Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. СА. - 1926. - № 5-6. - С. 141. Вернуться в текст
2. Там же. - С. 141. Вернуться в текст


Глава 6. Конструктивизм (как архитектурное течение)

12. Творческая школа фабрично-заводского отделения МВТУ

Третьим центром, где формировалось молодое пополнение творческого ядра ОСА, было фабрично-заводское отделение МВТУ. Речь идет о его выпусках 1925 и 1926 гг.

Московское высшее техническое училище было основано в 1830 г. как ремесленное училище. С 1868 г.- это Императорское техническое училище, состоящее из двух факультетов - механического и химического. С 1917 г.- это уже МВТУ, в котором в первые годы Советской власти были созданы три новых факультета - электротехнический, аэромеханический и инженерно-строительный.

Идея создания при Императорском техническом училище инженерно-строительного факультета зародилась еще до Октябрьской революции, но открыт он был лишь в 1918 г., в чем активную роль сыграл А. Кузнецов. Тогда жe было создано при этом факультете архитектурное отделение, где основным преподавателем по архитектурному проектированию был Р. Клейн. Первые наборы на факультет включали в себя большой процент студентов с различных курсов эвакуированного в Москву в годы первой мировой войны Рижского политехнического института. В 1920- 1921 гг. многие старшекурсники архитектурного отделения и вновь принятые прошли через Ускоренный выпуск и получили дипломы (среди них Г. Людвиг, Г. Гурьев-Гуревич, с опозданием на два года получил диплом Б. Гладков и некоторые другие).

Систематические занятия на архитектурном отделении фактически наладились в 1920- 1921 гг., когда и были проведены нормальные наборы студентов на первые курсы. Группа студентов, поступивших в это время на архитектурное отделение, окончила МВТУ в 1925-1926 гг. Это были первые выпуски в МВТУ дипломированных архитекторов, начавших и закончивших обучение в советское время. Но дело не только в этом. В отличие от тех, кто заканчивал свое архитектурное образование на Ускоренных выпусках МИГИ и МВТУ в 1921 г., студенты первых выпусков этих институтов в 1924-1926 гг. прошли в годы своего обучения через этап интенсивного формирования творческих течений архитектурного авангарда, находились в атмосфере новых исканий и естественно оказались втянутыми в общие формо- и стилеобразующие процессы.

В отличие от левых мастерских ВХУТЕМАСа, где студенты сразу попадали во власть четкой методики преподавания (Н. Ладовского, И. Голосова и др.), первые выпуски МВТУ (как и МИГИ) в творческом отношении формировались в основном в процессе освоения того, что происходило в советской архитектуре за пределами их вуза. Студенты МВТУ (как и студенты МИГИ) в своем вузе получали основательную инженерно-техническую подготовку, усваивали профессиональные приемы архитектурного проектирования, но сам характер преподавания как бы заведомо исключал (в отличие от ВХУТЕМАСа) формирование новаторской творческой школы во главе с преподавателем. Поэтому основную роль в формировании такой новаторской школы в МВТУ, как и в МИГИ, студенты первых выпусков взяли на себя.

Переход студентов первых выпусков МВТУ в процессе обучения практически на полный самоконтроль в подходе к проблемам формообразования обострил их внимание к творческим процессам в архитектуре тех лет и в искусстве в целом, явно активизировал их собственные искания и усилил критическое отношение к уже сложившейся в МВТУ методике преподавания.

К А. Кузнецову студенты не имели претензий. Он как специалист широкого профиля знакомил студентов с архитектурными конструкциями, предоставляя им свободу в области формотворчества. Однако быстро осложнились отношения с основным преподавателем по архитектурному проектированию Р. Клейном, который придерживался традиционной методики преподавания в духе стилизации и эклектики. Недовольство таким преподаванием резко усилилось в 1921/22 учебном году, когда второкурсники первого потока студентов выполняли проекты под руководством Клейна. Перед началом следующего учебного года студенты всем курсом написали письмо Клейну. Смысл письма был такой: дорогой Роберт Иванович, Вы ведете нас не по тому пути, который намечается в советской архитектуре, и потому мы вынуждены расстаться с Вами; просим Вас подать в отставку. Клейн ушел, проект стал вести И. Рыльский. Он давал полную свободу студентам, которые увлеклись различными стилистическими экспериментами в духе символического романтизма, используя или формы прошлого, или приемы кубизма. Вскоре Рыльский предложил пригласить в качестве основного преподавателя по архитектурному проектированию Л. Веснина, который тогда воспринимался студентами МВТУ как представитель левого творческого коллектива братьев Весниных, конкурсные проекты которых студенты уже знали. Л. Веснин охотно согласился, и на третьем курсе первого потока (1923/24 учебный год) уже он возглавлял архитектурное проектирование. Приход Л. Веснина совпал с введением фабрично-заводской специализации, на чем настаивал А. Кузнецов, до этого же все курсовые проекты делались на темы жилых и общественных зданий. Четкое разделение на два отделения: фабрично-заводское и архитектурное - было окончательно закреплено после слияния МВТУ и МИГИ. Получилось так, что студенты МВТУ в основном оказались в фабрично-заводском отделении, а студенты, пришедшие из МИГИ - в архитектурном, где постепенно усилилась планировочная специализация.

Приход Л. Веснина мало что изменил во взаимоотношении студентов и преподавателей в области подхода к проблемам формообразования, хотя производственная тематика, безусловно, дисциплинировала фантазии студентов и активизировала их внимание к формообразующим возможностям инженерно-технических конструкций. Л. Веснин недолго единолично вел проектирование. Вскоре он пригласил В. Веснина, который и возглавил проектирование на фабрично-заводском отделении (он руководил и дипломным проектированием многих первых выпускников), а Л. Веснин все больше внимания уделял второму, архитектурному, отделению, на котором основную массу студентов составили те, кто ранее занимался в МИГИ, где Л. Веснин также вел архитектурное проектирование. Иногда по просьбе братьев в МВТУ приходил и А. Веснин. В целом же промышленная школа выпускников МВТУ формировалась тогда под влиянием прежде всего В. Веснина, а также Л. Веснина и А. Кузнецова.

Круг Весниных в МВТУ, - это те, кто поступил в 1920-1921 и окончил в 1925-1926 гг. Из этих выпусков и формировалось молодое пополнение ОСА. Позднее МВТУ стало центром становления ВОПРА (об этом подробнее ниже).

Большое значение для творческой атмосферы в студенческой среде первого и второго потоков (выпускников 1925 и 1926 гг. имели процессы самоорганизации коллектива студентов-единомышленников, жадно впитывавших то, что шло тогда от советского художественного авангарда в целом, от ВХУТЕМАСа, архитектурных конкурсов. Влиял ЛЕФ, огромным авторитетом пользовался Маяковский, которого любили.

В МВТУ будущие архитекторы получали не только основательную инженерно-строительнус подготовку (например, строительную механику и железобетон преподавал А. Лахтин), но и не менее основательную художественную (рисунок вел В.Яковлев, акварель - И. Нивинский). И. Нивинский знакомил студентов с новейшей живописью тех лет, с левыми течениями. Студенты увлекались новаторским театром, ходили на спектакли, поставленные В. Мейерхольдом и А.Таировым, посещали репетиции спектакля "Принцесса Турандот", поставленного Е. Вахтанговым, на которые их приглашал И. Нивинский - художник этого спектакля.

Ряд студентов первого потока МВТУ (И. Николаев, А. Фисенко и др.) весной и летом 1923 г. работали на строительстве сельскохозяйственной выставки в Москве, проектирование которой возглавлял И.Жолтовский. В беседах со мной они вспоминали, что контакты с Жолтовским, вернее, с его проектами и их осуществлением в натуре, произвели тогда на них огромное впечатление. Только там они впервые осознали что архитектура - это великое искусство. Их поразило, как из простых деревянных конструкций на выставке делали прекрасную архитектуру. До этого они скептически относились к "красоте" на базе конструкций. Все это заставило их и в своих курсовых и дипломных проектах больше внимания уделять художественно-образным вопросам, разрабатывая проекты промышленных сооружений с использованием современных железобетонных и металлических конструкций.

Из представителей советского архитектурного авангарда властителями дум студентов были Веснины, Голосовы (особенно Илья Александрович) и Мельников.

Из зарубежных архитекторов знали в основном представителей немецкого функционализма, Райта, увлекались американскими элеваторами. Ле Корбюзье узнали лишь в середине 20-х годов.

Н. Морозов. Эмблема для "сред" (творческого кружка) студентов МВТУ (надпись внизу "Радуга в мозгах). Конкурсный проект В. Калиш. Дипломный проект - прядильная фабрика. МВТУ. 1925. Фасад

А. Фисенко. Дипломный проект - чугунолитейный завод. МВТУ. 1925. Фасады А. Фисенко. Дипломный проект - чугунолитейный завод. МВТУ. 1925. План

Выпускники фабрично-заводского отделения МВТУ 1925/26 годов (фото 1928 г.). Слева направо: Г. Мовчан, Л. Мейльман, Б. Варгазин, В. Мовчан, И. Николаев, А.Фисенко, Н. Морозов, К. Соколов, С. Каптерев И. Николаев. Дипломный проект - текстильная фабрика - МВТУ. 1925. Перспектива

В. Вахуркин. Дипломный проект-городской мост в Ярославле. МВТУ. 1926. Деталь конструкции; фасад

Вот в таких условиях, в основном под влиянием общих процессов в советском художественном авангарде, формировалась творческая направленность того отряда студентов МВТУ, который затем существенно пополнил творческое ядро ОСА.

В годы учебы студенты первых потоков собирались во внеучебное время в специальной гостиной - комнате отдыха, обставленной антикварной мебелью; здесь была хорошая библиотека из книг по архитектуре и живописи, картины, скульптура, вазы - все это из реквизированной у буржуазии и других "бывших" собственности, переданной факультету по просьбе студентов из государственных запасников. Здесь же занимались акварелью (составляя из этих предметов натюрморты), здесь функционировал своеобразный студенческий клуб, где обсуждались и творческие проблемы.

Однако в недрах общего студенческого клуба уже в самом начале 20-х годов выделился более узкий по составу архитектурный кружок творческих единомышленников, которые собирались вечером по средам (чаще всего на квартире студентов братьев Мовчанов). "Среды" возникли в 1921/22 учебном году (по другим сведениям, в 1922/23гг.) и продолжались некоторое время и после окончания членами этой творческой группы МВТУ (видимо, до 1928 г.). В "средах" участвовали В. и Г. Мовчаны И. Николаев, В. Калиш, А. Фисенко, Л. Мейльман Е. Попов, С. Тургенев, В. Калинин, А. Калецкий, Н. Морозов, В. Бойтлер, К. Соколов, А. Варга, Д. Меерсон, В. Каптерев, Ю. Рубинштейн.

Участники "сред" не вырабатывали никакой декларации, заседания не протоколировались. Форма заседаний была такой: по очереди делали сообщения о современной архитектуре, живописи, поэзии, о новых постановках Мейерхольда и Таирова.

Был проведен конкурс на значок членов "сред". Сохранился эскиз Н. Морозова под девизом "Радуга в мозгах", как бы характеризующий общее настроение членов "сред", нацеленных на активные поиски нового.

В 1925-1926 гг. первые выпускники фабрично-заводского отделения МВТУ защитили дипломные проекты, многие из которых сразу стали заметным явлением в процессе формирования творческой концепции архитектурного конструктивизма.

Показательно, что уже в первом номере конструктивистского журнала "Современная архитектура" ("СА") были подробно опубликованы три дипломных проекта первых выпускников фабрично-заводского отделения МВТУ: В. Калиша (прядильная фабрика), А. Фисенко (чугунлитейный завод) и С. Маслиха (цементный завод). Затем в том же году в журнале были опубликованы дипломные проекты Г. Мовчана (целлюлозный завод), Г. Орлова (завод серной кислоты), В. Цабеля (завод серной кислоты) и В. Вахуркина (городской мост); в 1927 г. был опубликован дипломный проект Б. Мовчана (хлебозавод).

Г. Мовчан. Дипломный проект - целлюлозный завод. МВТУ. 1926. Фасад С. Маслих. Дипломный проект - цементный завод. МВТУ. 1925. Фасад

В. Цабель. Дипломный проект - завод серное кислоты. МВТУ. 1926. Перспектива В. Цабель. Дипломный проект - завод серное кислоты. МВТУ. 1926. Фасад, разрез

Г. Орлов. Дипломный проект - завод серной кислоты. 1926. Перспективы Г. Орлов. Дипломный проект - завод серной кислоты. 1926. Фасад, план

Б. Мовчан. Дипломный проект - хлебозавод в Москве. МВТУ. 1927. Планы, разрезы Б. Мовчан. Дипломный проект - хлебозавод в Москве. МВТУ. 1927. Фасад, перспектива
А. Юганов. Проект гаража. 1924. Фасад

Включение такого мощного пласта проектов промышленных и инженерных сооружений в зрительный ряд архитектурных объектов, которые рассматривались как характерные для конструктивизма, придало уже первому номеру "СА" специфический облик. Стилистика конструктивизма сразу и откровенно заявила о себе. Причем проекты выпускников МВТУ стилистически хорошо гармонировали с опубликованными в том же первом номере веснинскими проектами "Ленинградской правды" и "Аркоса".

Первые выпускники фабрично-заводского отделения инженерно-строительного факультета МВТУ не порывали со своим вузом и после его окончания. Например, они активно участвовали в работе студенческого научно-технического кружка при фабрично-заводском отделении, который ставил перед собой задачи:

"1) углубленное и расширенное изучение процессов производства в различных отраслях промышленности;

2) углубленное и расширенное изучение новейших конструкций и применение их в деле фабрично-заводского строительства;

3) проектирование фабрично-заводских зданий изложенными выше методами современной архитектуры; это проектирование имеет своей следующей целью выявление рациональных промышленных типов"1.

При активном участии этого научно-технического кружка готовилось руководство по проектированию фабрично-заводских зданий, в котором под руководством профессора A. Кузнецова принимали активное участие уже окончившие МВТУ А. Фисенко, И. Николаев, B. Мовчан, В. Калиш, Б. Варгазин, С. Маслих; некоторые из них выступали с докладами на заседаниях студенческого научно-технического кружка. Все это влияло на творческую ориентацию членов кружка, правление которого заявляло, что "дальнейшую работу кружок мыслит в контакте с ОСА и журналом "Современная архитектура"2.

Группа выпускников фабрично-заводского отделения 1925 и 1926 гг. вошла в творческий актив ОСА. Безусловно, основную роль сыграло здесь влияние В. Веснина - одного из лидеров архитектурного конструктивизма и непосредственного руководителя дипломного проектирования многих выпускников МВТУ. Косвенную роль сыграл и Л. Веснин.

Выпускники фабрично-заводского отделения МВТУ входили и в редколлегию "СА" (Г. Орлов, А. Фисенко, И. Николаев, С. Маслих).

Таким образом, если говорить о первом пополнении еще только формировавшейся творческой организации конструктивистов молодыми архитекторами, то в середине 20-х годов было три источника такого пополнения, каждый из которых в большей или меньшей степени контролировался (прямо или косвенно) одним из трех основных творческих лидеров архитектурного конструктивизма - А. Весниным М. Гинзбургом, В. Весниным. Это, во-первых, архитектурная группа студентов ВХУТЕМАСа при ИНХУКе, а затем мастерская А. Веснина; во-вторых, МИГИ; в-третьих, фабрично-заводское отделение МВТУ. Именно через эти три центра в ОСА пришли те, кто составил во второй половине 20-х годов костяк этой организации. Среди них наиболее активными в творческом, теоретическом и организационном отношении были М. Барщ, А. Буров, Г. Вегман, В. Владимиров, Н. Воротынцева, В. Калиш, Н. Красильникова, С. Маслих, И. Николаев, Г. Орлов, Р. Поляк, Л. Славина, М. Синявский, И. Соболев, А. Фисенко. Это был цвет архитектурного конструктивизма периода его творческого становления.

К началу страницы
Содержание    6.11. Молодые конструктивисты-питомцы МИГИ  6.13. М. Гинзбург - путь к конструктивизму...