Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Селим Хан-Магомедов
Архитектура советского авангарда

Книга первая
Проблемы формообразования. Мастера и течения

1. Частный архив. В дальнейшем ссылки на частные архивы даваться не 6удут. Все цитаты, на которые не будут даны ссылки на публикации, следует материалами из частных архивов. Вернуться в текст


Глава 1. Концепции формообразования и стилеобразующие процессы конца XIX - начала XX вв.

2. Модерн рубежа веков

Однако на рубеже веков стилевая ситуация в русской архитектуре еще больше осложнилась - появился модерн. Молодежь с энтузиазмом встретила этот "новый стиль". видя в нем долгожданное освобождение от стилистической мешанины эклектики и от архаических "русских стилей".

Хорошо передает атмосферу восторженного отношения молодежи к модерну неопубликованная речь И. Фомина в день открытия Художественно-архитектурного общества (1903), того самого Фомина, который через несколько лет предаст анафеме модерн и станет одним из лидеров неоклассицизма. Вот что говорил тридцатилетний И. А. Фомин в самом начале XX в., обращаясь к своим единомышленникам, "приверженцам нового направления".

"...Больше всех нападают на нас старики-классики...

...Я с жадностью гляжу на эти удивительные профиля, карнизы, сандрики и думаю: "Да! Это были мастера!"

Но! - довольно!!!

Я восхищаюсь старым, но повторять - нет!!!

Копировать - нет!!!

Надо искать новые пути, новые дороги - свои дороги.

Мы молоды, сильны: нам надо создавать свое. ...

Неужели еще не все видят эту "волну нового", охватившего весь мир искусств?!!.. Говорить и доказывать, что "есть" новый стиль я не стану. Это было бы смешно. Это могут отрицать лишь близорукие глаза и устаревшие мозговые клетки...

Я хочу только сказать о том, что этот новым стиль - не мода, не минутное увлечение, - а крупное новое течение - начало новой эры в истории искусства...

У нас народился целый ряд новых потребностей.

...Все иное. Но жалкие строители - консерваторы все еще напяливают на эти новые дома - итальянский ренессанс. Смешно!..

Нет "надо" расстаться со старыми стилями. Именно "надо": мы вынуждены. И вынуждены создавать что-то новое.

Новое, которое пойдет в разрез со старым. И чем дальше, тем больше в разрез. ...

Пусть даже оно хуже старого. ...

Конечно наше хуже. Мы не спорим. Но оно наше - свое и нам весело создавать свое...

Да! Нам тяжело!

Нас не любят, нас бранят со всех сторон! ... Всегда всех новаторов в области искусства клеймили "декадентами" или подобными именами. Но подумайте, как мало смысла в этой кличке! Подумайте! Это "они - "декаденты"; они идут назад. А мы - вперед!!! Не правда ли? Им стыдно - не нам! Не правда ли? Нам стыдно только то, что мы слишком медленно идем вперед...

Долой старое!!!

Да здравствуют молодые силы!

Да здравствует новый стиль!!!"1.

Вот так восторженно встретила модерн молодежь, готовя отвергнуть все старое. В декабре 1902 - январе 1903 г. в Москве была организована Выставка архитектуры и художественной промышленности "нового стиля", где было выставлено много произведений И. А. Фомина, Ф. О. Шехтеля и др. Почти одновременно в Петербурге открылась выставка "Свободное искусство", где также демонстрировались произведения в стиле модерн. В искусстве происходили смена эстетических идеалов, радикальная стилистическая ломка.

Ф. Шехтель. Ярославская вокзал в Москве. 1902-1904 А. Эрихсон. Типография Сытины в Москве, 1905

Ф. Шехтель. Особняк Рябушинского в Москве 1902-1904. Общий вид; фрагмент интерьера

Модерн оказал влияние на архитектуру и на предметно-художественную сферу творчества в целом. Однако в конкретной ситуации российской действительности модерн лишь очень короткое время просуществовал как чистое стилистическое направление в архитектуре и особенно в декоративно-прикладном искусстве. Причем, если говорить, например, о предметной среде (мебель,убранство интерьера), то и здесь в чистом виде модерн внедряли в русское искусство именно архитекторы, оснащая, свои постройке в стиле модерн предметным оборудованием в том же стиле. Кроме того, важно отметить, что в России модерн лишь короткое время и у ограниченного архитекторы) сохранял стилистическую чистоту. Он быстро стал использоваться в сочетании с различными стилями, врастал в общий поток эклектики. Наметились и тенденции взаимопереплетения процессов формообразования в "неорусском стиле" и в "новом стиле" (модерне).

Ф. Шехтель. Особняк Дероживской в Москве, 1902. Спальня В. Валькот, Л. Кекушев. Гостиница "Метрополь" в Москве. 1899-1903

И. Фомин. Стулья. 1902-1903 И. Фомин. Этажерка. 1902-1903

Модерн в целом внес новую стилистическую струю в архитектуру России рубежа веков. Однако те ожидания, которые были с ним связаны, судя по всему, не оправдались. В своей чистой стилистической форме модерн не укоренился в русском искусстве настолько, чтобы появились условия формирования местной школы (в рамках стилевого единства), как это было, например, с русским классицизмом и ампиром. В форме же стилистического смешения с другими "стилями" модерн по художественного уровню редко поднимался выше среднего уровня эклектики. Лишь симбиоз модерна и "неорусского стиля" в работах художников абрамцево-талашкинского круга и некоторых архитекторов позволил выйти на высокий художественный уровень.

К началу страницы
Содержание    1.1. Эклектика как переходный период...  1.3. От модерна к неоклассике...