Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


* МИС ВАН ДЕР РОЭ, 1953-1964

Творческая деятельность Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ в эти годы развивалась в различных направлениях. Ле Корбюзье продолжал разрабатывать пластическое начало, причем он одновременно искал нового равновесия в моделировании внутреннего и внешнего пространства в соответствии с третьей пространственной концепцией, о которой мы говорили неоднократно выше.

Мис ван дер Роэ шел в другом направлении. С того момента как в начале 20-х годов он пришел к мысли о возможности художественного выражения путем сочетания стального каркаса и стеклянных плоскостей, он стремился все более дифференцированно разработать однажды принятую им точку зрения. Выбранные им промышленные материалы - сталь и стекло - требуют для их использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья. Лишенные своего чудесного блеска, они становятся такими, какими являются по своей природе, т. е. аморфной массой. При работе с этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие изменения пропорций. По высказыванию Мис ван дер Роэ, здесь важен "органический принцип" соответствия каждого элемента своему месту в сооружении.

Поэтому мастерские Мис ван дер Роэ сначала изготовляют шаблоны деталей несущей части здания и их примыканий в масштабе до 1:1, так как уменьшение масштаба может исказить художественное впечатление. В апреле 1964 г. в мастерской Мис ван дер Роэ я видел на чертежной доске квадратную модульную сетку его Берлинского музея XX в. в масштабе 1 : 5, над которым возвышалась пространственная опора крестообразного сечения.

Все возрастающая архитектурная утонченность ясно видна при сравнении построенного в 1949 г. многоквартирного дома "Промонтори-билдинг" с просвечивающей черной каркасной конструкцией высотных жилых домов Лейк Шор Драйв в 1951 г. и с многоквартирными домами в Чикаго (commonwealth), построенными в 1956 г., с их светлыми фасадами, которые кажутся невесомыми благодаря применению алюминиевых ребер.

Торжественное, облицованное бронзой здание фирмы "Сиграм", построенное в 1958 г. близ Парк-авеню с развитой плошадью перед ним, занимает особое место среди нью-йоркских небоскребов.

В 60-х годах Чикаго в меньшей степени, чем Нью-Йорк, подвергся влиянию playboy architecture. В это время в Чикаго появились различные большие городские и правительственные административные здания. Одним из учеников Мис ван дер Роэ было построено городское административное здание, а им самим - большой комплекс, состоящий из здания суда, административного здания и здания почты в центре города.

Мис ван дер Роэ. Правительственный Центр, Чикаго, 1963. Фотография с макета
Слева 30-этажное здание суда, где размещены судебные палаты; справа административное здание в 45 этажей. Один этаж в каждом здании отведен под ресторан для сотрудников. Рядом одноэтажное здание почты

Чрезвычайно ограниченное пространство, обусловленное шахматной системой улиц, не допускает создания ансамбля из крупных зданий. На макете видно, что Мис ван дер Роэ, несмотря на эти условия, все же удалось создать контрастную композицию из зданий трех высот.

Здание фирмы "Бакарди", Мехико, 1961

Среди зданий, построенных Мис ван дер Роэ между 1953 и 1964 гг., здание фирмы "Бакарди" по изготовлению рома в Мехико пожалуй, самое интересное в архитектурном отношении. Оно стоит на открытом месте, на дороге между Мехико и священным городом ацтеков.

Мис ван дер Роэ продолжает развивать здесь свой метод: подчеркивание колонн, стеклянные поверхности на фасаде, стеклянные поверхности на первом этаже, смещенном в глубину. Интерьер представляет собой единое помещение с "перетекающим" пространством. То, как это осуществлено, говорит о чрезвычайно утонченном вкусе, благодаря которому нужный художественный эффект был достигнут путем минимальных смещений плоскостей одна относительно другой и выбора совершенных пропорций.

Здание правления фирмы "Бакарди", Мехико, 1961. Фрагмент
Отношение между горизонтальными поверхностями, создающее впечатление парения, акцентируется "невесомой" расстановкой опор и взаимопроникновением внешнего и внутреннего пространства

Обращает на себя внимание сознательное подчеркивание соотношения между горизонтальными плоскостями, что чаще встречается в более поздних работах мастера.

В одноэтажном здании правления завода этой же фирмы, построенном на Кубе в 1958 г. (т. е. до здания в Мехико), тяжелая кессонная бетонная крыша как бы парит над полом. Восемь суживающихся кверху железобетонных колонн шарнирно связаны с плитой покрытия. Несколько другое, но сходное соотношение между горизонтальными плоскостями существует в двухэтажном здании фирмы "Бакарди". Здесь подчеркивается широкая, отделанная травертином плоскость пола второго этажа, сильно вынесенная вперед с одной стороны сооружения.

Эффект "парящего потолка", создаваемый соотношением между горизонтальными плоскостями потолка и пола, усиливается как будто бы простым приемом расположения колонн: они отсутствуют на углах, а на всей торцовой стороне поставлены в глубине так, что выступающий вперед потолок кажется висящим в воздухе. Благодаря этому отношение между плоской поверхностью пола и поверхностью потолка достигает наибольшей выразительности. Ниже, в разделе, посвященном творчеству Йорна Утцона, мы увидим, что значение горизонтальных плоскостей как организующего элемента архитектуры все больше выдвигаетсяна передний план.

Верхняя часть здания благодаря окраске стекла кажется снаружи темной, а изнутри прозрачной. Тем самым усиливается гармоничное сочетание строгих черных стальных элементов с легкостью всего сооружения.

Решая интерьер, мастер также осуществил принцип перетекания пространства, впервые примененный им в доме Тугендхата в 1929 г. Те же принципы в известной степени применены в планировке конторских зданий, например, фирмы "Бакарди". Застекленное со всех сторон помещение, хотя и закрытое, производит впечатление патио. Рабочие помещения для секретарей состоят, по существу, из галерей, расположенных вдоль продольных стен. По торцам залы заседаний отделаны панелями из ценных пород дерева. Легкие лестницы ведут из нижнего этажа к рабочим помещениям на верхнем этаже.

Мис ван дер Роэ. Здание страхового общества. Де Мойн, Айова. Первоначальный вариант, макет

Музей Искусства XX в. в Западном Берлине, 1963

Здание музея Искусства XX в. в Западном Берлине (1963) наиболее близко по замыслу к зданию фирмы "Бакарди" на Кубе. Как и там, колонны поставлены далеко от углов, что вместе со смещенными в глубину стеклянными стенами усиливает впечатление парения, создаваемое соотношением различных плоскостей - крыши, площадки, уровня улицы. Здание стоит на возвышении, что дало возможность создать полуподвальный этаж для устройства музейной экспозиции. Остекленный зал, расположенный на уровне вестибюля, служит для временных выставок.

Если когда-нибудь впоследствии начнут изучать вопрос о том, кто из современных архитекторов понял, каким образом следует сочетать бесконечное перетекание замкнутого пространства с ограждающей его формой, то вклад Мис ван дер Роэ окажется наиболее ярким примером этой важнейшей тенденции в современной архитектуре.

От начала до конца он твердо придерживался принятого им однажды принципа: каркас и стекло. Он не признает никаких "мелочей". Стрепление оживить пространство, вдохнуть в него движение постоянно заставляло зодчего искать все более яркие формы архитектурной выразительности. Он не успокаивался, пока не добивался чистой формы.

При всем своеобразии творчества Мис ван дер Роэ он оказал сильнейшее влияние на американскую архитектуру, хотя подражать ему так же бессмысленно, как художнику Мондриану.

 

К началу страницы
Содержание
Мис ван дер Роэ и целостность формы  Алвар Аалто. Эмоциональность и стандарт