Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

Глава 5. Рационализм (ак архитектурное течение)

Теоретическая работа молодых рационалистов

Летом 1926 г. молодые преподаватели дисциплины "Пространство" В. Балихин. М. Коржев и М. Туркус решили вместе провести свой отпуск. Они совместно сняли дом у лесника на опушке леса вблизи подмосковной деревни Криуши и жили там все лето (с июня по август). Иногда к ним приезжали В. Петров, Ю. Спасский и И. Ламцов. Это повторилось и в 1927 г.

Почти каждое утро Балихин, Коржев и Туркус начинали с обсуждения теоретических проблем объемно-пространственной формы. Велся дневник этих обсуждений, записывались их результаты, формулировались основные положения. В случае расхождения во взглядах записывали именные формулировки, т.е. принадлежащие одному из участников обсуждений. В примечаниях иногда давалось индивидуальное уточнение общей формулировки. Были две общие тетради записей - за 1926 и 1927 гг.

Сохранилась одна тетрадь (почти 60 страниц записей), где день за днем (с 22 июня по 21 августа) зафиксированы результаты теоретических обсуждений в 1926 г.

Обсуждались практически все теоретические вопросы композиции, имевшие отношение к методике преподавания дисциплины "Пространство". Но главное внимание уделяли классификации элементов композиции и осмыслению новой темы отвлеченных заданий (отсутствовавшей в Обмасе) - на поверхность.

В тетради есть предварительные записи обсуждений, есть отредактированные варианты тех же записей, а есть записи, представляющие некое итоговое систематизированное изложение результатов обсуждения по теме.

Много внимания было уделено метрическим и ритмическим рядам. Выяснялась роль ритмических рядов на плоскости, а также количественные пределы увеличения элементов рядов - когда ритмический ряд воспринимается уже как фактура поверхности. Анализировалось влияние освещения на восприятие фактуры поверхности (угол освещения), выявлялись общее метрического ряда и неравномерного освещения поверхности, оценивалась роль интенсивности освещения плоскости в восприятии глубины ее размещения по отношению к зрителю (был сделан вывод, что из двух плоскостей более освещенная и с тенями большей интенсивности воспринимается как ближняя).

М. Туркус (слева), М. Коржев и И. Ламцов (справа) в Криушах за обсуждением проблем композиции по дисциплине "Пространство"
Специально анализировалась проблема контрастного сопоставления величин форм. Был сделан вывод, что при восприятии двух контрастных по величине форм бòльшое зрительно кажется еще больше, а меньшая - еще меньше. Для выявление реальной величины больших форм предлагалось сопоставлять их с малыми через ряд промежуточных форм.

Обсуждался вопрос о влиянии горизонтальных и вертикальных ритмических рядов на зрительное восприятие размеров и пропорций плоскости. Был сделан вывод, что преобладание вертикальных рядов увеличивает плоскость в вертикальном направлении, преобладание же горизонтальных - уменьшает а увеличение или уменьшение числа элементов ряда влияет на восприятие масштабности.

Специально рассматривались вопросы: о масштабности, о единстве композиции (и роли метрического ряда в придании композиции качества единства) и т. д. В ходе анализа всех этих проблем участники теоретических обсуждений в Криушах почти неизменно возвращались к проблеме фронтальной плоскости.

Задание на фронтальную поверхность (плоскость) было первым, с которого начинали проработку дисциплины "Пространство" студенты Основного отделения. На этом задании они впервые знакомились с самыми различным! приемами и закономерностями композиции. На этом задании можно было с наибольшей наглядностью дать студенту представление о метрических и ритмических рядах, о приемах преобразования метрического ряда в систему, о закономерностях образования композиционного центра и о том, что определяет его положение.

Свидетельства (в беседах со мной) преподавателей Основного отделения ВХУТЕМАСа и анализ выявленных архивных материалов убеждают, что именно Балихин был инициатором последовательной разработки проблем композиции. Причем, опираясь на практику преподавания дисциплины "Пространство", он, в отличие от других преподавателей, видел задачу не просто в создании методики преподавания, а в разработке теории композиции.

М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы. Графический анализ массы как свойства объемной формы. 1926-1927 (авторские копии с оригиналов-эскизов). Средства выразительности массы объемной формы: А - рельеф и контррельеф, Б - сочетание нескольких зрительно четко выделенных объемов, В - взаимное пересечение нескольких объемных форм, Г - всечение в данный объем дополнительной объемной формы М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы. Графический анализ массы как свойства объемной формы. 1926-1927 (авторские копии с оригиналов-эскизов). Средства выразительности массы объемной формы: анализ массы как свойства формы: схемы А - линейной формы, Б - плоскостной, В - объемной

М. Туркус. Экспериментально-методические таблицы. Графический анализ массы как свойства объемной формы. 1926-1927 (авторские копии с оригиналов-эскизов). Средства выразительности массы объемной формы: выразительность массы объемной формы: А - фактура поверхности, Б - членение поверхности объема М. Туркус. Анализ массы как свойства формы. Совместное использование приема всечения вспомогательной формы и глубокого рельефа (горизонтального членения) на основном объеме. 1926-1927

М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы по теме "Выразительность веса". 1926- 1927. Анализ выразительности веса объемной формы М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы по теме "Выразительность веса". 1926- 1927. Анализ влияния членений на массивность формы и на выразительность веса объема

М.Туркус. Экспериментально-методические таблицы по теме "Выразительность веса". 1926- 1927. Анализ приемов и средств выразительности веса как функции массы объемной формы (пропорции и конфигурация объема, членение, вертикальное построение, деформация)

Весь ход обсуждения вопросов композиции выявляет теоретическую направленность анализа. Особенно это проявлялось в текстах самого Балихина. Во время обсуждения в Криушах и позднее он продолжал свою практику записи мыслей на отдельных листочках (почти всегда датированных), которые дополняют первую тетрадь записей в Криушах лето 1926 г.) и помогают представить круг проблем, обсуждавшихся в 1927 г.

Балихин непрерывно размышляет над теоретическими проблемами формообразования в рамках концепции рационализма. Диапазон тем его размышлений очень широк. Назову лишь некоторые из них: о функции формы вещи, о специфике пространственной формы, о качестве формы, об измеряемых качествах формы, о массе, о динамической пространственной системе, о принципах организации объема, о границах формы и т.д.

Балихин предпочитал текстуально формулировать результаты своих размышлений, сопровождая иногда записи схематическими рисунками.

Туркус, участвовавший в обсуждениях в Криушах, также в последующем продолжал размышлять над проблемами формообразования. В его архиве сохранились листы, где записаны результаты этих размышлений. Но, в отличие от Балихина, Туркус предпочитал не столько логическое, сколько образное мышление. Он чаще излагал свои мысли в изобразительной форме, сопровождая ее текстовыми пояснениями. Вероятно поэтому его больше интересовали такие темы, анализ и доказательства, по которым предполагают графический язык. Так, он много размышляет об отношениях и их роли в построении и организации простой формы, в частности о пропорциях, о сопоставлении различных форм, сопровождая формулировки графическим анализом.

Особое внимание Туркус уделяет анализу проблемы массы и веса, рассматривая эту тему с разных сторон, имеющих отношение к выразительности формы. Анализ массы как свойства объемной формы в записях Туркуса (это в основном 1926-1927 гг.) непосредственно переходит в графический анализ веса, который определяется как "функция массы".

Туркус анализирует различные приемы подчеркивания выразительности веса: ее зависимость от пропорций и конфигурации объема, от горизонтальных членений объема, от взаиморасположения по вертикали различных по величине объемов, от сдвигов и консольных нависаний одного объема над другим, от деформации объема. подчеркивающей его вес. и т.д. На одном из листов дан анализ влияния зрительно выявленной массы формы на восприятие ее веса. Один и тот же по пропорциям прямоугольный объем горизонтально разделен на три части (с различными интервалами), каждой из которых путем использования рельефа придана большая или меньшая массивность.

К началу страницы
Содержание    5.5. Пропедевтическая дисциплина "Пространство"...  5.7. Работы студентов по дисциплине "Пространство"...