Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

Глава 6. Конструктивизм (как архитектурное течение)

23. Профессионалы "конструктивного стиля"

Как уже отмечалось выше, развитие искусства в конечном счете имеет своими ориентирами художественные открытия. Речь идет о произведениях такого уровня, которые прорывают и взламывают устоявшуюся структуру профессиональных средств и приемов.

В искусстве, в том числе и в архитектуре, среди мастеров можно условно выделить три амплуа: одни принципиально настроены на преодоление стереотипов и создают принципиально новое, другие дорабатывают эти новации, доводя их до профессионального совершенства, третьи пользуются уже созданными приемами. Образно говоря, первые - как бы пробивают "проем" на следующий этаж, вторые осваивают этот этаж, а третьи с комфортом устраиваются на уже освоенном этаже. И естественно, что тех, кто, "стоя на плечах" предшественников, первыми решается подняться на следующий этаж, всегда бывает меньшинство, чаще всего единицы, а тех, кто затем осваивает "новый этаж", бывает намного больше.

Сама задача освоения вслед за состоявшимся художественным открытием "нового этажа" не только почетна и необходима, но и содержит в себе новаторское начало. Ведь требуется, опираясь лишь на первичные находки первооткрывателей, фактически заново создавать новую художественно-композиционную систему средств и приемов. Эта увлекательная задача захватывает своей грандиозностью сторонников каждого нового творческого течения.

Итак, первооткрыватели и их последователи как бы образуют тот единый творческий (именно творческий) механизм, который способствует утверждению нового течения.

Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд. Клуб железнодорожников. Конкурсный проект. 1927. Перспектива Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд. Клуб железнодорожников. Конкурсный проект. 1927. План первого этажа

Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд. Центросоюз в Москве. Конкурсный проект. 1928. Перспектива Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд. Дом Общества пролетарского туризма в Москве. Конкурсный проект. 1931. Фасад, аксонометрия, перспектива

Г. Бархин и М. Бархин. Дворец печати в Баку. Конкурсный проект. 1928. Перспектива Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд (при участии Б. Розенфельда). Дворец культуры в Архангельске. Конкурсный проект. 1929. Фасад

Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд (при участии Б. Розенфельда). Дворец культуры в Архангельске. Конкурсный проект. 1929. Фасад Ф. Белостоцкая и 3. Розенфельд (при участии Б. Розенфельда). Дворец культуры в Архангельске. Конкурсный проект. 1929. План

Следовательно, тех, кто осваивает "новый этаж", нельзя путать с эпигонами и стилизаторами, которые приходят вслед за ними и уже обживают освоенный этаж.

Почему об этом приходится говорить в связи с конструктивизмом? Дело в том, что принципиально отвергнув "стиль" и противопоставив его "методу", лидеры конструктивизма (прежде всего М. Гинзбург) как бы проглядели принципиальное различие между выделенными выше тремя амплуа архитекторов, участвующих в создании, формировании и распространении нового творческого направления. Разумеется, "чистых" амплуа, как правило, не бывает. Нет четкой границы между первооткрывателями, их последователями и эпигонами. Сам первооткрыватель может принимать участие в освоении "нового этажа", а те, кто осваивает этот этаж, могут и просто стилизовать, используя уже созданные (в том числе и с их участием) средства и приемы. И все же хотя бы в схеме, в идеале, необходимо различать эти амплуа, анализируя любое новое течение в искусстве.

Г. Бархин и М. Бархин. Синтетический театр в Свердловске. Конкурсный проект. 1932. Макет П. Блохин и А. Зальцман. Дворец труда в Иванове-Вознесенске. Конкурсный проект. 1929. Аксонометрия

П. Блохин и А. Зальцман. Институт охраны труда в Москве. Конкурсный проект. 1929. Аксонометрия Р. Вальденберг, С. Леонтович, Д. Меерсон, Л. Райкин. Почтамт в Харькове. Конкурсный проект. 1927. Фасад

Я. Корнфельд, П. Блохин, А. Зальцман. Дворец культуры в Воронеже. 1930. Аксонометрия П. Блохин и А. Зальцман. Санаторий ВЦСПС в Кисловодске. Конкурсный проект. 1930-1931. Аксонометрия

З. Розенфельт Г. Бархин

Борьба против "конструктивного стиля" в середине 20-х годов свидетельствует, что лидеры конструктивизма недооценивали задачу освоения "нового этажа", результатом чего собственно и являлся "конструктивный стиль". Справедливо критикуя эпигонов и стилизаторов, они, однако, нередко причисляли к ним и тех, кто вносил свой вклад в разработку стилистической системы конструктивизма как оригинального творческого течения. Такую систему и можно условно считать "конструктивным стилем". Если так подходить к этому термину, то следует с уважением отнестись к той группе архитекторов, которые способствовали его формированию.

Среди профессионалов и энтузиастов "конструктивного стиля" были как члены ОСА, так и не состоявшие официально в этой творческой организации. Это были и архитекторы старшего поколения (Г. Бархин, Д. Фридман, Б. Великовский, С. Чернышев, Б. Коршунов, А. Гринберг, А. Оль и др.), и те, кто еще только заканчивал или закончил архитектурные факультеты ВХУТЕМАСа, МИГИ, МВТУ, ПИГИ и др.

Д. Фридман. Почтамт в Харькове. Конкурсный проект. 1927. Два варианта (перспективы)

Д. Фридман. Кинофабрика в Москве. Конкурсный проект. 1927. Фасад А. Гринберг и А. Щусев. Дом Коопстраха в Москве. Перспектива

Б. Kopшунов. Почтамт в Вятки. 1927. Перспектива Б. Великовский. Дом книги в Москве. Конкурсный проект. 1930. Перспектива

П. Розенблюм. Кинофабрика в Москве. Конкурсный проект. 1927. Аксонометрия П. Розенблюм. Кинофабрика в Москве. Конкурсный проект. 1927. Фасад

Д. Фридман. Проект почтамта для крупного губернского города. Перспектива А. Зальцман

Во второй половине 20-х годов среди молодых приверженцев "конструктивного стиля" выделилась группа архитекторов, которые активно и успешно участвовали в многочисленных тогда конкурсах. Чаще всего они выступали в составе устойчивой бригады (два, три, четыре человека). Их проекты обеспечивали достаточно высокий профессиональный уровень того общего фона "конструктивного стиля", на котором разворачивались новаторские поиски первооткрывателей. Да, профессионалы "конструктивного стиля" не обогатили архитектуру советского авангарда художественными открытиями. Но они достойно держали своими конкурсными проектами высокий уровень, подняв планку на такую отметку, выше которой могли творить лишь единицы высокоодаренных первопроходцев.

Среди молодых профессионалов "конструктивного стиля", тех, кто не работал в тесном контакте с лидерами конструктивизма, а осваивал принципы архитектурного авангарда во многом самостоятельно, в первую очередь следует назвать такие имена: М. Бархин, Ф. Белостоцкая, П. Блохин, А. Зальцман, Я. Корнфельд, А. Куровский, С. Леонтович, Д. Меерсон, З. Розенфельд, С. Щербаков и другие.

К началу страницы
Содержание    6.22. И. и П. Голосовы в структуре конструктивизма  6.24. Промышленная архитектура и конструктивизм