Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

Глава 3. Взаимодейстние архитектуры и левого изобразительного искусства

19. "Проход" левых художников через архитектуру (1919-1925)

Выше отмечалось, что неоклассика как бы перекрыла непосредственное влияние на новаторские течения формообразующих потенций инженерной техники и что именно левое изобразительное искусство стало своеобразным мостиком между стилеобразующими процессами в технике и в архитектуре. Но дело не только в этом - экспериментальные формальные поиски в левом изобразительном искусстве сами по себе были важнейшими импульсами нового стиля. Однако эти импульсы также с трудом воспринимались архитектурой, одетой в броню неоклассики.

Эта уникальная ситуация в отечественной архитектуре первой трети XX в., когда стилеобразующие процессы в левом изобразительном искусстве и инженерии, с одной стороны, и архитектурной неоклассике, с другой, развивались как бы на параллельных не пересекающихся рельсах, привела к временному "вторжению" левых художников в сферу архитектуры. Левые художники "передавали эстафету" архитектуре в области стилеобразования не через "границу" между профессиональными сферами, а непосредственно на территории самой архитектуры.

Все левые художники, "прошедшие" в 1919- 1925 гг. через архитектуру, так и остались дилетантами в этой новой для них сфере деятельности. Они и не стремились стать архитекторами (хотя некоторые из них стали профессиональными дизайнерами - пионерами советского дизайна), их "проход" через архитектуру в масштабах общего развития советского художественного авангарда можно рассматривать как своеобразную помощь архитектуре в освобождении от пут неоклассики, как стремлении интенсифицировать новаторские стилеобразующие поиски в сфере художественного творчества (т. е. в архитектуре), явно запаздывавшего с отказом от традиционалистских стереотипов.

Левые художники, уже выйдя в своих формально-эстетических экспериментах в предметный мир, были захвачены огромными возможностями нового стилеобразования в области архитектуры, где сами архитекторы явно недоиспользовали эти возможности. И получилось так, что многие пришедшие из левого изобразительного искусства пионеры советского дизайна, прежде чем профессионально углубиться в различные области производственного искусства, прошли как бы стажировку в качестве откровенных дилетантов в сфере архитектуры. Они сами не задержались в архитектуре, но оставили в ней неизгладимый след, внесли важнейший формообразующий вклад в современную архитектуру на самом раннем этапе формирования нового стиля.

Это был цвет отечественного художественного авангарда, левые художники мирового класса. Назову лишь основных из них: В. Татлин, с его единственным, но поистине эпохальным архитектурным проектом - Памятником III Интернационала (1919 -1920), К. Малевич, с также единственными в его творчестве собственно архитектурными проектами - планитами (1923-1924), А. Родченко, который за два года создал ряд конкурсных и экспериментальных архитектурных проектов: киоск (1919), Храм общения народов (1919), Совдеп (1920), фрагменты застройки города "с пятым фасадом" (1920) и др.; А. Лавинский, разработавший проекты "города на рессорах" (1921), книжных киосков (1923-1924), избы-читальни (1925) и др.; А. Экстер, эскизировавшая на тему "динамический город" и создавшая (вместе с архитектором Б. Гладковым) оригинальный киоск "Известий" на сельскохозяйственной выставке в Москве (1923); Б. Королев, интенсивно эскизировавшии на тему Храм общения народа (1919); А. Шевченко, разрабатывавший проект Совдепа (1920); Г. Клуцис с его серией архитектурно-дизайнерских объектов праздничного оформления города (1922).

Для каждого из названных выше художников "проход" через архитектуру был лишь кратковременным эпизодом в их творчестве. Но он оказался столь продуктивным, что практически все созданные ими конкурсные, заказные и экспериментальные проекты вошли в историю советской архитектуры.

К началу страницы
Содержание    3.18. Агитационно-праздничные установки...  4.1. Разрушение образных стереотипов-деструктивный этап...