Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

Глава 3. Взаимодейстние архитектуры и левого изобразительного искусства

13. Передача эстафеты от левого изобразительного искусства к новой архитектуре

Таким образом, влияние художественных экспериментов Малевича, Татлина и их последователей на формирование художественного стиля XX в. вышло далеко за пределы живописи. В творчестве Малевича и Татлина впервые с такой определенностью стали кристаллизоваться черты нового стиля, общие для живописи, архитектуры и дизайна. Оно стало как бы тем каналом, через который формально-эстетические достижения левой живописи творчески воспринимались архитекторами. В своих художественных поисках эти художники решительно переступили грань, отделяющую живопись от архитектуры. Поэтому творческие результаты тех направлений левой живописи, которые связаны с именами Малевича и Татлина, надо искать не только в самой живописи, но и в современной архитектуре и дизайне.

Этот зигзаг в развитии ряда направлений левой живописи, вышедших из кубизма, и "выход" их в архитектуру воспринимался в те годы многими как смерть изобразительного искусства. В экспериментах Малевича, Татлина и их последователей нередко видели лишь утрату специфики изобразительного искусства, не осознавая, что супрематические композиции, проуны, архитектоны, контррельефы и объемные конструкции (как и неопластицизм Мондриана или пуризм Ле Корбюзье), образовывали как бы своеобразный "механизм" передачи эстафеты от живописи к архитектуре и сыграли значительную роль в процессе взаимодействия искусств, который был характерной чертой художественной жизни первых послереволюционных лет. Речь идет не об обычном синтезе искусств, традиционно использовавшемся в архитектуре или, например, в опере, а именно о резко усилившемся взаимодействии различных видов искусств, влиявших друг на друга в процессе формирования нового стиля. В ходе этого взаимодействия рождались новые виды искусства (например, дизайн), формировались художественные приемы недавно возникших искусств (кино, фотография), существенно обогащалась палитра средств выразительности "старых" искусств, предпринимались попытки создания новых синтетических искусств на базе только пространственных (архитектура, живопись и скульптура) или только временных искусств (музыка, танец, театр и др.) и живописи, или же путем растворения всех видов искусств в едином синтетическом искусстве будущего.

Для развития архитектуры, однако, важна та сторона взаимодействия искусств, которая была связана с происходившим после первой мировой войны и Октябрьской революции в европейском искусстве процессом смены лидера - левая живопись передавала эстафету новой архитектуре, принимавшей на себя основную роль в формировании нового стиля. Этот процесс смены лидера протекал в ходе тесного взаимодействия архитекторов и художников, причем такое взаимодействие оказывало существенное влияние на творчество архитекторов, которые осваивали огромный художественный опыт, накопленный в предшествующие десятилетия левой живописью.

Интенсивное и целенаправленное взаимодействие различных видов искусств способствовало формированию единых эстетических идеалов, помогало ускорению процессов развития новой архитектуры. Процесс взаимодействия различных видов искусств в значительной степени определял в эти годы не только художественные поиски, но и характер творческих объединений. Во всех основных европейских центрах формирования новой архитектуры создаются творческие содружества архитекторов и левых художников - Эспри Нуво (Франция), Де Стиль (Голландия), Баухауз (Германия).

В нашей стране в первые годы советской власти архитекторы-новаторы также активно сотрудничали с левыми художниками, что вызвало появление таких своеобразных комплексных организаций и учреждений, как УНОВИС, Живскульптарх, ИНХУК, ВХУТЕМАС и др.

К началу страницы
Содержание    3.12. Пространственные конструкции Г. Клуциса...  3.14. УНОВИС (1919-1922) и ГИНХУК (1923-1926)