Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


* ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ААЛТО, 1953-1964

Для этого десятилетия характерно значительное расширение строительной деятельности всех основателей новой архитектуры. Проектирование и строительство не ограничивалось только родиной архитекторов. Уже в начале 50-х годов такие далекие страны, как Индия или Ирак, обращались к ведущим архитекторам, имя которых получило признание. В их числе был Алвар Аалто.

В самой Финляндии поражали широкий размах и комплексность строительства.

Перевод высших школ за город. Скандинавские страны первыми стали переводить свои университеты и высшие технические учебные заведения из центра города, чтобы обеспечить возможность их расширения. Финляндия в этом отношении опередила всех. Высшее техническое училище было переведено из Хельсинки в леса Отаниеми, в 10 км от города. Проект был создан Аалто в 1955 г., а строительство началось в 1962 г., причем оно было скоординировано с сооружением дорог и транспортных коммуникаций, рассчитанным на перспективу.

Строительство в Хельсинки. Сравнительно поздно Аалто приступил к строительству крупного объекта в центре столицы: административного здания управления по делам пенсионного обеспечения (1952-1956). В названном конторском здании он использовал темные глазурованные керамические плитки для облицовки стен, в том числе отдельными полосами (впоследствии Аалто все время возвращался к использованию этого мотива в самых различных вариантах). В разных помещениях эти узкие и выпуклые элементы были окрашены в различные цвета. В зале заседаний дирекции ими была облицована даже часть стола президиума. Но прошло еще некоторое время, пока эти элементы появились также на фасадах зданий.

В Доме культуры в Хельсинки (1953-1958) Аалто применил небольшие квадратные кирпичи, укладываемые соответственно изгибам наружной стены. Здесь была создана самая большая аудитория в Хельсинки, сводчатый потолок которой прекрасно оправдал себя в отношении акустики. Тыльная стена аудитории выполнена с изгибом в сторону улицы.

Строительство в других странах. Лучший проект Алваро Аалто - спортивный и культурный центр в Вене (конкурс 1953 г.), к сожалению, не был осуществлен. В зале на 25 тыс. мест предусматривались изогнутое подвесное покрытие и скошенные стены главного фасада.

Наряду с другими иностранными архитекторами Аалто участвовал в строительстве высотных зданий в Бремене - Нойе-Вар (1958), квартала Ханза в Западном Берлине (1957) и культурного центра в Вольфсбурге (1959-1962).

Оперный театр в Эссене (конкурс 1959 г., строительство началось в 1964 г.) напоминает по широте размаха его проект для Вены. В Дании был создан музей Альборга (строительство начато в 1964 г.) с тщательно продуманным внутренним освещением, расположенной амфитеатром наружной лестницей в виде террас, предназначенных для экспонирования скульптур.

Сяйнетсало

Генеральный план деревни на небольшом острове Сяйнетсало, расположенном приблизительно в 300 км севернее Хельсинки, разработанный Аалто, был осуществлен лишь в виде фрагмента. На другом острове Аалто построил свою дачу Мууратсало. Все же первый построенный им общественный центр - ратуша - расположен в сосновом лесу на острове Сяйнетсало. Проект был завершен в 1945 г., а строительство велось с 1950 по 1952 г. Это первый выполненный по проекту Аалто общественный комплекс, потому что ратуша со своими служебными помещениями связана с небольшой библиотекой, а также магазинами и жилыми помещениями на первом этаже.

Алвар Аалто. Ратуша в Сяйнетсало. Проект 1945. Построена в 1950-1952 гг.
Это первый выполненный по проекту Аалто общественный центр. Представляет интерес использование двух уровней

Зал ратуши с его односкатной крышей возвышается над террасированным комплексом. Его деревянные перекрытия послужили Аалто для того, чтобы с помощью стропил, расположенных наподобие спиц зонтика, придать пластическое воплощение своей фантазии.

Самым интересным в этом строительстве был принцип использования двух уровней. Более высокий уровень был создан искусственно путем отвала грунта, вынутого при строительстве. Зал ратуши, зал заседаний, библиотека расположены вокруг патио, уровень которого выше отметки основания зданий. С двух сторон патио имеются проходы.

Культурные центры, Сейняйоки, 1960. Как уже упоминалось, в Сяйнетсало (1950-1952) удалось до сих пор выполнить в натуре только комплекс ратуши. Десять лет спустя в небольшом местечке Сейняйоки, расположенном в 500 км севернее Хельсинки, был построен культурный центр. Здесь доминирует ратуша, ее фасад отодвинут вглубь и подчеркивает объем здания. Наружные стены ратуши облицованы темными глазурованными керамическими плитками, которые применялись Аалто в 1955 г. для облицовки внутренних стен Управления домами для престарелых в Хельсинки.

Доминирующим зданием ратуши не исчерпывается комплекс, который состоит из ратуши с флигелем, примыкающим к зданию сзади, библиотеки и небольшого театра. Эти здания не образуют замкнутой площади. Здесь речь идет о соотношении трех объектов. Как и у патио в Сяйнетсало, с трех сторон площади имеются проходы, свободно соединяющие ее с внешним пространством.

Элемент, который больше всего подчеркивает пространственную структуру, взаимоотношение между объектами и пространством, - это широкая лестница в виде усеченной пирамиды. Ступени лестницы сделаны из грунта. Это не гладкие, закругленные ступени; каждая из них ограничена деревянной планкой; сама ступень, как и вся площадь, поросла травой. Лишь узкая замощенная дорожка проходит через площадь и лестницу.

Лестницы ли это вообще? Никогда там не будет такого большого скопления народа, чтобы оправдать ее размеры. Она здесь потому, что органично отвечает ландшафту. Такое общественное сооружение могло бы составить честь любой греческой агоре.

Алвар Аалто. Сейняйоки, Строительство начато в 1960 г.
Культурный центр малого города Сейняйоки, в 500 км севернее Хельсинки. вид сверху на широкую лестницу ратуши

Широкая полоса отделяет культурный центр от церковного центра - церкви, приходского дома и образованной ими площади.

Культурный центр в Хельсинки, 1958. Новый центр столицы, который начали проектировать в 1958 г., а строить в 1964 г., находится вне городского ядра. Он расположен на постепенно спускающейся к воде территории. Архитектор отказался от закрытой формы площади. Динамично развивающиеся вдоль площади здания концертного зала, театра, музея вписаны в существующий парк.

Несмотря на то что общественно-культурный центр отдален от города (в какой-то мере прием, сходный с Чандигархом), он удобно связан с существующими Национальным музеем и. Олимпийским стадионом. Новые здания частично выступают в бухту Трелле. Предусмотрены значительные зоны подземных автостоянок. Существующая автострада огибает центр за его пределами. На противоположном берегу бухты будет проложена новая скоростная магистраль.

В нескольких километрах (сознательно отделенный от культурного центра) в дальнейшем будет создан торговый центр с павильоном международных ярмарок, радио- и телецентром.

Проект разработан с исключительно широким урбанистическим размахом. При этом следует учесть, что одновременно с его осуществлением будет переведено за город Высшее техническое ули-лище со всеми институтами.

Аалто как архитектор

Финский зодчий сравнительно рано занял место в первом ряду современных архитекторов. Как и другие передовые архитекторы, он с самого начала придерживался точки зрения, что отдельное здание не может дать законченного образа. Этот принцип нашел отражение уже в ранний период его творчества при строительстве комплекса санатория в Паймио, отдельные корпуса которого на различных уровнях расходятся в разные стороны, как бы отрицая замкнутость пространства.

С самого начала Аалто, хотя и по-иному, чем Ле Корбюзье, искал решения проблемы нового соотношения между внутренним и внешним пространством. Он изогнул внутреннее пространство большого здания в форме чаши. Единство объема подчеркивалось тем, что Аалто моделировал его как пластический объем. Такова одна из существующих тенденций современного зодчества.

"Гибкая" трактовка стены. Аалто принадлежал к тем архитекторам, которые уверенно разрабатывали принцип придания стене пластической формы и ее архитектурной интенсификации. Отдельные этапы этого процесса у Аалто ясно обозначены. Вначале он смело выполнил волнообразный деревянный потолок лекционного зала в Выборге. В финском павильоне на Всемирной Парижской выставке 1937 г. острые края находящих друг на друга плоскостей стен были закруглены, и эта закругленность подчеркнута деревянной облицовкой. На Всемирной Нью-Йоркской выставке в 1939 г. Аалто выполнил волнообразно скошенные внутрь стены. В общежитии Массачусетского института всему объему были приданы волнообразные очертания. Этот принцип зодчий сохранил и в своих последующих сооружениях, будь то вилла Майреа или общественные здания в Хельсинки, Оперный театр в Эссене или ратуша в Сейняйоки.

Взаимосвязь горизонтальных плоскостей. Взаимосвязь горизонтальных плоскостей, принцип использования различных уровней относятся к элементам архитектуры, которыми, к сожалению, пренебрегают. Почти на каждом конкурсе чувствуется неумение большинства архитекторов использовать разницу уровней.

Эта взаимосвязь горизонтальных плоскостей была подчеркнута Аалто уже в здании библиотеки в Выборге, когда он сознательно расширил галерею читального зала. Этот же прием еще более широко был применен в библиотеке культурного центра Вольфсбурга.

Кроме того, Аалто был разработан и осуществлен проект общественного центра Сяйнетсало, предусматривающий искусственно созданную разницу уровней. В еще более утонченной форме этот прием был использован в культурном центре в Сейняйоки.

С самого начала своей деятельности Аалто решал проблемы градостроительства. Гибкие, органические элементы градостроительства присущи всем его проектам, начиная от проекта экспериментального города 1940 г., центра города Сейняйоки 1960 г. и кончая строительством культурного центра в Хельсинки, хорошо увязанного с окружающим ландшафтом и транспортными магистралями.

Аалто олицетворяет собой тип архитектора, который стремится выразить региональные черты универсальным языком, сохраняя при этом их локальную специфику.

Нельзя говорить об Аалто как об архитекторе, не говоря о нем как о человеке. Люди для него так же ценны, как архитектура. Ему интересны все люди, независимо от того, где они выросли и к какой общественной прослойке они принадлежат. Встречи с людьми придают ему силы и вдохновляют его.

Аалто впервые прибыл в Америку в 1939 г. в связи со строительством финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Несмотря на ограниченный запас английских слов, он все же читал лекции в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Его яркая индивидуальность, а также успех финского павильона и спроектированной им мебели привели к тому, что Аалто пригласили в Массачусетский технологический институт. Таким образом в одном городе стали работать Вальтер Гропиус и Аалто. Необычайная энергия Аалто позволила ему одновременно проектировать для Финляндии и читать лекции американским студентам.

Аалто относится к тем, кто легко устанавливает контакт с людьми.

Существуют архитекторы, творчество которых развивается как бы "изнутри". В творчестве Аалто, совсем напротив, каждая линия говорит о контакте с судьбами людей. Возможно, именно этим объясняется то обстоятельство, что ему приходилось сталкиваться с меньшими трудностями в своей работе, что ему удалось преодолеть сопротивление общественности легче, чем другим его современникам.

Аалто подписывал все свои работы "Айно и Алвар Аалто". Это содружество было необычным, как и все связанное с Аалто. Взаимоотношения Аалто с супругой базировались на общности взглядов и общей борьбе со студенческих лет. Секрет долголетней общности взглядов заключался в том, что они дополняли друг друга. Аалто бы неспокойный, нерасчетливый человек; Айно - сильная, настойчивая и молчаливая. Айно умерла в 1949 г., но ее имя осталось навсегда связанным с творчеством Алваро Аалто. Он всегда ставил имя Айно перед своим, но она говорила, что только Алвар творец. Мы не пытаемся здесь определить размеры влияния Айно на творчество Алваро Аалто. Однако нам известно, что она как архитектор неназойливо, но искренне высказывала свое мнение обо всем, что касалось работы и образа жизни Аалто.

Думается, что редкое умение Аалто творчески сотрудничать с подругой по жизни и профессии является ярким свидетельством высоких душевных качеств.

 

К началу страницы
Содержание
Алвар Аалто. Эмоциональность и стандарт  Иорн Утцон и третье поколение архитекторов