Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. Кринский В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурной пространственной композиции. - М., 1934. Вернуться в текст


Глава 5. Рационализм (ак архитектурное течение)

12. В. Балихин - лидер молодежной группы ортодоксальных

В. Балихин - дружевский шарж М. Прохоровой
Соратники В. Балихина по АСНОВА и Основному отделению ВХУТЕМАСа отзывались о нем как о в высшей степени принципиальном человеке, принципиальность которого нередко граничила с фанатизмом и даже с догматизмом. Он медленно, зато основательно осваивал теоретические проблемы, предпочитая своим умом доходить даже до общепринятых положений. Но, сформулировав для себя то или иное положение и уверовав в него, он бескомпромиссно его отстаивал, и переубедить его было невозможно. В спорах он ни в чем не отступал от своего мнения.

В личной жизни Балихин был крайним аскетом. Ходил всегда в одной и той же очень скромной одежде: в его комнате почти не было мебели - стояла раскладная кровать, а на стенах были прикноплены клочки бумаг с его эскизами, схемами, теоретическими формулировками. Он целиком отдавал себя работе. В АСНОВА Балихин был самым последовательным и убежденным ее членом. Уверовав в творческую концепцию рационализма, он не признавал никакой эволюции этой концепции. Он не понимал и резко осуждал тех, кто на рубеже 20-30-х годов в чем-то менял свои убеждения, отходил от первоначальных принципов АСНОВА. Поэтому на втором этапе существования АСНОВА (особенно после выхода из нее Ладовского) Балихин, все взяв в свои руки, стал своеобразным диктатором и настоял на исключении из организации всех "изменников". Но об этом ниже.

На всем протяжении своей учебы, творческой, педагогической и общественной деятельности Балихин был на крайнем радикальном фланге любого движения, к которому он примыкал, последовательно и непримиримо отстаивая позиции данного движения.

В 1915 г., когда студенты архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества выступили с требованием привлечь к преподаванию лидеров "живой классики". Балихин входил в инициативную группу.

После Февральской революции, когда студенты Училища активно выступили за реорганизацию преподавания, одним из тех. кто возглавил это движение, был Балихин.

В 1919-1920 гг. на архитектурном факультете Вторых ГСХМ именно Балихин возглавил протест против "классических" методов преподавания и с группой своих сторонников разбивал античные гипсы.

А затем в 1920 г. Балихин во главе инициативной группы много сделал, чтобы во ВХУТЕМАСе появился Ладовский со своими соратниками.

В. Балихин. Аналитическая таблица "Пропорции и гармонические членения". 1928 (?) В. Балихин. Экспериментально-методическая таблица "Виды форм. Ряды свойств". 1928. Ряды: метрический, цвета, величины, числа, величины и цвета, вида, формы, массы, порядка и формы положения в пространстве. Совмещенные ряды: взаимного расположения; числа и массы: рельефа и светотени; фактуры; положения в пространстве и светотени

В. Балихин. Анализ пропорций В. Балихин. Аэропорт. Дипломный проект. ВХУТЕМАС (руководитель Н. Ладовский). 1924. Макет комплекса

В 1924 г. именно В. Балихин первым предложил снести Храм Христа Спасителя и на его месте построить памятник Ленину.

Он упорно проводил в жизнь свою идею, написав статью для газеты "Правда", а затем, после ее отклонения редактором газеты И. Скворцовым-Степановым, он во главе группы молодых членов АСНОВА обращается с этой же идеей к делегатам V Конгресса Коминтерна (1924).

Много времени и сил отдавал Балихин внедрению и развитию психоаналитического метода на Основном отделении ВХУТЕМАСа, возглавив разработку методики преподавания отвлеченных заданий по дисциплине "Пространство". Его интересовала прежде всего логика самой методики преподавания и теоретическое осмысление концепции формообразования рационалистов. Уже с первого года преподавания дисциплины "Пространство" Балихин начинает теоретические исследования проблем пространственной композиции. Сначала это были разрозненные записи для себя. Балихин педантично датировал все свои записи. Приведу в хронологическом порядке ряд характерных для этих лет записей, сохранившихся в его архиве.

"Форма есть явление сложное, комплекс или система качеств и количеств временных и пространственных (контрастов и ритмов)" (19 марта 1924 г.).

"Поскольку форма есть система количественных (а значит и качественных) контрастов, а контраст есть образование ритмическое.- отсюда очевидна возможность и необходимость перевести язык искусства на язык математики через ритм как атом формы" (1 июня 1924 г.).

"Всякая форма и тем более архитектурная, - есть сопоставление различных и родственных качеств. Сопоставление их по закону ритма и контраста и есть организация их в систему" (25 октября 1924 г.).

"Что изменяет качество формы?

1. Количественное изменение элементов формы.

2. Перемещение элементов формы в пространстве.

3. Изменение положения формы в пространстве в отношении к зрителю.

4. Продолжительность восприятия.

5. Изменение состояния зрителя" (14 июля 1925 г.).

"Форма есть противоречие (результат противоречия). Контраст - неравенство - противоречие" (11 сентября 1925 г.).

"Понятия "простая" и "сложная" форма - нужно различать по: 1) сложности и богатству нормального содержания; 2) по легкости зрительного восприятия формы; 3) по сложности закона построения формы" (20 октября 1925 г.).

Одна из записей 1925 г. сопровождается схематическим рисунком - три подобных, но разных по величине прямоугольника даны в трех вариантах взаиморасположения: с интервалом, впритык, внахлест (пересечение). Текст Балихина оценивает эти три взаиморасположения: "Интервал и пересечение образуют новый формальный материал и тем обогащает форму. Расположение впритык не имеет этого свойства" (15 февраля 1925 г.).

"Всякую пространственную форму можно рассматривать как элемент своего ряда. Для всякой формы можно построить ее ряд. То же относится ко всем свойствам формы.

Умение развертывать формы и их свойства в ряды - есть основа мастерства в искусстве" (18 февраля 1926 г.).

Балихин и в последующие годы продолжает разрабатывать теоретические проблемы. Одновременно с отработкой определений он вставляет целый ряд композиционно-аналитических таблиц. Среди них: "Пропорции и гармонические членения", "Применение рядов свойств к организации фронтальной плоскости Динамика, единство и ограничение по вертикали)"; "Виды форм. Ряды свойств".

Именно Балихин был инициатором создания коллективного труда "Принципы композиции в пространстве". Совместно с Кринским и Туркусом он создает первый вариант текста и разрабатывает эскизы таблиц будущей книги.

Однако после того, как его соавторы в начале 30-х годов отошли от ряда ортодоксальных позиций раннего рационализма, Балихин порывает с ними и не участвует в дальнейшей работе над книгой, которая после доработки была издана в 1934 г. в качестве учебного пособия: "Элементы архитектурно-пространственной композиции"1.

В. Балихин первым среди учеников Ладовского защитил в 1924 г. дипломный проект на тему "Аэропорт". Он рассматривал его и как экспериментальную проработку тех общих композиционных проблем, которые он разрабатывал в рамках дисциплины "Пространство". Это сказалось и на тексте программы дипломного проекта Балихина, которую он сам разработал для себя. Приведу фрагмент этой программы:

"Формальные требования.

I. Ясная читка с летящих кораблей формы общего плана порта, как знака. Отсюда: строгая геометрическая форма с малым количеством элементов, сведенных к единству; функциональность формы для всех направлений.

II. Ясность ориентации во внутренних пространствах.

III. Единство конструкции и формы; исключение декоративности.

IV. Ясная читка формы.

V. Лаконизм; максимальное использование немногих основных формальных принципов: контраст, нюанс, повторность, пропорции".

Проект решен в виде двух круглых в плане посадочных площадок (диаметр 600 м), в центре которых крытые круглые же перроны (диаметр 150 м), соединенные тоннелями с расположенным на стыке посадочных площадок вокзалом (заглублен в землю - с верхним светом). Между перронами и вокзалом - двухэтажные ангары с мастерскими; над вокзалом - вышка с ажурными опорами. Таким образом Балихин решал в своем проекте целый ряд задач. имеющих отношение к дисциплине "Пространство" (и в целом к концепции формообразования рационализма), - выразительность решения пространства, объемной формы, интерьера и конструкции.

К началу страницы
Содержание    5.11. Н. Докучаев...  5.13. Образование двух центров рационализма...