Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Саммерсон установил, что идея создания большого двойного круга не была оригинальным изобретением Нэша. Он нашел план, относящийся к 1794 г., который "очевидно был прототипом проекта Нэша". Автор этого плана неизвестен. (The Journal of the Royal Institute of British Arhitecture, vol. XLVI, 1939, p. 444-445). Вернуться в текст
2. На плане Нэша главный вход расположен на юге парка, как и сейчас. Он придал входу форму круга, который выходил на Портланд-Плейс. Как известно, была закончена только южная часть - Кресчент-парк (1812-1819). Вернуться в текст

 


* РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В БОЛЬШИХ МАСШТАБАХ. РИДЖЕНТ-ПАРК

Джон Нэш и Риджент-парк. На последней стадии развития района Блумсбери архитектору Джону Нэшу было поручено составить проект застройки и разбивки садов в северной части Лондона. Правящий регент хотел создать в этом районе дома "для господ" и большой новый парк для жителей города. Первый проект был представлен в 1812 г.

После некоторых изменений проект был осуществлен на протяжении 20 лет: были созданы Риджент-парк и сплошные ряды домов в нем.

Джон Нэш. Блоки домов в Риджент-парке (1825), предназначенные для знати и богачей

Этот парк расположен по оси площади Портланд-Плейс, созданной Адамсом (1778). Риджент-стрит соединяет Риджент-парк и Портланд-Плейс с площадью Пиккадилли. В 1812 г. Нэш начал разбивку парка Кресчент в конце Портланд-Плейс. Но лишь в 1825 г. снова возникли условия для продолжения этих работ. Великолепные дома, построенные Нэшем около 1825 г. в Риджент-парке, представляли собой длинные ряды зданий, начинающихся от парка Кресчент и окружающих Риджент-парк. Большинство домов расположено вдалеке от улицы, идущей вокруг парка. Между домами имеются свободные участки земли, которые обсажены зеленью, отделяющей дома от улицы. Дома фасадами выходят в парк.

В парке Кресчент отдельные здания тоже рассматривались как часть комплекса, состоящего иногда из 50 домов. Но здесь не был достигнут тот результат, который был получен в Блумсбери, где весь ансамбль воспринимается как единое целое. Ряды домов были сознательно задуманы как здания подчеркнуто монументальные. Они напоминают Ройял-Кресчент в Бате, но в центральных частях этих домов, подчеркнутых колоннами, уже чувствуется зарождение форм конца XIX в.

Смелая трактовка внешнего пространства. Но для нас больший интерес, чем фактически созданный парк и ряды домов, представляет первоначальный план Нэша 1812 г., который, к сожалению, не был осуществлен. В этом плане проявились смелое воображение и дерзкая трактовка внешнего пространства, которые могли бы соответствовать нашему времени. Смелость его концепции видна во многом.

Во-первых, Нэш предполагал построить два огромных полусферических "кресчента" в северной части парка, которые должны были стоять как два гигантских полуцилиндра среди моря зелени. В центре парка он намечал создать двойной круг. Дома, образующие концентрические кольца, должны были быть обращены фасадом в противоположные стороны: дома внутреннего круга - внутрь, а дома наружного - наружу 1. Но еще более интересно его предложение окружить восточную часть парка рядами жилых домов. Он предполагал выдвинуть большой комплекс зданий в парк с таким свободным расположением, которое казалось бы смелым даже в наши дни. Подчеркивающая главный вход 2 открытая площадь, размером больше Рассел-сквера, должна была соединиться со свободным пространством парка в юго-восточном углу. Вдоль верхней короткой стороны площади Нэш поместил длинное здание, которое продолжается за пределы площади, а под прямым углом к нему, совершенно асимметрично, он дерзко расположил целый комплекс, который тянется почти на половину длины парка.

Джон Нэш. Кресчент-парк, Лондон, начат в 1812 г.
Отдельные дома рассматривались как часть целого и имели общий фасад, созданный по единому проекту в виде полукруга

Лондон в наши дни. Такая организация внешнего пространства с выступающими и отступающими комплексами, которые нельзя охватить одним взглядом, в то время никак не могла быть осуществлена. Свободное расположение больших секций домов в непосредственном контакте, противопоставление с природой, как это мы видим в первоначальном проекте Нэша, было предвидением того, что является смелым *и сегодня. Нэш этим проектом приблизился к той свободе пространственного расположения объектов, которой мы в большем масштабе добиваемся сейчас. Основное требование, предъявляемое к планировке города, это существование единого органа управления, не допускающего дробления территории на мелкие частные владения. Не менее важно, чтобы орган управления обладал интуицией в вопросах градостроительства. В настоящее время огромные блоки жилых, торговых и административных зданий возведены в прекрасных скверах периода позднего барокко, например в сквере Беркли; это разрушило всю их красоту. Лондонский университет неуклонно сводит на нет значение прекраснейшего района города Различные группы влиятельных людей в Лондоне требуют спасения скверов. Правительственная комиссия провела закон об их сохранении. Но эти усилия мало что изменили. Лондон в первую очередь под влиянием Америки как будто потерял то инстинктивное чувство масштаба, благодаря которому в свое время был создан Блумсбери.

 

К началу страницы
Содержание
Сады-площади Блумсбери  Улица приобретает доминирующее значение. Реконструкция Парижа в 1853-1868 гг.