Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. Фомин И. А. Предисловие // Степанов В. В. А. Е. Белогруд. - Л., 1939. - С. 5-6. Вернуться в текст


Глава 7. Многообразие концепций формы

5. А. Белогруд - эксперименты неоклассика в духе модернизированного романского стиля и "диагонального кубизма"

А. Белогруд
Окончив в 1910 г. Академию художеств, где его учителем был Л. Бенуа, А. Белогруд приступил к реальному проектированию (будучи убежденным сторонником неоклассики). В 1911 -1916 гг. по его проектам в нескольких усадьбах Черниговской губернии были построены в духе монументальной неоклассики (на темы русского ампира) жилые дома, конторы, птичники.

В 1913 г. Белогруд проектирует и строит два доходных дома в Петербурге в формах строгой неоклассики, а затем на два месяца уезжает в Италию. Больше всего его поразили не постройки высокого Ренессанса, а своеобразие итальянского романского стиля, готики и проторенессанса.

Сразу после возвращения из Италии Белогруд создает первый проект в духе модернизированного романского стиля - жилой дом на площади Льва Толстого в Петербурге. Затем до 1917 г. он делает еще ряд проектов в этом же стиле.

В первые годы Советской власти Белогруд активно участвует в архитектурных конкурсах, продолжая использовать свои впечатления от поездки в Италию, прежде всего от ее замково-крепостной архитектуры. Наиболее значительны и выразительны среди его конкурсных проектов тех лет Дворец рабочих в Петрограде (1919) и Дворец труда в Москве (1922-1923).

Во Дворце рабочих впечатляет органическое сочетание узнаваемости не скрываемых автором источников своего вдохновения (Замок святого ангела в Риме, Палаццо Веккио во Флоренции) и безусловной оригинальности общей архитектурной композиции и художественного образа.

Образные поиски Белогруда в духе модернизированного романского стиля продолжались десять лет. Последняя работа, выполненная им в этой манере, - конкурсный проект здания "Аркос" в Москве (1924), в композиции фасада которого повторено многое из найденного им в жилом доме на площади Льва Толстого.

И. Фомин больше всего ценил работы Белогруда в духе модернизированного романского стиля, считая, что именно в них сильнее всего проявилось своеобразие его дарования.

"Если бы мне пришлось писать монографию о Белогруде, - писал И. Фомин, - я сосредоточил бы внимание на четырех работах: дом..." (имеется в виду жилой дом на площади Льва Толстого. - С. X.) и Дворец труда (речь идет о Дворце рабочих. - С. X.) в Ленинграде, Дворец труда и дом "Аркос" в Москве.

Здесь, в этих работах, творчество Белогруда проявилось в полной силе.

Почему именно эти формы средневековья увлекли Белогруда, сказать трудно.

Вероятно, личный индивидуальный вкус натолкнул его на путь модернизированного романского стиля.

Началось это увлечение еще до войны...

Вступая в полосу революционного времени, Белогруд прибегает к "своему" романскому стилю в ряде композиций на советские темы.

Первая и сильная работа - проект Дворца труда в Ленинграде. Это законченное произведение, в котором ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Строго выисканное расположение объемов, лаконические и вместе с тем роскошные архитектурные формы дышат силой, мужеством и красотой"1.

А. Белогруд. Жилой квартал с домами для рабочих в Москве. Конкурсный проект. 1922-1923. Перспектива А. Белогруд. Жилой квартал с домами для рабочих в Москве. Конкурсный проект. 1922-1923. Планы, разрез

А. Белогруд. Народный дом имени В. И. Ленина в Иванове-Вознесеиске. Конкурсный проект. 1924. Фасад А. Белогруд. Народный дом имени В. И. Ленина в Иванове-Вознесеиске. Конкурсный проект. 1924. План

А. Белогруд. Памятник Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. План А. Белогруд. Памятник Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Перспектива

С середины 20-х годов поиски новых путей в архитектуре получают в творчестве Белогруда два резко отличных друг от друга по исходным импульсам направления.

Первое направление - это общее для ряда ленинградских архитекторов старшего поколения стремление идти путем постепенного упрощения и модернизации неоклассики.

В ряде проектов середины 20-х годов Белогруд возвращается к откровенной неоклассике (товарная биржа в Самаре, 1926), а затем к началу 30-х годов переходит на предельно упрощенную неоклассику (Химический институт в Москве, 1931, Госбанк в Сталинграде, 1932).

Больший интерес представляет второе направление формально-эстетических поисков Белогруда. Он делает попытку совершенно отказаться от всякой накладной архитектурно-декоративной стилистики и строит композицию на базе сочетания простых геометрических форм. В серии этих работ Белогруда можно заметить определенное влияние кубизма и объемного супрематизма.

Первым еще в достаточной степени робким экспериментом в этом направлении был конкурсный проект застройки жилого квартала показательными домами для рабочих в Москве (1922-1923). Фасады квадратных в плане двухэтажных домов с мансардами лишены каких-либо деталей. Дома, имеющие высокие двухскатные крыши, сблокированы (большинство со сдвигом) и вместе с более крупным, но подобным им по объемной структуре общественным зданием образуют выразительную композицию. В середине 20-х годов Белогруд создает ряд проектов памятников, в форме которых явно ощущается влияние кубизма: Степану Разину в Балаханах (1925), проф.Щукину (1925), В. И. Ленину в Душанбе (1926).

В 1924 г. состоялся конкурс на Народный дом имени В. И.Ленина в Иванове-Вознесенске. Проект Белогруда, хотя он и не был отмечен жюри, был одним из самых оригинальных среди представленных на конкурс. В проекте использован необычный, новаторский прием построения пространственно-планировочной композиции. Все помещения здания архитектор размещает в плане в трех различных по размерам квадратах, расположенных один за другим по оси, совпадающей с их диагоналями. Квадраты врезаны друг в друга на глубину, равную половине их сторон.

Композиция построена так, что главным фасадом здания является наружная угловая часть среднего по размерам квадрата. Стены здания лишены каких-либо деталей, и вся выразительность композиции основана на соотношении объемов, нижний распластанный ряд которых наклонными линиями кровель динамически выявляет центр всей композиции, лежащий как бы на острие диагональной оси здания.

К такому острому приему построения объемно-пространственной композиции, своеобразному "диагональному кубизму" Белогруд вновь обращается через несколько лет в конкурсном проекте памятника Колумбу в Санто-Доминго (1929).

На рубеже 20-30-х годов в творческих поисках Белогруда была тенденция сближения этих концепций формы (упрощенной неоклассики и "диагонального кубизма"). Характерный пример - конкурсный проект Дома книги в Москве.

К началу страницы
Содержание    7.4. Архитектурный авангард в Ленинграде  7.6. В. Щуко...