Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. Архитектура ВХУТЕМАСа. - М., 1927. - С. VIII-X. Вернуться в текст


Глава 5. Рационализм (ак архитектурное течение)

5. Пропедевтическая дисциплина "Пространство" в структуре Основного отделения ВХУТЕМАСа-ВТУХЕИНа

Осенью 1923 г., когда было выделено в структуре ВХУТЕМАСа, автономное Основное отделение и потребовалось укомплектовать преподавателями пропедевтическую дисциплину "Пространство", создававшуюся на базе психоаналитического метода, Ладовский рекомендовал преподавателями студентов первого потока Обмаса - В. Балихина, М. Коржева, В. Петрова, М. Туркуса, И. Ламцова, С. Глаголева, Ю. Спасского. Продолжая заниматься в мастерских Ладовского и Докучаева, они под руководством В. Кринского внедряли через Основное отделение психоаналитический метод уже во всем ВХУТЕМАСе.

В руках учеников Ладовского оказалась ключевая позиция с точки зрения влияния на общие формообразующие процессы в предметно-художественном творчестве, и прежде всего в архитектуре. Все студенты архитектурного факультета проходили через руки учеников Ладовского, выполняя упражнения по той же программе, которую отрабатывал на своих учениках в Обмасе сам Ладовский.

То обстоятельство, что лидеры рационализм и первое поколение их учеников оказались почти целиком поглощенными преподаванием во ВХУТЕМАСе, разумеется, ослабило позиции рационализма в реальной архитектурной практике. Однако это были, пожалуй, лишь тактические потери. Стратегически же рационализм явно выиграл, укрепившись в основной архитектурной школе. В результате большая часть молодых архитекторов восприняла формообразующую концепцию рационализма, что повлияло в целом на советскую архитектуру 20-х годов в определенном направлении.

К методу преподавания, внедренному Ладовским во ВХУТЕМАСе, с интересом и с завистью присматривались студенты двух других московских архитектурных школ - архитектурных факультетов МВТУ и МИГИ. Многие из них рассказывали позднее в беседах со мной, как поражало их в методике Ладовского и в работах его учеников сочетание рационализма современной архитектуры с художественным подходом к формообразованию.

Преподаватели Основного отделения ВХУТЕМАСа (дисциплина "Пространство") со студентами. Сидят в центре в кепках - М. Коржев (слева) и В. Балихин, стоит - четвертый справа М. Туркус (в фуражке)
Пропедевтические дисциплины во ВХУТЕМАСе зарождались в недрах трех факультетов - архитектурного, живописного и скульптурного - и постепенно стали формировать единую систему общих для всех факультетов специфических художественных дисциплин, развивающих первоначальные художественные навыки.

В начале 20-х годов во ВХУТЕМАСе было четыре пропедевтические дисциплины - "Пространство", "Графика", "Объем" и "Цвет". Однако дальнейшая судьба этих дисциплин была различна. Они создавались во ВХУТЕМАСе членами ИНХУКа как внедрение в систему художественного образования "объективного метода". На деле же в начале 20-х годов в каждой из этих дисциплин явно проявилась творческая концепция формообразования их создателей - Н. Ладовского ("Пространство"), А. Родченко ("Графика"), А. Веснина и Л. Поповой ("Цвет"). А. Лавинского и Б. Королева ("Объем"). Все эти концепции были связаны с определенными видами пространственных искусств - архитектурой, рисунком, живописью и скульптурой, являясь для них специализированной пропедевтикой.

Выделение общих художественных дисциплин в самостоятельное Основное отделение скоро выявило, что три из четырех пропедевтических курсов - "Цвет", "Объем" и "Графика" - отнюдь не заменяют такие обязательные для обучения художника любой специальности дисциплины, как живопись, скульптура и рисунок. Ситуация осложнялась еще и тем, что создатели этих трех пропедевтических дисциплин отошли от их преподавания, не успев разработать развернутой методики. В результате все три пропедевтические дисциплины оказались потесненными (или даже вытесненными) такими общими художественными дисциплинами, как живопись, рисунок и скульптура.

По-иному обстояло дело с пропедевтической дисциплиной "Пространство". Она не конкурировала ни с каким другим традиционным художественным курсом. И хотя возникла эта дисциплина как архитектурная пропедевтика (именно так ее рассматривал Ладовский), но, будучи включенной в структуру художественных предметов Основного отделения, она оказалась фактически единственной полностью самостоятельной пропедевтической дисциплиной, став стержнем художественной пропедевтики ВХУТЕМАСа и получив наиболее разработанную методику.

В отличие от других пропедевтических дисциплин здесь была полностью сохранена преемственность: на протяжении всего существования ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа эту дисциплину преподавала одна и та же группа преподавателей и их учеников.

Преподаватели Основного отделения ВХУТЕМАСа (дисциплина "Пространство") со студентами. В центре слева направо - М. Коржев (в клетчатой рубашке), В. Кринскйй (облокотился на стол), М. Туркус (стоит - в галстуке)
На первом курсе Основного отделения темы по дисциплине "Пространство" прорабатывались на отвлеченных заданиях. На втором курсе те же темы прорабатывались на конкретных (производственных) заданиях с учетом будущей специализации студента. При этом сразу обнаружилось, что набор тем, предложенных Ладовским в Обмасе, был ориентирован на подготовку архитекторов. Поэтому встала задача сделать набор более универсальным, т.е. превратить дисциплину "Пространство" в действительно общую художественную пропедевтику.

В первое время отвлеченные задания в основном повторяли и развивали задания Обмаса. Однако сразу же появилось одно принципиальное нововведение - задание на плоскость. Ладовский не давал такого задания. Как архитектор, он, естественно понимал значение композиционного решения фасада. Но он намеренно не фиксировал внимание своих учеников на фасадной плоскости, стремясь увести их от традиционалистских фасадных стилизаций и обратить внимание на объемно-пространственный потенциал создания художественной композиции.

При разработке же общей методики пропедевтической дисциплины "Пространство" пришлось думать не только о потребностях архитектуры, но и о всех остальных профессиях, которые готовились на факультетах ВХУТЕМАСа. Во многих из этих профессий нельзя было обойтись без разработки плоскостной композиции. "Первоначально программа нашей дисциплины, - вспоминал позднее В. Кринский, - состояла из четырех композиционных заданий: фронтальная поверхность, масса и вес (объем), объемная композиция и глубинно-пространственная композиция.

Все задания были отвлеченными (без функциональной задачи), но связаны с довольно крупным масштабом, приближающим получаемые решения к масштабу архитектурных решений и заданий".

В. Балихин и В. Кринский (справа) в кабинете по дисциплине "Пространство" (Основное отделение ВХУТЕМАСа) обсуждают методические композиции
К концу первого этапа существования Основного отделения (1923-1926), когда оно охватывало два года обучения, была отработана общая структура выполнения отвлеченных и производственных заданий. Опыт показал, что за два года трудно углубленно проработать все темы на двух типах заданий - отвлеченном и производственном. Поэтому не только весь первый курс, но и часть второго отводились для выполнения отвлеченных заданий. К 1927 г. было же упорядочено их количество и тематика - четыре задания, общие для всех факультетов, выполнялись на первом курсе, а два - уже с учетом специализации студентов - на втором, наряду с производственными заданиями. Вот как кратко это изложено в изданном в 1927 г. сборнике:

"Первое задание на построение выразительности плоской поверхности, как простейшего типа поверхности.

Поверхность понимается, как форма, воспринимаемая зрителем по двум измерениям. Согласно условиям задания, плоскость должна быть расположена к зрителю фронтально, иметь минимальную толщину; окружающая ее среда не учитывается. Эти условия задания определяют характер композиции как наиболее статичной и замкнутой.

Второе задание на построение выразительности объема является развитием и усложнением условий, данных в первом задании.

Объем понимается как трехмерная форма, воспринимаемая зрителем путем движения вокруг вертикальной оси объема и двигательно-осязательного восприятия его формы.

Эти условия обусловливают необходимость рассматривать элементы объема не изолированно друг от друга, а строить их во взаимодействии и соподчинении в замкнутую зрительно-двигательную систему, с движением вокруг объема к главной стороне, являющейся композиционным центром всей системы.

Третье задание на построение выразительности массы и веса объема.

Главная композиционная задача заключается в выражении взаимодействия данного объема, как действующей силы (тяжести) и основания, как противодействующей опоры.

Масса рассматривается, как главная активная действующая сила, порождающая впечатление веса формы, и является основным средством решения поставленной композиционной задачи.

Четвертое задание на построение выразительности формы ограниченного пространства и выразительности форм, расположенных в этом пространстве (или его ограничивающих). Это задание является последним на I курсе.

Общая задача организации пространства включает следующие частные задачи:

1) выявление глубинности данного пространства и его формы;

2) выявление положения главной формы в отношении: а) к границам окружающего пространства; б) к окружающим вспомогательным формам и в) к зрителю.

Главная форма, расположенная в данном пространстве, является центром композиции и одновременно, вместе с другими формами, расположенными в нем, является основным средством выразительности форм данного пространства".

На втором курсе предусматривается "проработка двух дополнительных отвлеченных заданий: первого - на построение комплексов объемов, расположенных в пространстве, и второго - на выразительность архитектурной конструкции, как системы форм и формы их сопряжений, возникающих под действием силы тяжести. Оба последние задания - развитие и усложнение заданий I курса на выразительность массы, веса и пространства."1

Это, так сказать, идеальная схема отвлеченных заданий, как она была отработана к 1927 г. До этого и после этого существовали варианты заданий.

Разработанный Ладовским психоаналитический метод преподавания, основательно внедренный во ВХУТЕМАСе, интересовал в те годы и другие учебные заведения. Так, в Ленинградском ВХУТЕИНе преобразованном из Академии художеств) этот метод преподавания успешно внедрял ученик Ладовского Глаголев.

Пропедевтические курсы Основного отделения ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, стержнем которого, по общему признанию, была основанная на психоаналитическом методе Ладовского дисциплина "Пространство", рассматривались в 20-е годы как важное достижение советской художественной школы.

К началу страницы
Содержание    5.4. Психоаналитический метод Ладовского...  5.6. Теоретическая работа молодых рационалистов