Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

 

Глава 2. Неоклассика в первые послереволюционные годы

6. И. Голосов - упрощение классического ордера и выявление композиционной роли крупной формы

В 1918-1919 гг. И. Голосов, как и многие другие архитекторы, ведет поиски нового художественного образа, ориентируясь на использование возможностей классического ордера. Он отбирает из ордерных форм те, которые, как ему представлялось, более созвучны эпохе, использует лаконичный по формам, лишенный сложных декоративных элементов тосканский ордер, еще более упрощая и одновременно монументализируя его детали.

Так, в конкурсном проекте школы-памятника Л. Н. Толстому в Ясной Поляне (1919) колонны тосканского ордера лишены капителей и баз, а антаблемент вместо трехчастного деления со сложными профилями представляет собой единый архитрав, завершающийся карнизом в виде простой полочки, которую поддерживают консоли в форме плоских параллелепипедов.

Голосов не реконструирует ордер, а лишь упрощает его, лишает его многих деталей, не переходя границу, за которой упрощение ордера перерастает в его реконструкцию. Уже в 1918-1919 гг. он нащупывал пути выявления в архитектурной композиции той основы, которая определяет структуру самой архитектурной формы и от которой в решающей степени зависит художественный облик этой формы. В самом его обращении с классическим ордером уже ясно ощущалась формировавшаяся тогда специфически голосовская концепция формы - ориентация на выявление в общей композиционной структуре крупной формы. Он упрощал ордер не с целью получить новый художественный эффект, не в поисках некоего нового варианта ордера. Он стремился выявить, какую степень упрощения выдерживает классический ордер, сохраняя при этом свои основные художественно-композиционные качества. При этом его интересовала не сама по себе граница упрощения, переход за которую вел уже к изменению самой художественной структуры ордера, приводил к его реконструкции. Голосова интересовало другое: он хотел выяснить, что именно в архитектурном образе (в данном случае в ордере) несет основную художественную нагрузку, а что имеет подчиненное значение. Он стремился выяснить, что в конечном счете определяет архитектурный образ, а что лишь в той или иной степени обогащает его.

Иными словами, И. Голосов хотел выяснить, что в классическом ордере определяет его художественную структуру. С этой целью он максимально упрощает формы ордера, стремясь в то же время сохранить его художественную структуру. Это ему удалось в проекте школы-памятника. Здесь тосканский ордер оказался лишенным всех деталей (и профилей), от которых можно было отказаться без существенного нарушения его художественной структуры. Дальнейшее упрощение (например, отказ от утонения, энтазиса и консолей) уже резко изменяло художественно-композиционную систему ордера.

Эксперименты над ордером показали И. Голосову, что архитектурные формы несут неодинаковую нагрузку в художественном облике здания. Одни из них определяют его структуру, и их изменение приводит к перестройке всей композиции, другие играют второстепенную роль, и их изменение, замена или вообще отказ от них не ведут к разрушению основной структуры художественного образа.

Но эти наблюдения касались в данном конкретном случае не общей объемно-пространственной композиции здания, а ордерных архитектурных форм.

Иной подход И. Голосова к взаимоотношению объемной композиции здания и ордерных деталей можно видеть в конкурсном проекте московского крематория (1919).

Во всех поданных на конкурс трех вариантах проекта крематория И. Голосов остается последовательным неоклассиком как в разработке общей объемно-пространственной композиции сооружения, так и в использовании архитектурных деталей, но основную роль в создании художественного образа взяла на себя крупная форма самого объема здания, ордерные же детали оказались в подчиненном положении.

И. Голосов. Конкурсный проект крематория в Москве. 1919. Интерьер (вариант); фасад

И. Голосов. Конкурсный проект школы-памятника Л. Н. Толстому в Ясной Поляне. 1919. Основной корпус (фасад. планы, разрез) И. Голосов. Конкурсный проект школы-памятника Л. Н. Толстому в Ясной Поляне. 1919. Перспектива с птичьего полета

И. Голосов. Конкурсный проект школы-памятника Л. Н. Толстому в Ясной Поляне. 1919. Перспектива памятника-ротонды А. Гегелло. Здание акционерного общества "Аркос" в Москве. Конкурсный проект 1924. Перспектива

Уже в проектах 1918-1919 гг. И. Голосов, не ставя перед собой задачу создания новой формы, подходит к проблеме формообразования с позиций психологии восприятия человеком архитектурного образа. Он поставил перед собой задачу найти в архитектурной детали, в художественно-композиционной системе (например, в классическом ордере) или в объемно-пространственной композиции здания то звено, которое берет на себе львиную долю в создании конкретного художественного эффекта. Его интересовал вопрос - каково распределение ролей в создании художественного образа между декором и объемной формой архитектурной детали (в котором использован декор): между основными формами и пропорциями элементов художественно-композиционной системы, с одной стороны, и используемыми в ней более мелкими деталями - с другой: между общей объемной композицией здания и архитектурными формами и деталями его фасадов.

Работа над проектом крематория вплотную подвела И. Голосова к очень важному для формирования его творческого кредо выводу о том, что при активной роли объемной композиции значение архитектурных деталей в создании художественного образа здания резко падает. Голосов теряет интерес к архитектурным деталям и постепенно полностью переключает свое внимание на крупную форму, на объемную композицию здания.

К началу страницы
Содержание    2.5. "Красная дорика" И. Фомина  2.7. Попытка создания архитектурно-художественного центра...