Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. Архитектура ВХУТЕМАСа. - С.Х. Вернуться в текст


Глава 5. Рационализм (ак архитектурное течение)

7. Работы студентов по дисциплине "Пространство" (отвлеченные задания и архитектурная пропедевтика)

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" практически все студенты Основного отделения выполняли в макетах (глина, картон, бумага, проволока и т.д.). Работы, получившие одобрение, фотографировались, а лучшие хранились в качестве методических образцов. Даже по самым скромным подсчетам общее количество работ на темы отвлеченных заданий, выполненных студентами по этой дисциплине, приближалось, видимо, к двум тысячам. Многие из них фотографировались как отдельно, так и группами (до 20 штук сразу).

После расформирования ВХУТЕИНа в 1930 г. оригиналы потеряли методическую ценность и были просто выброшены. Богатый негативный фонд также оказался утраченным. В результате на протяжении более полувека богатейший опыт преподавания дисциплины "Пространство" на Основном отделении ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа в 1923-1929 гг. оказался фактически забытым.

Очень небольшая часть фотоизображений была опубликована в 20-е годы в сборнике "Архитектура ВХУТЕМАСа" (1927), в некоторых журналах, в многотиражной газете ВХУТЕМАСа -ВХУТЕИНа. а также в вышедшем в 1934 г. учебном пособии "Элементы архитектурно-пространственной композиции", написанном В. Кринским, И. Ламцовым и М. Туркусом. Опубликованные тогда работы не давали полного представления о месте и роли дисциплины "Пространство" в общей системе художественной подготовки специалистов (и прежде всего архитекторов) во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе.

Например, без учета выполнения всеми студентами отвлеченных формальных заданий и проектов по архитектурной пропедевтике нельзя понять, почему студенты мастерских, руководимых конструктивистами, провозглашавшими функционально-конструктивную обусловленность формы, так свободно решали художественные задачи объемно-пространственной композиции.

Курсовые и дипломные проекты архитектурного факультета и последующие проекты выпускников этого факультета неотделимы от тех отвлеченных заданий, которые выполнялись на Основном отделе Во всяком случае общий художественный уровень и многие формальные особенности архитектуры, создававшейся выпускникам ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, закладывались именно на Основном отделении группой рационалистов.

Поэтому было необходимо выявить достаточно большое количество студенческих работ по отвлеченным заданиям и ввести в научный и творческий обиход. Мне удался выявить в частных архивах более 600 фотоизображений отвлеченных заданий п дисциплине "Пространство".

Значительная часть этих фотоизображений впервые публикуется в этой книге. Их публикация преследует цель дать представление о концепции формообразования рационализма, о месте и роли этого течения в общих стилеобразующих процессах.

Если в Обмасе Ладовский после каждого отвлеченного задания давал сразу же производственное задание на ту же тему, Основном отделении общая и профессионально ориентированная пропедевтика были разделены во времени: общая - это первый курс, специализированная - второй. Причем преподаватели некоторых специальных факультетов предпочитали сами участвовать в разработке программ для производстве заданий второго курса тех групп студентов которые ориентировались на этот факультет

Все преподаватели дисциплины "Пространство" были архитекторами. Поэтому не возникало никаких дополнительных проблем при разработке производственных заданий для архитектурных групп Основного отделения самом коллективе преподавателей этой дисциплины постепенно произошла внутренняя специализация - одни больше тяготели к отвлеченным заданиям, другие руководили выполнением производственных заданий. Возглавлявшие дисциплину "Пространство" Балихин и Кринский также специализировались первый курировал цикл отвлеченных заданий, второй - производственных.

Кроме того, произошла и некоторая специализация отвлеченных заданий. На курс были перенесены специфически архитектурные отвлеченные задания, тем которых варьировалась и постепенно уточнялась таким образом, что некоторые из этих тем как бы объединяли в себе отвлеченное и производственное задания. Среди этих тем были: выявление конструкции, выявление вертикального ритма, организация комплекса объемов в пространстве.

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Основными для архитектурных групп на втором курсе были такие задания:

"Первое задание - на выразительность архитектурного объема и, в частности, на выразительность поверхности.

Второе задание - на выразительность массы и веса архитектурного объема.

Третье задание - на выразительность архитектурной конструкции.

Четвертое задание - на выразительность архитектурного пространства...

Главным фактором, определяющим композиционные задачи в производственных заданиях, являются утилитарные функции задаваемых утилитарных сооружений. Эти функции в основных чертах определяют: а) формы сооружений и их внутренние пространства; б) возможные точки зрения и в) окружающую среду, т. е. те условия, которые являются главными факторами и определяющими композиционные задания в заданиях курса."1

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность фронтальной плоскости (с использованием ритма и контраста таких свойств, как форма, величина, светотень, фактура, цвет и т.д.). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Проектов по архитектурной пропедевтике производственных заданий было, естественно, меньше, чем отвлеченных, так как их выполняли только на архитектурном факультете.

Удалось выявить около 100 студенческих проектов по архитектурной пропедевтике. Здесь уже наряду с макетами почти обязательно требовались архитектурные чертежи. В качестве тем брались, как правило, очень простые объекты с четкой и ясной функцией.

Весной 1928 г. одной из групп второго курса архитектурного факультета в качестве производственного задания на фронтальную плоскость была предложена задача - разработать фасад шестм-семиэтажного коммунального жилого дома, расположенного по обе стороны уличного проезда.

Другой тип производственного задания на выразительность фронтальной поверхности - это выявление ритма (проекты весны 1928 г.). Для заданий на выявление выразительности формы отбирались объекты, которые можно было решить как небольшое компактное сооружение с преобладанием в интерьере одного главного пространства. Это манеж (1927-1928), выставочный павильон, книжный киоск (1925), читальня (1928-1929).

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на глубинную фронтальную композицию (фронтальная композиция с глубинным пространством). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Задания на массу и вес в архитектурной пропедевтике нередко давались на темы, близкие к предыдущему заданию: ботанический павильон (1927-1928), павильон силикатной промышленности (1926-1927), пункт скорой помощи (1927-1928), раздевальня в спортивном комплексе.

Среди проектов на выявление выразительности конструкции можно назвать такие темы: смотровая вышка на берегу реки, вход на стадион (1926), спортивный "каток" на склоне горы, мостовой переход через улицу между зданиями (1927), качели, трибуна, переходной мостик и др.

Среди заданий на выявление выразительности внутреннего пространства наибольший интерес представляют темы: плавательный бассейн (1927-1928), универмаг-пассаж и др.

В конце 20-х годов при сокращении часов курса пропедевтики нередко в одном задании объединяли две темы. Так, например, в 1929 г. было дано объединенное задание на выявление выразительности формы и внутреннего пространства - выставочное здание аквариума-террариума.

Задания на выразительность внешнего пространства предлагались в виде комплекса с одним главным объектом и множеством небольших (например, универсальный рынок с одним зданием и рядами палаток-павильонов), или в виде небольшого конкретного объекта (например, спортивная площадка с открытым солярием, 1929-1930), где преобладало открытое пространство или же в виде полуотвлеченного, полупроизводственного задания на планировочно-пространственное решение обширного ансамбля в реальном масштабе города. Предлагалась городская ситуация (с обозначением улиц и т.д.), и на отведенном участке надо было создать выразительную объемно-пространственную композицию из архитектурных объектов (хотя и лишенных конкретного функционального назначения).

Студенты на занятиях по дисциплине "Пространство" (Основное отделение ВХУТЕМАСа). 1925. Работа по теме - выявление массы и веса Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов Экспозиция работ по дисциплине "Пространство - одной студенческой группы на тему - выявление и выражение массы и веса. Основное отделение ВХУТЕИНа. 1927/26 уч. год. Студенты у своих работ

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выявление массы и веса объемной композиции. Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на построение пространства (организация пространства над горизонтальной плоскостью - прямоугольной, квадратной или круглой; организация внутреннего пространства; организация пространства внутри пространственного куба; организация пространства на прямоугольном участке - построение композиции и выявление глубины; глубинное пространство с четко выявленным передним планом; глубинная пространственно-архитектоническая композиция на круге; глубинное пространство - архитектоническая композиция на прямоугольнике). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Студенты первого курса Основного отделения у выставки своих работ на построение пространства (по дисциплине "Пространство). 1925.
Слева направо: 1 - ?, 2 - А. Бунин: 3 - Г. Борисовский; 4 - Г. Савинов; 5 - Д. Панкратов; 6 - Коржавин; 7 -?

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность объемной композиции (массивной, пространственной, пластически-декоративной, динамической). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на выразительность объемной композиции (массивной, пространственной, пластически-декоративной, динамической). Основное отделение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Середина и вторая половина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на конструкцию. Основное отделение ВХУТЕМАСа. Середина 20-х годов

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на конструкцию. Основное отделение ВХУТЕМАСа. Середина 20-х годов Производственное задание на выразительность фронтальной поверхности - фасад коммунального дома. ВХУТЕИН. 1928. М. Быков (фасад, разрез, план)

Производственное задание на выразительность фронтальной поверхности - фасад коммунального дома. ВХУТЕИН. 1928. В. Калинин (фасад) Производственное задание на выразительность фронтальной поверхности - фасад коммунального дома. ВХУТЕИН. 1928. О. Иванова (перспектива, фасад. аксонометрия)

С. Маторин. Производственное задание на выявление ритма фронтальной плоскости - жилой дом. ВХУТЕИН. 1928. Фасад Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Отдельные работы

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Отдельные работы

Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Отдельные работы Отвлеченные задания по дисциплине "Пространство" на вертикальный ритм. ВХУТЕМАС. 1927. Выставка макетов (студенты у своих работ)

Производственное задание на выразительность объема - манеж. ВХУТЕИН. 1927/28 уч. год. Л. Гриншпун (макет) Производственное задание на выразительность объема - манеж. ВХУТЕИН. 1927/28 уч. год. автор неизвестен (фасады, план, аксонометрия)

Производственное задание на выразительность объема - книжный павильон-киоск. ВХУТЕИН. 1929. Автор неизвестен (макет) Производственное задание на выразительность объема - книжный павильон-киоск. ВХУТЕИН. 1929. Оленев (фасад)

Н. Соколов. Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный павильон. ВХУТЕМАС. 1927. Перспектива, разрез

О. Иванов. Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный ботанический ВХУТЕМАС. 1927/28 уч. год. Перспектива Производственное задание на выразительность объема - манеж. ВХУТЕИН. 1927/28 уч. год. В. Калмыков (перспектива) (14) В. Калмыков (перспектива)

Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный павильон. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Середина и вторая половина 20-х годов

Производственное задание на выявление массы и веса - выставочный павильон. ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Середина и вторая половина 20-х годов Производственное задание на выявление массы и веса - павильон силикатной промышленности. ВХУТЕМАС. 1926/27 уч. год. Л. Павлов (?). (перспектива)

Производственное задание на выявление массы и веса - павильон силикатной промышленности. ВХУТЕМАС. 1926/27 уч. год. Л. Букалова (перспектива) Производственное задание на выявление массы и веса - пункт скорой помощи. ВХУТЕИН. 1928. Авторы неизвестны (фасад, генплан, разрез)

Производственное задание на выявление массы и веса - пункт скорой помощи. ВХУТЕИН. 1928.. Авторы неизвестны (перспектива) Производственное задание на выявление выразительности конструкции - речная вышка. ВХУТЕМАС. Авторы неизвестны (перспектива)

Производственное задание на выявление выразительности конструкции - речная вышка. ВХУТЕМАС. Авторы неизвестны (фасад) Производственные задание на выявление массы и веса - наружный павильон метро (?). ВХУТЕМАС. Фасад

Производственное задание на выразительность объема - книжный павильон-киоск. ВХУТЕИН. 1929. Автор неизвестен (фасады, план, генплан); автор неизвестен (фасады, план, генплан, разрез)

Производственное задание на выявление выразительности конструкции - вход на стадион. ВХУТЕМАС. 1926. А. Игумнов (?) (фасад, план) Производственное задание на выявление выразительности конструкции - вход на стадион. ВХУТЕМАС. 1926. Автор неизвестен (фрагмент фасада)

Производственное задание на выявление выразительности конструкции - вход на стадион. ВХУТЕМАС. 1926. А. Крылов (фасад) Производственное задание на выявление выразительности конструкции - спортивная горка ("каток"). ВХУТЕМАС. Середина 20-х годов. Г. Юрьев (фасад, фрагмент фасада, план)

Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (аксонометрический разрез) Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (план)

Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (перспектива) Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (фасады, аксонометр)

Производственное задание на выразительность объема и внутреннего пространства - аквариум-террариум. ВХУТЕИН. 1929. Авторы неизвестны (аксонометрический разрез) Н. Соколов. Производственное задание на выразительность конструкции - мостовой переход через улицу. ВХУТЕМАС 1927. Фасад, план, разрез

Производственное задание на выразительность внутреннего пространства - плавательный бассейн. ВХУТЕМАС 1927/28 уч. год. Л. Гриншлун (перспектива интерьера) Производственное задание на выразительность внутреннего пространства - плавательный бассейн. ВХУТЕМАС 1927/28 уч. год. Б. Неронский (макет)

С. Власов. Производственное задание на выявление выразительности пространства - солярий. ВХУТЕИН. 1930. Макет Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. Т. Дружинина (макет)

Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. Ю. Шевердяев (макет) Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. автор неизвестен (макет)

Производственное задание на создание выразительной пространственной композиции из архитектурных объемов. ВХУТЕИН. 1929. автор неизвестен (макет) Преподаватели Основного отделения ВХУТЕМАСа В. Кринский и М. Коржев со студентами. 1927.
Слева направо: верхний ряд - Л. Богданов, Меннер, В. Каплан, М. Адрианов, О. Иванова, П. Перелешин; стоят - А. Ульрих, Н. Шмидт, А. Зелянин, С. Кибирев, А. Смирнов. В. Кринский, М. Коржев, Б. Рогайлов, Н. Нидеккер, Е. Иохелес, А. Максимов, В. Калмыков (сидит на полу в тюбетейке), М. Лалаев (в очках), К. Серебряков, М. Викторов, Н. Павлов, Борисов; лежит - неизвестный

Выставка проектов студентов Основного отделения ВХУТЕМАСа. Слева - отвлеченные задания на объем, массу и вес, остальные производственные задания (рынок, водонапорная башня, спортивная горка, качели, переходный мостик и др.) М. Коржев (преподаватель Основного отделения ВХУТЕМАСа). Экспериментальный проект клубно-зрелищного здания. Эскизы (перспективы, разрез)

Такое задание выполнялось, например, на втором курсе архитектурного факультета весной 1929 г.

На всех проектах второго курса по архитектурной пропедевтике зачеты поставлены В. Кринским. Он возглавлял этот курс, хотя конкретное руководство проектированием осуществляли и другие преподаватели дисциплины "Пространство".

К началу страницы
Содержание    5.6. Теоретическая работа молодых рационалистов  5.8. АСНОВА-творческая организация рационалистов