советское посольство в Анкаре (Турция). 1924-1926. Общий вид Г. Людвиг. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922-1923. Фасад

Г. Людвиг. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922-1923. Планы Г. Людвиг. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922-1923. Интерьер зала

Г. Людвиг. Дворец труда в Москве. Конкурсный проект. 1922-1923. Перспектива (фрагмент) Г. Людвиг. Афганское посольство в Анкаре. Проект. 1925. Фасад

Г. Людвиг. Афганское посольство в Анкаре. Проект. 1925. План первого этажа Г. Людвиг. Перекрытие летней эстрады в ЦПКиО в Москве. 1929. Фрагмент (справа вдапи - выставочный павильон "шестигранник" архит. И.Жолтовский, 1923)

Г. Людвиг. Перекрытие летней эстрады в ЦПКиО в Москве. 1929. Аксонометрия

В 1924 г. Г. Людвиг проектирует советское посольство в Анкаре. Он едет в Турцию, чтобы на месте руководить строительством посольства. Во время пребывания в Турции Людвиг изучает исторические древности (на основе этих исследований он делает работу по архитектуре древних хеттов) и выполняет для местных заказчиков ряд проектов, некоторые из которых были осуществлены. В соответствии с пожеланиями заказчиков Людвиг вносит в свои проекты элементы "восточной" архитектуры (рынки в Измире и Минисе, памятник неизвестному солдату).

В 1925 г. он создает проект афганского посольства в Турции, необычно решая план и общую объемно-пространственную композицию здания: все прямоугольные в плане помещения смещены относительно друг друга так, что фасады получили "пилообразное" построение; внутренний коридор как бы разрезает по диагонали повернутые под углом к продольным фасадам прямоугольные помещения и, продолжаясь в галерее (и хорах) зала приемов, спирально "закручивается" и вливается в круглую основную часть зала.

В выполненном в 1926 г. проекте комплекса летнего дворца президента Турецкой республики Г. Людвиг создает сложную объемно-пространственную композицию, включающую жилые, рабочие и приемные помещения, зимний и летний сад, бассейн, аквариум, спортивные площадки, ангар для личного самолета президента, причальную башню для дирижабля и др. Сочетания размещенных со сдвигом прямоугольных помещений с диагонально секущими их коридорами, галереями и переходами, соединяющими круглые в плане павильоны, обилие террас, сложная объемная пространственная композиция с вертикальной доминантой (причальная башня) - все это придает комплексу дворца оригинальный и в целом современный облик, хотя требования заказчика сдерживали фантазию мастера и влияли на появление некоторых традиционных элементов.

Виртуозное владение Г. Людвигом инженерно-техническими сторонами строительства и архитектуры проявилось в двух выполненных им проектах перекрытий для эстрадных представлений в парке.

В 1929 г. был проведен закрытый конкурс на проект временного перекрытия летней эстрады в Московском ЦПКиО. Среди представленных проектов самым экономичным оказался проект Г. Людвига, который и был в том же 1929 г. осуществлен. Перекрытие представляло собой вантовую конструкцию - деревянные стойки, металлические (стальные) тросы и тент из прорезиненного брезента. При выборе конфигурации самого брезентового покрытия принималась во внимание необходимость учитывать стоки дождевых вод.

Второй проект - постоянное перекрытие арены для эстрадных и музыкальных концертов, рассчитанной на 6 тысяч зрителей. Основа всей конструкции - наклонное железобетонное кольцо, опирающееся одной стороной (внизу) на фундамент, а другой - на верхнюю часть ограждения амфитеатра. Это ограждение по форме представляло собой усеченный полуконус и состояло из чередующихся наклонных полос остекления и металлических ферм. Внутри железобетонного кольца, над сценой, укреплен плоский круг - экран, отражающий звук в сторону амфитеатра.

В конце 20-х - начале 30-х годов Г. Людвиг создает ряд проектов, в которых излюбленные им символические формы (спираль, пятиконечная звезда и др.) объединялись с подчеркнуто инженерно решенной оригинальной функционально-технологической идеей. Наиболее характерны в этом отношении его конкурсные проекты памятника Колумбу в Санто-Доминго и Дворца Советов в Москве.

Г. Людвиг. Летний дворец президента Турецкой Республики Кемаля-паши в Чифлике. Проект. 1926. План Г. Людвиг. Летний дворец президента Турецкой Республики Кемаля-паши в Чифлике. Проект. 1926. Фасад

Г. Людвиг. Проект перекрытия арены для эстрадных и музыкальных концертов. Перспектива Г. Людвиг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект. Первый (предварительный) тур. 1931. Макет

Г. Людвиг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект. Первый (предварительный) тур. 1931. План Г. Людвиг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект. Первый (предварительный) тур. 1931. Фасад

Г. Людвиг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект. Первый (предварительный) тур. 1931. Разрез Г. Людвиг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект. Второй тур. 1932. Фасад

Г. Людвиг. Дворец Советов в Москве. Конкурсный проект. Второй тур. 1932. Генплан

Композиционная доминанта памятника Колумбу - круглая в плане башня-маяк, у подножия которой - скульптурный памятник великому мореплавателю. Даже в этом мемориальном комплексе наряду с использованием символических монументальных форм Людвиг, оставаясь верным себе, решает и инженерно-технологическую задачу. Он предлагает создать вдоль берега акустический зеленый заслон (несколько рядов деревьев и кустарников), призванный глушить звуки прибоя. Ширина заслона, количество рядов деревьев и их высота (нарастающая и снижающаяся по кривой) вычислены по формуле.

На первый (предварительный) тур конкурса на проект Дворца Советов Людвиг подает проект здания в виде пятиконечной звезды в плане. В центральной части звезды размещен большой, круглый в плане купольный зал, а в ее "лучах" малые залы (трапециевидные в плане), которые соединены с большим залом подвижными стенами и могут раскрываться в него, образуя единое пространство. В объемной композиции здания четко выявлена его пространственно-планировочная структура: мощные устои (в которых размещены лифты и лестницы) поддерживают приподнятые над землей объемы малых залов. Купол большого зала возвышается над зданием в виде пятигранной ступенчатой пирамиды.

В проекте второго тура конкурса на Дворец Советов Людвиг помещает на пятиугольном основании слегка утоняющийся кверху цилиндр (или, правильнее, усеченный конус), вокруг которого вьется спиральный пандус для автомашин (доставка экскурсантов на видовую площадку на крыше и облегчение ремонта наружных стен здания в процессе его эксплуатации).

К началу страницы
Содержание    7.9. А. Никольский...  7.11. Феномен Я. Чернихова...