Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. Маяковский В. Указ. соч. - М., 1988. -Т. 2. - С. 648. Вернуться в текст
2. Из истории советской эстетической мысли: Сборник статей. - М., 1967. - С. 46-47.Вернуться в текст
3. Ган А. Конструктивизм. - Тверь, 1922. - С. 3; Современная архитектура. - 1928. - № 3. - С. 79; Каталог - первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства. - М., 1924. - С. 14. Вернуться в текст
4. СА. - 1926. - № 2. - 2-я стр. обложки. Вернуться в текст
5. Вещь. - Берлин -1922. - № 2-2. - С. 19. Вернуться в текст


Глава 6. Конструктивизм (как архитектурное течение)

2. О термине "конструктивизм"

Термин "конструктивизм" вошел в жизнь и широко используется историками современного искусства. Однако нет полной ясности в таких вопросах: время и место появления термина, его первоначальный смысл, круг явлений искусства (в том числе и архитектуры), которые объединяются этим термином. Рассмотрю последовательно все три вопроса, не претендуя, естественно, на бесспорность своих суждений.

В очерке о французской живописи В. Маяковский писал:

"Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм.., понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для оформления всей нашей жизни.

Здесь художникам-французам приходится учиться у нас.

Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место. Нужна октябрьская метла"1.

Маяковский затрагивает здесь фактически все три вопроса. Но пока остановимся на первом. Итак - можно ли утверждать, что термин "конструктивизм" пришел в Европу из Советской России?

В издававшемся в Берлине журнале "G" в 1924 г. (№ 3) была опубликована статья-справка "О конструктивизме", написанная издателем журнала Гансом Рихтером. В ней говорилось: "Термин "конструктивизм" возник в России. Им обозначалось искусство, которое вместо привычного материала использовало современные конструктивные материалы и ставило конструктивные цели. На Дюссельдорфском конгрессе 1920 г. термин "конструктивизм" Десбургом, Лисицким и мной был принят в более расширенном смысле". И. Маца, приводя эту цитату, уточняет дату конгресса - 29-31 мая 1922 г.2

А. Ган неоднократно писал, что первая группа конструктивистов возникла в 1920 г.3. Об этом же говорится и в справке о конструктивизме, опубликованной в журнале "Современная архитектура". Причем, как и А. Ган, справка в "СА" появление конструктивизма связывает с созданием в ИНХУКе Рабочей группы конструктивистов и сообщает, что программа и снимки с работ конструктивистов были переданы для информации Лисицкому, выезжавшему тогда в Германию и Францию4.

Однако и эту дату необходимо уточнить. А. Ган, видимо, забыл, что Рабочая группа конструктивистов была создана в ИНХУКе не в 1920, а в начале 1921 г. Работы членов этой группы были показаны в отдельном зале на выставке Обмоху в Москве в том же 1921 г. Фотография экспонатов "конструктивистского" зала этой выставки была опубликована Лисицким в журнале "Вещь"5.

Таким образом можно считать, что в Европе термин "конструктивизм" появился, видимо, лишь в 1922 г. и был занесен туда, судя по всему, Лисицким из Советской России. Что же касается времени появления этого термина в нашей стране, то документы (архив Рабочей группы конструктивистов ИНХУКа) свидетельствуют, что он появился не позднее начала 1921 г., хотя не исключена возможность, что в дальнейшем будут найдены документы о его более раннем появлении (в 1920 или даже в 1919 г.).

Пока же следует связывать появление терминов "конструктивизм" и "конструктивист" с образованием Рабочей группы конструктивистов ИНХУКа. Первое официальное заседание этой группы состоялось 18 марта 1921 г. Однако инициативная группа в составе А. Гана, А. Родченко и В. Степановой собиралась и до этого, обсуждая программные и организационные вопросы. 23 февраля члены инициативной группы вне ИНХУКа провели "первое: организационное собрание "группы конструктивистов", которая, как говорится в протоколе этого собрания, ставит "своей задачей борьбу с художественной культурой прошлого и агитацию нового мировоззрения". В постановляющей части протокола говорится о необходимости выбирать членами группы "только товарищей, разделяющих основные положения конструктивизма". Протокол этого собрания является первым из числа известных документов, где употребляются термины "конструктивизм" и "конструктивист".

Второй вопрос - о первоначальном смысле термина "конструктивизм" - важен потому, что современные историки искусства нередко вольно или невольно выхолащивают из этого термина содержавшийся в нем с самого начала социальный смысл, делая основной упор на чисто формальную сторону. Если исходить из буквального смысла этого термина, то следует отметить, что в нем есть несколько смысловых оттенков: связь с технической конструкцией, связь со структурной организацией художественного произведения, которую тогда (в ИНХУКе) называли "конструкцией", связь с методом работы инженера - процессом конструирования, связь с задачей организации (конструирования) предметной среды человека. Все эти оттенки смысла слова "конструктивизм" в начале 20-х годов использовались в советском искусстве. При этом производственники, например, главное видели в конструировании предметной среды, а те, кто воспринял конструктивизм как новый модный стиль, первостепенное значение придавали внешней формальной связи с оголенной технической конструкцией, которая стала как бы стилевой приметой конструктивизма. В советской архитектуре конструктивизм никогда не понимался только как примат конструкции, в нем прежде всего видели новый метод проектирования.

И, наконец, третий вопрос - о круге явлений, охватываемых термином "конструктивизм". Не касаясь характера его использования по отношению к явлениям зарубежного искусства (предоставим решение этого вопроса зарубежным коллегам), хотелось бы остановиться на границах использования термина в советском искусстве и прежде всего в архитектуре. Неправильно придавать этому термину сугубо стилистический смысл или связывать его с буквальным выявлением конструкции. А так нередко делают (особенно зарубежные авторы), зачисляя все новаторские произведения советской архитектуры 20-х годов в конструктивизм или же считая конструктивистскими те из них, которые демонстрируют новые конструкции. В советской архитектуре 20-х годов конструктивизм - это одно из влиятельных (но отнюдь не единственное) течений, отличающееся своим творческим методом, в том числе и подходом к проблемам формообразования.

К началу страницы
Содержание    6.1. Конструктивизм и теория производственного искусства  6.3. Художники-конструктивисты