Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


* АМСТЕРДАМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДА МЕЖДУ 1900 И 1930 гг.

Для того чтобы иметь представление о состоянии планировки города между 1800 и 1850 гг., в качестве примера был приведен Лондон. Для характеристики периода между 1850 и 1870 гг. служит Париж, а для периода между 1900 и 1930 гг. XX в. характерен пример Амстердама.

Конечно, известны другие города, такие, как Франкфурт-на-Майне, где в конце 20-х годов строительная деятельность была временно более активной, чем в Амстердаме, а в самой Голландии интересен Роттердам с его поселками 1919 г., построенными Аудом, и смелыми опытами ван Тийенса, построившего жилые высотные дома-пластины. Указанные города в какой-то мере даже опередили Амстердам в том отношении, что они более соответствовали особым требованиям современного европейского города.

Непрерывное развитие Амстердама. Но Амстердам - это один из немногих городов нашего времени, в котором с 1900 г. существует непрерывность градостроительного метода. Изучая градостроительное развитие Амстердама, мы имеем возможность анализировать целый период, не привлекая разрозненные примеры из других городов и стран.

В связи с возросшей почти в 2,5 раза за время с 1875 по 1920 г. численностью населения Амстердама началось усиленное строительство города.

В то время как строительство площадей и "кресчент" в Лондоне ориентировались на потребности дворянства и крупной буржуазии, в Париже при Османе в первую очередь - на среднюю буржуазию, в Амстердаме строительная деятельность была рассчитана на удовлетворение потребностей среднего сословия и рабочих.

В 20-е годы в любой части Голландии можно было встретить совершенно новые жилые поселки самого различного качества. Но все они отличались характерными гладкими оштукатуренными или неоштукатуренными стенами домов и большими окнами с явным стремлением ввести в Голландии лучшие формы современной архитектуры. Нигде в другом месте не имелось такой возможности для современной архитектуры решительно изменить облик целой страны.

Стимулом к этому развитию послужил "Закон о жилищном строительстве" в Голландии от 1901 г., в котором были широко охвачены проблемы общегосударственного значения. Хотя с тех пор в этот закон внесены некоторые дополнения, он в основном остается в силе и представляет собой правовую основу в большинстве случаев, когда требуется вмешательство государственных органов в жилищное строительство. В соответствии с названным законом каждый город с численностью населения 10 тыс. жителей или больше должен иметь и генеральный план дальнейшего развития, и детальный план застройки. Этот закон регулировал также процесс отчуждения земли, что облегчило городским властям осуществление плана строительства.

Ранее на больших выставках неоднократно демонстрировались "идеальные" жилища рабочих семей, но они никогда фактически не являлись обязательной частью строительства. Умно составленный закон 1901 г. поощрял как раз такого рода строительство для малоимущей части населения.

Были организованы строительные кооперативы, получавшие кредиты от государства на самых льготных условиях. Решающее влияние на всю строительную деятельность благодаря закону о строительстве оказывали городские власти. Амстердамские власти прилагали все усилия, чтобы приобрести как можно больше земли для строительства жилых поселков. Эта земля сдавалась в аренду. Многие города проводили подобную земельную политику. Однако лишь в Амстердаме действительно удалось по единому плану застроить целые районы и оборудовать их учреждениями, отвечающими общественным потребностям. Застройку принимала специальная художественная комиссия, следившая за стилевым единством фасадов.

План южного района Амстердама, разработанный Берлаге в 1902 г. Амстердамские городские власти в противоположность другим крупным городам предоставили талантливым архитекторам полную свободу в планировке города. Так, Берлаге была поручена планировка южной части Амстердама. Первый проект Берлаге представил в 1902 г. Как раз в это время заканчивалось строительство здания фондовой биржи, благодаря которому имя Берлаге оказалось в центре внимания архитекторов.

Берлаге взял на себя ответственность за планировку целого жилого района, обеспечив себе полную независимость от муниципалитета и департамента общественных работ. Это идеальный случай, на примере которого можно получить ясное представление о фактическом состоянии градостроительства того времени и о реальных пределах, до которых оно могло быть осуществлено. Степень свободы творчества, которая была предоставлена Берлаге в области планировки Амстердама, дает представление о положении голландской архитектуры в целом. Она была избавлена от ограничивающего влияния специалистов и вмешательства осторожных чиновников. Проекты Берлаге отражают основную проблему того периода - поиск решения неотложных задач с помощью новых средств.

В плане Берлаге 1902 г. и до некоторой степени в более позднем варианте 1915 г. чувствуются противоречивое стремление порвать с общепринятыми приемами и напряженные поиски новых средств выражения, отвечающих главной цели - созданию кварталов с более гуманистическими формами организации жилища. Если такой выдающийся архитектор, как Берлаге, в 1900 г. не мог освободиться от власти привычных представлений, то отсюда можно составить представление о том, в каком состоянии находилось официальное градостроительство.

Первый проект Берлаге 1902 г. носил явный отпечаток влияния форм, которые французские садоводы применяли преимущественно при разбивке парков в Париже с 60-х годов.

Кроме того, на разработку плана города оказало влияние отвращение Берлаге к искусственным осям и расположению объектов в шахматном порядке. Декларации Камилло Зитте пробудили веру в то, что безотрадный вид города сможет быть изменен только путем возврата к средневековому городу с его естественным ростом.

X. Берлаге. План южного района Амстердама, 1902
Пример смешения различных влияний и неуверенности; здесь Берлаге пытался порвать со старыми градостроительными приемами

Подлинная задача заключалась в планировке жилого района для среднего класса и рабочих, и по существу это была жилищная проблема. Но как расположить последовательно дома таким образом, чтобы они не мешали друг другу? Забота Берлаге об этом ощущается в каждой линии его проекта, и наряду с этим чувствуется боязнь поддаться влиянию банальных решений того времени.

Но в тот период эффективное практическое решение этой трудной проблемы было невозможно. Хотя идея города-сада возникла на много лет ранее, возможно, что Берлаге не был о ней осведомлен. Во всяком случае для решения поставленной задачи город-сад не мог быть принят за основу, поскольку Берлаге предстояло разработать план района с высокой плотностью населения. В то время господствовала неуверенность относительно того, в каком направлении должно идти развитие градостроительства. Берлаге прибегнул к ренессансной системе, согласно которой прокладываемая улица ориентировалась на выдающееся общественное здание. Жилые дома, которые должны были определить облик этой части города, играли второстепенную роль сателлитов вокруг уникальных зданий. Рынки, театры, аудитории, вокруг которых размещены дома, разбросаны здесь чисто случайно. Дома образуют искусственный костяк, на котором держится вся система. Наконец, сами жилые дома тоже недостаточно полно удовлетворяют потребности людей и неправильно ориентированы.

Этот первый проект Берлаге может служить примером того, как в 1900 г. даже самые прогрессивные архитекторы стремились к севдомонументальности, чтобы скрыть свою неуверенность и растерянность в подходе к организации города.

Второй проект Берлаге, 1915. Второй проект южного района Амстердама, разработанный Берлаге в 1915 г., предусматривал разработку основной схемы, в пределах которой мог развиваться данный район. Проектируемый участок был покрыт сетью улиц, так что он производил скорее впечатление делового центра , чем тихого жилого района на окраине города. Осуществлена была часть проекта - три улицы, которые идут от берега р. Амстель и образуют в плане букву Y.

X. Берлаге. Окончательный проект южного района Амстердама, 1915

Бульвар Амстельлаан, образующий основание буквы Y, служит главным стержнем проекта 1915 г. Бульвар был необычно широким для Голландии и при этом сравнительно коротким. От него отходили две улицы, образующие вместе с ним букву Y. Возможно, это было сделано сознательно, чтобы не нарушать интимность жилого квартала широкой магистралью. Южный пригород Амстердама, особенно вокруг Амстельлаана, был застроен несколько лет спустя после войны архитекторами так называемой Амстердамской школы во главе с рано умершим де Клерком. В 20-е годы этот район был наиболее известным примером того, как можно сделать жилой район привлекательным и хорошо приспособленным для удовлетворения потребностей человека. Необычайно широкий бульвар Амстельлаан с посаженными посредине кустарниками и деревьями был создан для улучшения движения. Фасады домов не предназначались для того, чтобы закрывать хаотическое скопление застройки позади них, как это было в случае Парижского бульвара. Позади домов в Амстельлаане были обширные дворы с лужайками и кустарниками.

Южный район Амстердама. Северный и южный Амстельлаан в 30-е годы аэрофотосъемка

Мы уже говорили, неизвестно, знал ли Берлаге в 1902 г. об идее города-сада. Но в 1915 г. он решительно отвергал ее. Он писал тогда, в частности, что блок жилых домов является единственно приемлемым решением, если не появится новый стиль в архитектуре, который сможет объединить вместе отдельные дома. Строительные организации должны решать вопрос не об отдельных домах, а о застройке целой улицы или части ее, в целях сохранения единства жилого комплекса. "Строительство жилых домов становится процессом серийного производства. Задача состоит в новой форме жилого блока и в его значительном увеличении", - писал Берлаге. Нельзя отрицать, что планировка южной части Амстердама производит сильное впечатление. Нигде в Европе не встречается такое гармоническое слияние зеленых насаждений с жилым комплексом. Смелость Берлаге проявилась здесь в том, что он создал целую систему улиц, и в том, что весь район города был задуман им как единое целое. Индивидуализированные фасады домов исчезли, их место заняли однотипные стены. Несмотря на монументальное подчеркивание углов, эти стены никогда полностью не теряют характера плоской поверхности. Вместе с тем планировка Амстельлаана в основном соответствует градостроительным приемам города XIX в.: улица доминирует над всем. Здесь налицо, безусловно, реформа, но еще не новая концепция.

 

К началу страницы
Содержание
Часть VIII. Планировка города  План расширения Амстердама, 1934