Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Serf J. L. Can our cities survive. Harward University Press, 1942. Вернуться в текст
2. Assemblee des Constructeurs pour une Renouvation Architectural. Вернуться в текст
3. Групповая или региональная система расселения. (Примеч. ред.) Вернуться в текст
4. Руководство CIAM состояло из председателя, которым к 1947 г. был X. Л. Серт, двух заместителей председателя - В. Гропиуса и Ле Корбюзье, генерального секретаря - 3. Гидиона и делегатов 22 стран. Вернуться в текст

 


* МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНГРЕССЫ СОВРЕМЕННЫХ АРХИТЕКТОРОВ (CIAM)

Международные конгрессы современных архитекторов (CIAM) не занимались вопросами защиты профессиональных прав зодчих, что составляет задачу официальных союзов архитекторов. Функция объединения заключалась скорее в том, чтобы отстаивать "право на жизнь" современной архитектуры, которая боролась с господствовавшим в то время академизмом.

Международные конгрессы ставили перед собой цель рассмотрения проблем, с которыми отдельные архитекторы не могли справиться. Так приблизительно Ле Корбюзье определил задачи этих конгрессов.

В феврале 1928 г. я получил письмо от Елены де Мандро, которая извещала меня о своем приезде в Цюрих. Целью ее приезда была организация встречи архитекторов, причастных к новому движению, в ее замке Ла Сарраз. Елена де Мандро обсудила этот вопрос в Париже с Ле Корбюзье и другими архитекторами. Название "конгресс" было употреблено в смысле "сотрудничество". Это был конгресс, основанный на сотрудничестве, а не совещание, где каждый докладывал только о работе в своей специальной области.

Три обстоятельства способствовали образованию международного объединения молодых архитекторов: во-первых, инициатива Елены де Мандро, которая уже раньше пригласила молодых художников и организовала так называемый "Дом художников", а теперь пригласила молодых архитекторов из Бельгии, Германии, Франции, Голландии, Италии, Австрии, Испании и Швейцарии, чтобы они собрались в нейтральном месте в центре Европы.

Во-вторых, скандал, разыгравшийся вокруг резолюции жюри конкурса на проект Дворца Лиги Наций в Женеве. Следовательно, в общих интересах было создание новой организации - CIAM, чтобы защищать свободу творческой мысли и, возможно, найти поддержку общественности с тем, чтобы исключить возможность повторения женевского инцидента.

Третья причина, и как раз самая важная, заключалась в том, чтобы изолированным в своих странах архитекторам дать теоретическую основу и объективную поддержку, чувствуя которую они бы более смело искали решения специальных архитектурных проблем.

Первый конгресс (Ла Сарраз, 1928). Так, отнюдь не без оживленных споров, образовалась небольшая группа, сформулировавшая Манифест Ла Сарраза, в котором впервые были изложены основы нового движения в архитектуре. В заключение Ле Корбюзье написал большую картину в готической капелле, где покоились владельцы Ла Сарраза. Она включена в первый том работ Ле Корбюзье и изображает путь, по которому должны идти конгрессы. Тогда казалось утопией, что современная архитектура сможет действительно когда-нибудь завоевать такую крепость, как "государства". Первым президентом CIAM был избран профессор Карл Мозер, известный педагог и архитектор Цюриха.

Второй конгресс (Франкфурт, 1929). Второй конгресс CIAM проходил в 1929 г. во Франкфурте. Участники конгресса получили приглашение от Эрнста Мая, в то время директора городского строительного управления. В его учреждении были собраны чертежи, выполненные разными группами в одном масштабе по теме "Жилище для лиц, обеспеченных прожиточным минимумом". (Они опубликованы в вышедшей в 1930 г. в Штутгарте публикации под этим же названием.) Этой системы, позволяющей легко сравнивать между собой проекты - единый масштаб, одинаковый метод графического изображения, позднее придерживались при рассмотрении проектов по всем темам на последующих конгрессах.

Во Франкфурте впервые приняли участие в работе CIAM Вальтер Гропиус, Алвар Аалто и Хосе Луис Серт.

Третий конгресс (Брюссель, 1930). Третий конгресс был созван по инициативе арх. Виктора Буржуа в 1930 г. в Брюсселе. Темой его были "Рациональные способы застройки" (материалы опубликованы под этим же названием в Штутгарте в 1931 г.). Тема, о которой идет речь, включила решение животрепещущей в то время проблемы: строить ли одно- или двухэтажные здания, здания средней высоты или высотные? Были назначены докладчики, которые должны были высказать свою точку зрения на этот вопрос. Среди них были Гропиус, Ле Корбюзье, Нейтра. Президентом был избран молодой руководитель амстердамской проектной мастерской Корнель ван Эстерен, после того как проф. Карл Мозер попросил освободить его от этих обязанностей. Выбор градостроителя вместо архитектора показывает наличие новой тенденции международных конгрессов современных архитекторов.

Четвертый конгресс (Афины, 1933). Конгресс в Брюсселе был поворотным пунктом. С этого момента проблемы градостроительства приобрели главенствующее значение в тематике конгрессов. Ван Эстерену было дано задание на основании опыта проектирования Амстердама представить данные об использовании земли, сети транспортных путей, соединяющих различные части города, и продемонстрировать связь между городом и его окружением.

Документация была составлена на основании генерального плана Амстердама и снабжена соответствующими обозначениями, которые давали возможность сразу разобраться в материале.

Задача заключалась в том, чтобы получить отсутствовавшее в науке представление о структуре современных малых и крупных городов. В соответствии с разработанным нами методом был проведен анализ 33 городов, таких, как Лондон, Париж, Берлин, Детройт, Лос-Анджелес, Афины, Рим, Варшава, Мадрид, Цюрих и т. д., позволявший сравнить отдельные функции города: жилищные, производственные, отдыха, транспорта.

Четвертый конгресс проводился на борту парохода, совершавшего рейс между Марселем и Афинами, в самих Афинах и на обратном пути из Афин в Марсель.

Это был самый продолжительный и плодотворный конгресс CIAM. Были аналитически сравнены данные по 33 городам, и на основании этих выводов в "Афинской хартии" были сформулированы принципы современного градостроительства. Результаты четвертого конгресса были опубликованы в обширной работе X. Л. Серта "Могут ли существовать наши города" 1.

Пятый конгресс (Париж, 1937). В 1937 г. мы еще раз встретились в Париже. Проблема, которую рассматривал этот конгресс - "Жилище и отдых", не нашла полноценного разрешения и до нашего времени. Ле Корбюзье объединил документы пятого конгресса в "Logis et Loisirs" (Париж, 1938). Было намечено провести следующий конгресс в 1939 г. в США, куда в 1937 г. были приглашены Вальтер Гропиус, Марсель Брейер (в Гарвард), Моголи-Надь (в Чикаго), а годом позже и я (в Гарвард).

Началась война. Различные группы CIAM были разъединены, но они продолжали свою работу независимо друг от друга. В Нью-Йорке Ленберг-Холм, Вальтер Гропиус, Рихард Нейтра, Хосе Луис Серт и автор этого труда вместе со Стамо Пападаки и несколькими друзьями координировали разработку темы CIAM "Финансовая помощь и послевоенное планирование", принимая во внимание послевоенные проблемы.

В Голландии во время оккупации члены CIAM собирались тайно, чтобы подготовить план восстановления Роттердама, которое впоследствии проводилось согласно их предложениям.

В Англии группа CIAM, которая называла себя "Группой исследования современной архитектуры" (Modern Architectural Research], выдвинула на передний план разработку новых планов города и выступила с предложениями о новом строительном законодательстве.

Шестой конгресс (Бриджуотер, 1947). Инициатива созыва шестого конгресса CIAM исходила от английской группы. Он был созван в Бриджуотере, на юге Англии. Шестой конгресс должен был после десятилетнего перерыва вновь сформулировать задачи CIAM и восстановить взаимные контакты.

Поэтому, в виде исключения, в течение двух дней были заслушаны доклады о работе отдельных групп, у которых рассматривалось положение в отдельных странах. Аргентинский делегат Феррари-Хардоу был поражен тем, что развитие идей работавших порознь групп шло параллельными путями.

На основании этого обзора работ за истекшее время по поручению CIAM 3. Гидионом была опубликована работа "Десять лет современной архитектуры", Цюрих, 1951 г.

В выборе тем для седьмого конгресса была предоставлена полная свобода. Единственным условием было требование представить все проекты для облегчения их рассмотрения выполненными в соответствии с предложенными ASCORAL 2 и Ле Корбюзье так называемыми "модульными сетками" CIAM, которые позже (1949) были опубликованы в "Architecture d'aujourd'hui". Новым президентом был выбран X. Л. Серт.

В Бриджуотере впервые был выдвинут вопрос об отношении к эстетике.

Седьмой конгресс (Бергамо, 1949). На конгрессе в Бергамо, организованном итальянской группой, материалы для анализа от всех групп CIAM поступили выполненными в соответствии с сетками CIAM.

Это была проверка возможности пользования ими.

Самым актуальным стал вопрос создания новых годов и общественных центров. Вопросы эстетики, казалось такие далекие, вызвали оживленную дискуссию. Возник уже давно назревавший спор, когда дело коснулось того, чтобы занять определенную позицию в вопросе о взаимоотношении между искусством и "простым человеком". Со стороны польских представителей было внесено предложение следовать советским взглядам на искусство. Эта дискуссия тоже приведена в работе "Архитектура и общество".

Восьмой конгресс (Ходдесдонг 1951). Восьмой конгресс был опять организован английской группой MARS и происходил в Ходдесдоне, недалеко от Лондона. Четыре проблемы: работа, жилище, отдых и транспорт, которые были сформулированы в "Афинской хартии", были положены в основу первого анализа города. Выяснилось, что для эффективного и полного анализа необходимы дополнения.

По предложению английской группы темой конгресса выбрали "Архитектурное решение центра города".

На конгрессе впервые были продемонстрированы эскизы Чандигарха. С тех пор проблема современного решения центра города с учетом нужд пешехода стала главным направлением в градостроительстве.

Этим конгрессом начался последний период CIAM, характерный усилением внимания к социальной стороне градостроительства.

Девятый конгресс (Экс-ан-Прованс, 1953). Конгресс был организован французами и проведен в 1953 г. в Экс-ан-Провансе.

На этом конгрессе по вопросу жилищного строительства было предложено расширить понятие жилища (logement prologe) за пределы четырех стен квартиры и получить представление о "многообразных" отношениях между членами семьи и членами общества.

CIAM - это передовое движение, а в области искусства передовые движения живут обычно лишь несколько лет. CIAM было уже 25 лет. Основатели CIAM, за которыми оставалось руководство и у которых много времени отнимала исходная работа, хотели передать руководство представителям молодого поколения.

Отставка не была принята, но подготовка десятого конгресса была поручена группе молодых архитекторов "Бригаде X", сотрудничавшей со старым руководством. Руководителем был избран Бакема.

Десятый конгресс (Дубровник, 1956). "Бригада X" должна была подготовить переход руководства CIAM к более молодому поколению.

Задача конгресса заключалась в том, чтобы определить основные положения "Декларации о жилищном строительстве", связи отдельной личности в семье, принять во внимание цикл человеческой жизни, учесть потребность в общении, покое и уединении, контакте с природой. Изолированные друг от друга современники, пассивные наблюдатели, должны стать активными участниками общественной жизни.

Вместо обычных обозначений деревня - город - большой город Ле Корбюзье предложил установить более общее понятие "человеческие агломерации".

Современные агломерации отличаются от прежних непрерывным ростом и непрерывно перемещающимися границами. Вместо современной аморфной структуры возникает так называемое урбанистическое созвездие 3.

Разработка так и не составленной "Декларации о жилищном строительстве" была перенесена Сертом и его сотрудниками в Гарвардский университет.

На конгрессе в Дубровниках все прежнее руководство CIAM ушло в отставку, предложив сменить название конгрессов, чтобы облегчить работу нового руководства. Но это предложение не было принято.

В заключение Ле Корбюзье в письме к молодым архитекторам предупредил "Господа, друзья, внимание на повороте!".

CIAM возник одновременно с первыми большими сооружениями, возведенными участниками движения. Влияние, оказываемое CIAM, было основано на внутренней убежденности его учредителей.

CIAM никогда не имел в своем распоряжении средств. Это было объединение отдельных творческих личностей, которые производили исследования на общей основе. Путем экспериментов шаг за шагом они пытались проникнуть в неразрешенные проблемы. Инструментом исследования служили сравнительный метод анализа на основе унифицированного изображения рассматриваемого материала, а также определенные выводы, сделанные в итоге этого анализа.

Неписаный закон CIAM заключался в том, чтобы не показывать свои работы и не подвергать их взаимной критике, чтобы личные проблемы не затемнили общих задач. Типичным для целей CIAM было то, что голос ведущего сливался с общим хором 4.

Путь был намечен: от жилища для лиц, имеющих прожиточный минимум (1939), чем западные архитекторы вообще раньше не занимались, и рациональных методов застройки (1930) до градостроительства, которое с 1930 г. стало основным направлением работы. Первое сравнительное исследование касалось состояния городов с точки зрения соответствия их функциям: жилища, работы, отдыха и транспорта (1933). Позже проводилось исследование центра города (1951), структуры города и жилищного строительства (1953-1957).

Как только обнаруживался талантливый архитектор, его привлекали к работе в CIAM, независимо от того, пользовался он уже известностью или нет. Таким образом получалось, что почти все творчески работающие архитекторы активно участвовали в работе конгрессов.

CIAM начал свою работу в переломный момент, когда передовое движение среди архитекторов только начиналось, и прекратил свою деятельность, когда новое движение широко распространилось и достигло своего расцвета.

 

К началу страницы
Содержание
Иорн Утцон и третье поколение архитекторов  Начало XIX века