Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Mы смогли дать лишь неполную картину современного состояния градостроительства. Возможно, что на современной ступени развития большего сделать нельзя. Конечно, стремиться к исчерпывающей трактовке данного вопроса было бы бесполезно. Для этого время еще не настало.

Мы ограничились рассмотрением архитектуры и ее взаимосвязей. Установили, почему архитектура отражает внутренние тенденции эпохи и может служить общим выразителем ее идей. Мы рассматривали архитектуру как обособленный организм только для установления свойственных ей внутренних закономерностей. Вместе с тем мы не стремились установить законы архитектуры, действительные для любой эпохи. Мы также не пытались выявить замкнутые циклы подъема и падения или определить, каким образом эти закономерности могут, по-видимому, повторяться в условиях разных культур.

Во всех рассмотренных нами эпохах нас интересовали рост и изменение архитектурного организма и в особенности развитие тех основополагающих элементов, которые составляют субстанцию истории архитектуры. Лишь выделив архитектуру как отдельный организм и получив в результате этого возможность понимания природы ее развития, мы смогли искать и установить ее связи с другими родственными ей областями человеческой деятельности.

Нельзя забывать о связях между общественным развитием и архитектурой, которые часто недооценивают и упрощают.

При одной и той же экономической системе появились работы, изменившие положительное значение, наряду с работами, оказавшими самое вредное влияние. На протяжении XVIII и в начале XIX в. теоретики способствовали развитию жилищного строительства, которое достигло высокой степени как с точки зрения улучшения условий жизни людей, так и с точки зрения прогресса градостроительства. Они же в конце XIX в. несли ответственность за разрушение самой структуры наших городов, за превращение их в унылые жилые кварталы. Например, в течение 80-х и 90-х годов в Чикаго были построены огромные здания для контор и универсальные магазины, имевшие прогрессивное значение, а такого же назначения здания, возникшие в Нью-Йорке в это же время, стали "темным пятном американской архитектуры".

Стены, воздвигнутые между отдельными отраслями знаний, узкая специализация исследователей, связанная с ограничением их кругозора, привели к утере интереса и методологическим принципам их деятельности. Поэтому практически не проводилось сравнительного изучения методов в различных областях - от биологии до музыки. Современная методика, лежащая в основе творческого исследования, открывает путь к объективному пониманию сущности времени, ясно показывая, насколько близки между собой методы и условия развития каждой культуры.

Мы не должны отрицать существенного значения социальных и политических моментов в структуре любой эпохи. Существует обширная литература по вопросу влияния общественного строя на архитектуру и нашу среду. Однако мы хотим подчеркнуть влияние еще одного элемента, а именно эмоционального фактора, хотя его влияние на человеческую деятельность проявляется не так явно и не всегда может быть конкретно учтено.

Хаотическое состояние городов повсюду в мире нельзя объяснить только социальными и экономическими условими. Отсутствие масштабности и разрыв между отсталым эмоциональным восприятием архитекторов и прогрессивными техническими методами проявляются в ходе реконструкции европейских городов и при уничтожении трущоб в американских городах. Архитектурное образование в настоящее время главным образом направлено на приобретение инженерных знаний в ущерб эмоциональному воспитанию. Тренировке мышления уделяют внимание, а воспитанием чувств пренебрегают. Таким образом, мы пришли к любопытному парадоксу, что в наше время чувствовать стало труднее, чем думать. Наука и искусство отражают действительное состояние нашего времени. Они являются действенной моральной силой; они будут говорить за нас будущим поколениям, когда исчезнет ужас перед возможностью гибели цивилизации.

Мы можем пойти еще на шаг дальше. Как объяснить беспорядок, который царит во всех областях, касающихся человеческих взаимоотношений? Чем объяснить нарушение большинства основных законов человеческой жизни? Кроме многих причин, которые обычно приводятся для объяснения современного хаоса, существует еще одна причина, о которой часто забывают: практические знания не воспринимаются в должной мере соответствующей эмоциональной сферой и не "очеловечиваются".

Действительность современного реального мира включает в себя силы, которые могут уничтожить любого из нас и угрожают общечеловеческой культуре как раз в тот момент, когда она начала осознавать себя. Эта угроза, однако, не тождественна с подлинно творческой сущностью нашей эпохи.

 

К началу страницы
Содержание
Новый масштаб в планировке города