Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Wagner Otto. Die Grosstadt, eine Studieuber diese, Wien. 408. Вернуться в текст
2. Mackfayden Dugald. Sir Ebenezer Howard and the Town Planning Movement. Manchester, 1933, p. 29. Вернуться в текст
3. Howard Ebenezer. Garden Cities of Tomorrow. London, 1902. Вернуться в текст
4. Ross R. P. John Buonarroti Papworth, Architect to the King of Wurttemberg. "Arhitectural Review", 1936, vol. LXXIX. Вернуться в текст
5. Имеются в виду линейно-узловые схемы в проектах социалистических городов. См. сб. "Советская архитектура" № 18. М., 1969, с. 29-34. (Примеч. ред.) Вернуться в текст
6. Gamier. Etude pour la construction des villes. Paris, 1917. Вернуться в текст
7. Это любопытно, так как в это время французы уделяли мало внимания спорту. Вернуться в текст
8. Gamier. Les Grands Travaux de la ville de Lyon. Paris, 1924. Вернуться в текст

 


Часть VIII. ПЛАНИРОВКА ГОРОДА

* КОНЕЦ XIX ВЕКА

Начиная с 1870 г. происходило непрерывное развитие больших городов, пока они не стали такими, какими мы видим их сейчас, - организмами, непригодными для обитания. Ясно, что этот бесконечный рост городов должен быть ограничен. Никто не может сказать, когда уменьшится чудовищная трата времени и нервной энергии и будет ли когда-нибудь преодолена наша неспособность обеспечить себе достойный образ жизни.

Города нельзя выбросить, как изношенные машины, они слишком тесно связаны с нашей судьбой.

В течение долгого времени делались безуспешные реформаторские попытки изменить и переделать существующие города. Еще в 1883 г. Общество изящных искусств предложило премию в 1200 фунтов за лучшее проектное предложение по реконструкции центра Лондона, а также по массовому жилищному строительству.

Попытка Камилло Зитте преобразовать современный город. В 1889 г. Камилло Зитте (1843-1903), планировщик Вены, предложил при строительстве городов вернуться к методам средневекового периода; путь к гуманизму современного города он видел в органическом росте средневекового города. Зитте произвел обстоятельный анализ северных и южных романских, готических, ренессансных и барочных городов. Его интересовал способ организации внешнего пространства, который проявлялся в их различной структуре. Зитте усматривал способы решения внешнего пространства в приемах, с помощью которых улицы вливались в площади в связи между площадью и церковью или ратушей и в свободном и хорошо продуманном равновесии всех элементов организма города.

Большинство из нас согласно с мнением Зитте, художественные проблемы, возникающие при строительстве города, не менее важны, чем технические.

Зитте предлагал определенные меры для избавления облика города от монотонности и эстетической безликости, типичных для конца XIX в.: освободить центр города, разместить статуи и памятники по углам площадей, разбивать сады во дворах жилых кварталов, а не в деловых общественных зонах, строить высокие стены, чтобы изолировать общественные парки от шума улиц. Все это было лишь поверхностными реформами и паллиативами, показывающими, до какой степени планировщики городов потеряли связь со своим временем.

В конце XIX в. градостроители уходили от реальной жизни в надуманные идеалы, не понимая ни характера, ни масштаба развития.

Жизнь шла в совершенно другом направлении.

Oтто Вагнер и большой город

Отто Вагнер (1841-1918) начал формулировать свои идеи в то время, когда влияние Зитте было достаточно сильным. Вагнер с самого начала понял, что жилищная проблема в больших городах не может быть решена с помощью выдвинутого в то время проекта города-сада, что впоследствии подтвердилось.

Архитектурное видение и энергия, характерные для многих работ Вагнера, изменяли ему, когда он брался за планировку города. Его план района Вены 1 предусматривает значительное открытое пространство в центре, но в целом проект чисто формальный и более статичный, чем парижские проекты Османа. Определяющим элементом проекта Вагнера был замкнутый блок жилых домов - основной вид застройки почти каждого европейского города того времени. Видимо, Вагнер не нашел никакой новой альтернативы этому планировочному приему. В конце XIX в. вообще казалось, что градостроительство исчерпало все свои возможности и что не может быть никаких новых решений в этой области. Способность организовать пространство в соответствии с реальными условиями жизни, казалось, была утеряна.

Вместе с тем Вагнер был одним из первых градостроителей, который ясно понял, что при планировке города следует учитывать потребности различных социальных слоев населения и создать здоровые условия "для среднего жителя".

Вагнер понимал также, что требования "среднего жителя" города в отношении жилища меняются по мере изменений условий его жизни.

Он предлагал обобществление земельных угодий, необходимых для обеспечения дальнейшего роста города, что дало бы возможность регулировать цены на землю и контролировать развитие города (в Амстердаме эта система осуществлена).

На конгрессе CIAM в Афинах в 1933 г. были выдвинуты требования: "чтобы каждый город создавал генеральный план развития и распоряжения, обеспечивающие его реализацию", о чем за тридцать лет до этого говорил Вагнер.

Эбенизер Говард и город-сад

В конце XIX в. Эбенизером Говардом была выдвинута идея города-сада как путь к решению многих проблем жилищного строительства. Сущность идеи заключалась в том, что община должна была взять на себя контроль над землей, стать ее владельцем, и все доходы от роста цен на землю должны были поступить в распоряжение общины. Практическое осуществление предложения Говарда весьма отличалось от выдвинутой идеи. Говард ни много ни мало стремился уничтожить трущобы и перенаселенные промышленные районы 2. Книга Говарда "То morrow, a Peaceful Path to Real Reform" ("Завтрашний день, мирный путь к подлинной реформе", 1898 г.), в котором говорится о переселении населения промышленных районов в сельскую местность, планомерном заселении страны и размещении промышленных объектов на свободных земельных участках, во многом напоминает идеи Райта "Broadacre City". Проект города-сада был создан под влиянием утопической книги Беллами "Looking backward".

Oтто Вагнер. Проект центра одного из районов Вены, около 1910 г.

Говард представлял себе город-сад в виде ряда концентрических кругов. Центр должен состоять из группы общественных зданий, построенных вокруг площади. На полпути между центром и внешним кругом была задумана большая окружная дорога, обсаженная деревьями. Самый крайний круг представлял собой сельскохозяйственный пояс. Была предусмотрена расположенная в стороне зона для промышленных зданий. В круглом, окруженном садами парке в центре города находились большие общественные здания, каждое на своем обширном участке: ратуша, зал для концертов и собраний, театр, библиотека и т. д. Хрустальный дворец был окружен общественным парком. В этом здании могли быть выставлены для продажи промышленные товары. Часть здания использована под зимний сад, где можно укрыться от непогоды 3.

Это была, как подчеркивал автор, лишь основная схема, которая менялась в зависимости от выбранной строительной площадки. Идея такой планировки была выдвинута еще во времена Возрождения. Она повторялась в разных формах, а некоторые проекты XIX в. мало чем отличались от концепций Говарда.

В 1827 г. английский архитектор Папуорт выступил с проектом "города в сельской местности" 4. Проект такого поселения на реке Огайо, названного им "Гигея", не был осуществлен в натуре. Он представлял собой город с общественными зданиями в центре и обширными площадями садов, охраняемый специальными предписаниями от застройки. Концепция в целом напоминает планировку города Джона Нэша периода позднего барокко.

Часто считают, что Говард трактовал свой идиллический город-сад как изолированное явление, не связанное с действительностью. Однако он понимал, что перенаселенные города изжили себя и что города будущего нужно строить по новому принципу.

Несостоятельность идеи города-сада. Как обычно, от идеи до ее осуществления - дистанция огромного размера. Ни в одном городе-саде не был построен "Хрустальный дворец". Идея города-сада нигде не оказала сколь-нибудь заметного влияния на архитектурный облик большого города. Самое важное, что произошло в результате выдвижения этой идеи,- создание новых загородных поселков на кооперативных началах, а также повышение архитектурного качества проектов. Но в большинстве случаев идея выродилась в скопление небольших домов в крохотных садах. По истечении 60 лет, в течение которых было создано много вариантов города-сада, стало ясно, почему эта идея была обречена на провал. Невозможно решать современные проблемы города лишь частично. Только дальновидный и всеобъемлющий проект планировки города в масштабе, охватывающем всю структуру современной жизни во всех ее проявлениях, может разрешить задачу, поставленную Говардом.

Патрик Джедс и Артур Сориа-и-Мата

Перелистывая старые справочники, не устаешь поражаться тому, что в период между 1900 и 1920 гг. оторванные от жизни архитектурные методы XIX в. оставались неизменными и в качестве рецепта применялись и в дальнейшем.

В переходный период градостроители оказались беспомощными. Они действовали, когда им давалось определенное направление, но сами не умели пролагать новые пути. Лишь непредвзятый подход некоторых деталей, не имевших профессионального отношения к архитектуре, способствовал осознанию процесса градостроения, и тем самым был заложен фундамент для новой ориентации архитектуры нашего века.

Папуорт. План идеального города "Гигея" в сельской местности на берегу реки Огайо, 1827

Говард, который предполагал создать город-сад, был стенографом. Сант-Элиа, который впервые ввел уличное движение как организующий элемент в строительство города, в глазах специалистов был футуристом, а его градостроительные проекты - чистой фантазией. Наряду с ними решающий толчок к новой ориентации в градостроительстве дали шотландский биолог Патрик Джедс (1854-1932) и испанский инженер - специалист по дорожному строительству Артур Сориа-и-Мата.

Патрик Джедс. Единство района и города. Патрик Джедс рассматривал организм города глазами биолога, интересующегося жизнью во всех ее проявлениях. В новом издании (1932) его известной книги "Эволюция городов" (Cities in Evolution, 1915) он рассматривает город как организм, неразрывно связанный с окружающим ландшафтом, и пытается понять его исходя из его географического положения, климатических и метеорологических условий, экономических процессов и его исторического наследия. "Планы города - это не голые схемы, а система иероглифов, посредством которых человек начертал историю цивилизации... Наша задача состоит в том, чтобы расшифровать иероглифы и наполнить их жизнью".

Сориа-и-Мата. Идея линейного города. Артур Сориа-и-Мата исходил из совершенно другой точки зрения. Он был практиком. В 1882 г., когда трамвай казался еще утопией, он видел в уличном движении элемент, который для городского организма имеет организующее значение. Отправной точкой для него служила трассировка трамвайных путей. По обеим сторонам транспортной трассы располагались жилые и промышленные зоны.

В скромных размерах Сориа-и-Мата осуществил свои идеи в предместье Мадрида, но развитие эта идея нашла лишь в линейных городах, появившихся в СССР в 30-х годах 5. Ле Корбюзье в проекте Сен-Денье использовал линейное расположение вдоль автомобильных дорог. Но совершенно ясно тенденция к строительству городов с ленточной застройкой проявилась лишь в 60-х гг.; существует намерение построить непрерывную ленту города приблизительно от Бостона до Вашингтона, что не лишено риска.

"Промышленный город" Тони Гарнье, 1901-1904

В 1898 г. молодой архитектор Тони Гарнье получил Гран-при Рима. Чтобы выполнить формальные требования конкурса, Гарнье послал в Парижскую академию проект восстановления Тускулума, дома Цицерона. Но фактическая задача, которую он поставил перед собой, заключалась в составлении проекта совершенно нового города, начиная от бщей планировки и кончая отдельными помещениями в каждом доме. Его "Промышленный город" был рассчитан на 35 тыс. жителей.

В 1901 г. Гарнье создал генеральный план своего "Промышленного города", а до 1904 г. разрабатывал детальный план. Но эти материалы были опубликованы лишь в 1917 г. 6

Влияние этой работы вышло далеко за пределы Франции. Гарнье сделал большой шаг вперед, трактуя город в целом, не теряясь в массе деталей. Его проекты домов, школ, железнодорожных станций, больниц были весьма прогрессивными.

Проект "Промышленного города" демонстрирует широкое понимание социальных требований. Гармоничность плана Гарнье не нарушалась благодаря тому, что его внимание не концентрировалось на специальных вопросах - на специфической проблеме уличного движения или на более ими менее своеобразной проблеме жилого дома, которая так занимала защитников города-сада: Гарнье добивался органической связи между всеми функциями города.

Для своих сооружений Гарнье выбрал железобетон, что весьма характерно для французского архитектора 1900 г., так как с помощью этого материала он мог более точно осуществлять свои замыслы, придать соответствующие объемы промышленности, общественным зданиям и жилищу среднего человека.

Четко были разделены различные функции города: труд, жилье, отдых и транспорт. Промышленные сооружения отделены от собственно селитебной территории зеленым поясом, что было характерно впоследствии для проектов советских "линейных" городов.

Тони Гарнье. "Промышленный город" на 35 тыс. жителей, 1901-1904. Генеральный план

Еще в 1882 г. эта идея в гораздо более радикальной форме была изложена в проекте Сориа-и-Мата, поселка вблизи Мадрида.

Зона отдыха в проекте Гарнье находилась в защищенном месте на склоне холма и была ориентирована на юг. Средняя часть вытянутого в длину города Гарнье была предназначена для общественного центра, района школ и весьма развитых спортивных сооружений 7. Центральная железнодорожная станция, как и некоторые другие здания "Промышленного города", были весьма прогрессивными для того времени: их простой функциональный внешний облик был поистине революционным. Гарнье включил в план города автодром и полигон для испытания авиационных двигателей.

Город разделен на узкие длинные, от 30 до 150 м, участки, идущие с востока на запад, что облегчает правильную ориентацию комнат в зданиях. Вытянутые в длину участки придают городу новый облик, означавший решительный отказ от центричного плана, характерного для Возрождения. Бессознательно здесь был осуществлен, по крайней мере частично, принцип линейного города.

Большая часть этих участков расположена под прямым углом к главным транспортным магистралям. Современные урбанисты пользуются таким расположением домов во избежание создания "улиц-коридоров" и чтобы изолировать участки жилых домов от улиц с интенсивным движением.

В "Промышленном городе" можно было передвигаться, не пользуясь транспортными улицами. Между группами домов было сохранено свободное пространство, а на крышах "блоков общественных зданий" на главных магистралях предусматривалось устройство садов.

В каждой квартире предусматривались большая комната и небольшие, хорошо организованные спальни, ванная комната и кухня. Открытые участки между домами были озеленены. Низкие здания школ распределены по всему городу, а их озелененные участки обогащают систему зеленых насаждений в городе. Впоследствии новые предместья Амстердама были застроены на основе аналогичных принципов.

Тони Гарнье. "Промышленный город". Дома и сады.
Транспортные коммуникации большей частью проходят вдали от домов. Попытка разрешить жилищную проблему путем строительства невысоких домов в общественных садах
Тони Гарнье. "Промышленный город". План блокированного жилого дома

Дома Гарнье с их террасами и садами на плоских крышах представляют собой хорошее сочетание современной конструкции и старой классической традиции.

Градостроительная планировка Гарнье была частично осуществлена в Лионе, где им были построены больницы, стадионы, бойни и жилые районы 8.

Различные объекты Гарнье расположил таким образом, чтобы при дальнейшем своем расширении они не нарушали общей гармонии. Отдельные жилые кварталы с их зелеными насаждениями часто имеют свои собственные школы и все необходимые бытовые учреждения. Чертежи каждого здания были разработаны до мельчайших деталей. Применение Гарнье железобетона привело к неожиданным решениям школ, вокзала, санаториев и жилых домов. "Промышленный город" Гарнье оказал непосредственное влияние на планировщиков городов будущего. Это влияние понятно, так как планировка Гарнье содержала зародыш современных методов градостроительства.

 

К началу страницы
Содержание
Улица приобретает доминирующее значение. Реконструкция Парижа в 1853-1868 гг.  Амстердам и возрождение планировки города между 1900 и 1930 гг.