Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Johnson Philip С. Mies van der Rohe. New York, 1947. Вернуться в текст
2. Эти работы начались в 1919 г. представленным на конкурс проектом здания для контор на Фридрихштрассе в Берлине. Несмотря на то, что в области трактовки материалов и чистоты формы здания Мис ван дер Роэ намного опередил своих современников, план этого здания все еще отражал влияние экспрессионизма на немецкую архитектуру 20-х годов. Вернуться в текст
3. Johnson Philip С. Mies van Rohe. New York, 1947. Вернуться в текст
4. Термин, введенный Ле Корбюзье для обозначения опор-устоев, на которых покоятся высотные объемы созданных им зданий. (Примеч. ред.)Вернуться в текст

 


* МИС ВАН ДЕР РОЭ И ЦЕЛОСТНОСТЬ ФОРМЫ

Мис ван дер Роэ родился в Аахене, старейшем центре немецкой культуры, Город расположен вблизи голландской границы, и многие его жители обладают спокойным, флегматичным характером голландцев, своеобразной внутренней сосредоточенностью. Во всяком случае, эти качества были присущи Мис ван дер Роэ. Его творчество по своему характеру ближе к голландской архитектуре, чем к немецкой. Голландский интерьер Питера де Хоха (XVII в.) с его кристально чистой атмосферой и уравновешенным членением интерьера близок художнику Мондриану так же, как и архитектору Мис ван дер Роэ.

Умение правильно выкладывать кирпичи или камни он приобрел в детстве в мастерской отца. По-видимому, отсюда берут начало его безграничное стремление к целостности форм и исключительная осторожность в выборе и обработке материалов 1.

Секрет успеха любого архитектурного направления основан на трех факторах: наличие заказчика, умеющего оценить значение творческого вклада мастера, самого зодчего, который своим творчеством и личным обаянием способен пробудить потенциальные силы молодого поколения, и существование такой новой смены зодчих, которая способна правильно выбрать сферу приложения своих сил и талантов.

Петер Беренс и Мис ван дер Роэ. В данном случае заказчиком был Эмиль Ратенау, председатель Всеобщей электрической компании в Берлине, замечательным мастером - Петер Беренс, а в состав подрастающего поколения архитекторов, которые в этот важный момент нашли путь к Беренсу, входили Мис ван дер Роэ, Гропиус и недолгое время Ле Корбюзье. Мастерская Беренса была единственной в Германии, где молодое поколение могло найти то, в чем оно нуждалось.

На примере завода по производству турбин, построенного Беренсом в 1909 г., видно, что такие материалы, как стекло и железо, обладают скрытой силой выражения, которая может быть выявлена художником. Между зданием, построенным в 1909 г., и зданиями 40-х годов существуют коренные различия, обусловленные новой пространственной концепцией. Тем не менее промышленная архитектура Беренса оказала более глубокое влияние на творчество Мис ван дер Роз, чем романтические виллы немецкого классика Карла Фридриха Шинкеля (1781-1840) или гладкие стены Берлаге.

Выставка работ Франка Ллойда Райта в Берлине, 1910 г. В 1910 г. Франк Ллойд Райт попал в поле зрения европейской архитектуры. Как раз в то время, когда Гропиус и Мис ван дер Роэ работали у Беренса, в Берлине была открыта выставка работ Райта, которая дала мощный творческий импульс европейским мастерам. Позднее Мис ван дер Роэ писал: "Мы, молодые архитекторы, испытывали внутренний разлад. Работы этого великого зодчего представляли собой целый архитектурный мир неожиданной силы, ясности языка и поражающего богатства форм".

Свободный план, развитый во всех направлениях, и тенденция Райта рассматривать здание как единое пространство привели европейских архитекторов к внезапному осознанию того фактора, что они не движутся вперед, застыли на месте. Архитектор из прерий указал им путь к живым формам.

Среди элементов позднейших работ Мис ван дер Роэ мы можем обнаружить ту осторожность в пользовании новыми материалами, которой он научился у Беренса, а также свободный план, воспринятый им у Райта.

Завод "Фагус", который Гропиус построил в следующем, 1911 г., свидетельствует о быстро изменившейся точке зрения молодого поколения. Сталь и стекло не окружены более массивными стенами. Стены из стекла и металла непосредственно соединяются друг с другом в углах здания с легкостью, не требующей усилия для восприятия.

В хорошо известных проектах стеклянных небоскребов, разработанных Мис ван дер Роэ в 1919-1921 гг. 2, и в его проекте универмага 1922 г. 3 художественное выражение форм достигнуто тем, что каркас был расположен внутри здания или, как выражается Мис ван дер Роэ: "Колонны и балки заменяют несущие элементы. Это конструкция из кожи и костей".

Мис ван дер Роэ и движение голландских архитекторов "Стиль". Около 1920 г. никакая другая страна не представляла такого интереса в области жилищного строительства, как Голландия. Решающее значение для формирования нового, языка архитектуры имели здесь не заводские здания или магазины, а жилые дома и поселки. Руководствуясь работой, проведенной Амстердамской школой, Тео ван Дусбург в журнале "Stijl" (1917) выдвинул план освобождения архитектуры от устаревших взглядов. Выставка, организованная группой "Стиль" (живопись, скульптура и архитектура) в Париже в 1923 г., оказала сильное влияние на таких ведущих мастеров, как Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, особенно своими макетами и оформлением архитектурного материала. Эта выставка показала, что присущая Райту трактовка дома как единого сплошного пространства, связанного взаимопроникающими вертикальными и горизонтальными плоскостями, была полностью принята и решительно развита дальше.

Загородные дома, 1923 г. Проекты двух загородных домов - кирпичного и железобетонного, разработанные Мис ван дер Роэ, имеют неоценимое значение для развития современной архитектуры. В этих двух проектах Мис ван дер Роэ дал ясное художественное выражение новой концепции.

В руках зодчего плоскостные элементы становились сферой сочетания разнородных материалов и элементов конструкции стеклянных стен, железобетона и впоследствии мрамора. В этих двух домах Мис ван дер Роэ с еще большей отчетливостью, чем в проектах членов группы "Стиль", показана форма, в которой может быть использован изменчивый характер элементов, составляющих дом. Плоскости, выступающие из объема здания, выходят за пределы наружных стен как крылья ветряной мельницы. В то же время плоскостные элементы стали местами соединения структурных элементов. Прозрачность достигнута с помощью длинных полос ленточного остекления, на которыми нависает как бы парящая в воздухе горизонтальная плита крыши. Хотя все эти элементы не являются изобретениями Мис ван дер Роэ, они синтезированы с профессиональным художественным мастерством.

Мис ван дер Роэ. Проект загородного дома из кирпича, 1923. Фасад Мис ван дер Роэ. Проект загородного дома из кирпича. План нижнего этажа.
Плоскости, выступающие из дома, не ограничены наружными стенами, а выступают из объема здания, напоминая своими очертаниями крылья ветряной мельницы

В домах, которые он фактически в это время строил, Мис ван дер Роэ не смог осуществить те смелые решения, которые содержались в его проектах. Его фантазия впервые нашла воплощение в павильоне на Барселонской выставке в 1929 г. С непревзойденной точностью он использовал гладкие поверхности дорогих материалов в качестве элементов новой пространственной концепции. Наиболее известное сооружение мастера - дом Тугендхата в Брно (1930), в интерьере которого он чрезвычайно щедро использовал принцип плавного взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства. Несмотря на это, нельзя отрешиться от чувства, что находишься в аквариуме. Архитектура ограждающих конструкций не соответствует решению интерьера.

Мис ван дер Роэ. Проект дома из железобетона, 1923
Плоские поверхности стали местом соединения структурных элементов. Прозрачность стен достигнута ленточным остеклением. Все здание перекрыто как бы парящей в воздухе плитой. Эта идея нашла свое выражение в законченной форме в более поздних работах мастера

Выставка в Берлине. В 1931 г. в Берлине была открыта большая строительная выставка. В ней последний раз перед приходом, к власти коричневой чумы принимали участие лучшие архитекторы Германии. Вальтер Гропиус, Моголи-Надь и Герберт Байер из группы Баухауза пытались с помощью современных технических средств экспозиции и художественной выразительности показать общественности, что нужно сделать в области жилищного строительства для создания достойных условий жизни.

В центре большого выставочного зала Мис ван дер Роэ установил одноэтажный дом со стеклянными стенами с красивым интерьером, в котором он смог в самой бескомпромиссной форме осуществить единство пространства, плоскости и конструкции, продемонстрировав принцип, который был ему так близок.

Однако ни пропагандистский призыв Гропиуса, обращенный к массам, ни архитектурные достижения Мис ван дер Роэ не могли в то время оказать какое-либо действие. Развитие архитектуры пошло в другом направлении.

Благоприятные условия для развития современной архитектуры в Германии существовали только в течение нескольких лет. Никто из ее лидеров, принимавших участие в открытии поселка Вайссенгоф близ Штутгарта в 1927 г., не мог предвидеть, что через пять лет этот процесс будет беспощадно подавлен.

Мис ван дер Роэ и поселок Вайссенгоф близ Штутгарта, 1927 г. В середине 20-х годов Германия вышла из изоляции, вызванной первой мировой войной и инфляцией. Период упадка в архитектуре сменился бурной деятельностью. Этим можно объяснить факт основания Баухауза (1919) Вальтером Гропиусом вместе с художниками Паулем Клеем, В. Кандинским и Моголи-Надь и назначение Мис ван дер Роэ первым вице-президентом немецкого Веркбунда.

Поселок Вайссенгоф близ Штутгарта, строительство которого было поручено Мис ван дер Роэ, является, возможно, самым ясным признаком изменений, которые произошли, правда, в крайне немногочисленной группе передовых зодчих. Широко практиковалось приглашение молодых архитекторов из других стран, которые строили каждый в своем стиле. Из Голландии были приглашены Ауд и Март Штам, которые построили ряд домов в голландском духе. Из Франции прибыл Ле Корбюзье, построивший два дома на столбах, из Бельгии пригласили Виктора Буржуа. Молодым швейцарским архитекторам поручена была планировка одной секции в доходном доме, который впоследствии построил Мис ван дер Роэ. На одном конце поселка ветеран архитектуры Петер Беренс построил доходный жилой дом, похожий на укрепленный замок. Односемейные дома были возведены Гропиусом, Бруно Таутом, Шаруном, Редингом, Гильберсаймером, Дэккером, Франком и др.

Поселок Вайссенгоф, Штутгарт, 1927
На переднем плане два дома Ле Корбюзье с садами на крыше; слева ряд домов Ауда и многоквартирные дома Мис ван дер Роэ; на заднем плане многоквартирный дом с башней, построенный Петером Беренсом; ряд двухэтажных домов перед ним построен по проекту Марта Штама
Поселок Вайссенгоф, Штутгарт, 1927. План

Тот, кто был очевидцем открытия поселка, не забудет сопутствовавшего во всем мире оптимизма и энтузиазма в архитектурных кругах.

В некоторых статьях журналов за 1927 г. приведены следующие высказывания о выставке, посвященной поселку Вайссенгоф. "Эта выставка, несомненно, доказала нам способность архитектора проникать в действительную жизнь. Мы считаем, что она имеет исключительное значение, потому что вывела новые методы строительства за пределы авангардистской лаборатории и заставила широко внедрить их в практику".

"Поселок Вайссенгоф служит примером перехода от ремесленных методов строительства к индустриальным".

Многоэтажный дом со стальным каркасом Мис ван дер Роэ. В архитектурном облике поселка Вайссенгоф доминирует многоквартирный дом со стальным каркасом Мис ван дер Роэ. Стальной каркас дает возможность исключить все несущие внутренние и наружные стены. Для наружного ограждения оказалась достаточной толщина в полкирпича с изолирующей прокладкой; внутренние перегородки могут быть расположены по желанию квартиронанимателя самым различным образом. Ряды широких сплошных окон обеспечивают хорошее освещение помещений. Каркасный дом Мис ван дер Роэ указывал возможный путь к разрешению проблемы многоквартирного дома, которая в то время была значительно менее разработана, чем проблема архитектуры дома для одной семьи.

Многие критики расценивали открыто расположенные стальные опоры в домах Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье как нечто совершенное нецелесообразное. По-видимому, архитекторам было сложно внутренне отрешиться от представления о старом способе конструирования, когда стена являлась несущей частью дома. Для современного ощущения пространства совершенно органично его модулирование, исходящее из интерьера. Теперь открыто расположенные стальные опоры отнюдь не вызывают эстетический протест. В то время как колонны в античной архитектуре создавали ощущение надежности правильного соотношения нагрузок и несущей способности опоры, открыто расположенные стальные или бетонные опоры вызывают у современного наблюдателя представление о потоке сил, равномерно распределенном по всему каркасу здания. Открыто установленные колонны наряду с их само собой разумеющейся конструктивной естественностью создают новое эмоциональное ощущение внутренних связей; ничто в окружающей среде не изолировано, все находится во взаимосвязи, внутри, снаружи, вверху, внизу!

В квартирах, построенных Мис ван дер Роэ, перегородки из клееной фанеры, присоединяемые к потолку с помощью затяжных болтов, обеспечивают возможность легкой перепланировки помещений в зависимости от желаний жильцов. Таким образом, поселок Вайссенгоф являлся наглядным примером рациональной планировки и бытового оборудования дома. В другом месте мы описали, как принципиально по-новому была здесь организована работа по приготовлению пищи и по-новому решено пространство кухни, как впервые широко ввели консольно укрепленный трубчатый стул, разработанный Мис ван дер Роэ и Мартом Штамом.

Строит Мис ван дер Роэ. Если бы Мис ван дер Роэ не был приглашен в 1938 г. в Чикаго, что стало бы с ним? Судьба немецких архитекторов и архитектуры дает достаточно ясный ответ.

В то время его высотные многоквартирные дома появились в самых красивых районах Чикаго. С 1939 г. он работал над проектом комплекса Иллинойского технологического института, сооружение которого потребовало четверти века.

Иллинойсскии технологический институт

Пространственное расположение 24 зданий легче всего понять, если обратиться к проекту загородного дома, разработанного Мис ван дер Роэ в 1923 г. В этом проекте новые отношения между различными фрагментами стен вызывают ощущение всепроникающего единства в отношении зданий чикагского "Кампуса" (университетского городка). Двадцать четыре здания, расположенных под прямым углом, пространственно связаны друг с другом таким образом, что между ними создается пространство, не воспринимаемое сразу визуально; для его восприятия требуется фактор времени или движения, необходимого для того, чтобы понемногу усвоить общее решение ансамбля.

Все здания городка основаны на системе взаимно перпендикулярных координат с модулем, равным 24 футам (7,3 м). Зритель подсознательно запечатлевает модульную величину в своем сознании благодаря тому, что она повторяется в каждом промежутке между опорами.

Мис ван дер Роэ. Иллинойский технологический институт. Здание лаборатории металловедения, 1943. Южный фасад
Ясно виден модуль в 7,3 м, положенный в основу при проектировании всего сооружения. Фрагмент позволяет оценить тщательно рассчитанное равновесие между плоскими поверхностями

Пропорции. Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье были в числе тех немногих архитекторов, которые тщательно развивали системы пропорций, связывая с ними в духе школы Пифагора качественные и количественные характеристики зданий и сооружений.

Продуманный выбор пропорции сочетался со сдержанностью в использовании материалов. Ни одно из зданий Иллиносского института не имеет стен с отделкой из оникса и хромированных колонн, как это было в ранних работах Мис ван дер Роэ. Но пропорции, структура и материал связаны здесь между собой гораздо искуснее. Обычно стены лаборатории или заводского здания с их открытыми стальными каркасами и заполнением из кирпича считаются второстепенными элементами, которым не придается значения. Но Мис ван дер Роэ превратил их в фактор решающего художественного воздействия.

Возможно, не все сказанное выше будет очевидным для случайного наблюдателя. Но, тем не менее несомненно, что тщательная огранизация всех элементов искусственной среды воздействует на всех без исключения.

Мис ван дер Роэ строит высотные дома

В 1949 г., тридцать лет спустя после создания ранних проектов небоскребов, Мис ван дер Роэ построил высотные жилые дома вдоль берега озера Мичиган. Один из них - Промонтори-билдинг - расположен недалеко от интересных зданий, построенных в 1929 г. Вид из больших окон на бесконечные просторы озера потрясает. Здание 22-этажное с железобетонным каркасом. В плане оно имеет U-образную форму, как Маркет-билдинг, построенный Холабердом и Рошем в Чикаго в 1894 г. Промонтори-билдинг фактически состоит из двух зданий, соединенных в одно. Каждое из них имеет отдельный лифт и лестницу.

Мис ван дер Роэ. Промонтори-билдинг, Чикаго, 1949. Восточный фасад. Фрагмент со стороны входа
Большое внимание уделено включению железобетонного каркаса в архитектурно-художественное решение фасада. Видно постепенное уменьшение сечения столбов по высоте

Рука Мис ван дер Роэ чувствуется в планировке каждой квартиры и особенно в решении фасада. Эти летящие ввысь железобетонные вертикали решены с исключительной точностью и придают музыкальное звучание всему зданию. Интересно сравнить опоры здания с "piloti" 4 Жилой единицы Ле Корбюзье для того, чтобы продемонстрировать различные виды обработки железобетона.

Промонтори-билдинг, 1949
U-образный план нижнего этажа и свободная планировка каждого этажа были впервые применены в Чикаго для конторских зданий; В 20-е годы этим приемом пользовались в малоэтажном жилищном строительстве, а около 1950 г. - при планировке многоквартирных домов и комплексов
Промонтори-билдинг, 1949. Вид из галереи, разделяющей симметрично построенные крылья
Здесь особенно ощущается тщательная проработка деталей и пропорций, характерная для архитектора

Лейк Шор Драйв, 1951 г. Небоскребы Мис ван дер Роэ, которые появились в самых красивых районах Чикаго, возродили - после периода упадка - традицию Чикагской школы. В высотных зданиях мастера своеобразно синтезированы творческие силы художника и. высокая механизация современной строительной промышленности. В 80-х годах во времена Чикагской школы архитекторы Адлер и Салливен так же, как и Уильям ле Барон Дженни, могли взять на себя ответственность за полное осуществление строительства от начала до конца. Механизация и индустриализация строительного производства сделали это практически невозможным, однако никогда творчески мыслящий художник не будет заменен компьютером. Если подлинный зодчий знает, как использовать огромную клавиатуру механизации, то не следует испытывать беспокойство за будущее архитектуры.

Мис ван дер Роэ. Жилые дома Лейк Шор Драйв, 1951. План
Один из самых передовых примеров сборного строительства. Начало эволюции творчества Мис ван дер Роэ в направлении строительства пространственно связанных между собой зданий

Ни одно из зданий Мис ван дер Роэ не оказало такого непосредственного влияния на американских современников, как два самых больших его дома, Лейк Шор Драйв в Чикаго (1951). Здесь так же, как в его доме Фарнсворта в Плейно, шт. Иллинойс (1950), единство формы стало высшим законом, которому подчинено все. Не было допущено ни малейшего отклонения от четких плоских поверхностей стеклянных параллелепипедов. Каждая деталь как бы напоминает: архитектура - это прежде всего порядок.

Мис ван дер Роэ. Лейк Шор Драйв
Применение стекла, возможно, достигло здесь предела, если только промышленность не создаст новые технические средства для регулирования. Освещенности помещений

Комплекс Лейк Шор Драйв состоит из двух высотных зданий, связанных между собой. Такие здания-близнецы с тех пор стали в США распространенными вплоть до их извращенного вида - двух сверхвысоких объемов Международного центра торговли в Нью-Йорке (архит. Ямасаки).

О целостности формы

Мис ван дер Роэ принадлежал к тому типу творческих натур, которые уже на ранней стадии работы представляют себе, что они будут делать на протяжении всей жизни.

В начале 20-х годов у Мис ван дер Роэ был свой собственный, присущий ему, способ художественного выражения. К этому времени относятся проекты загородных домов с планом в виде ветряной мельницы (1923) или проект стеклянной башни, разработанной в 1921 г. В дальнейшем он стремился к достижению чистой формы. Это сопровождалось весьма определенным отречением от всего, что казалось архитектору мешающим или несущественным. Требование абсолютного совершенства заключается в афоризме Мис ван дер Роэ: "Большое - в малом", который часто умышленно неверно истолковывают.

Мастер сосредоточивает внимание на применение одного из" основополагающих элементов современной архитектуры - плоской поверхности, которую любит использовать в виде остекленной плоскости ограждения.

Он не делает различия в подходе к одноэтажному, двухэтажному или многоэтажному жилому зданию. Характерная для этого безупречного труженика тщательная проработка обеспечивает определение оптимальных размеров для всех поверхностей, контуров и деталей: объемам придается самая простая форма - стеклянные башни Лейк Шор Драйв; неосуществленный проект облицованного стеклом театра в Манхейме (1952-1953); стеклянная коробка дома Фарнсворта; замкнутый кирпичный куб церкви университетского городка Иллинойского института.

Эта строгая дисциплинированность творчества оказала сильнейшее моральное влияние на американскую архитектуру. Без этого, возможно, не был бы создан Эро Саариненом искусно организованный комплекс зданий Технического центра Дженерал Моторс (Детройт, 1951) так же, как и наиболее совершенный нью-йоркский небоскреб, 24-этажный Левер-хауз на Парк-авеню (1952).

Интересно сравнить в творческом плане жилые дома Лейк Шор Драйв с "Жилой единицей" Ле Корбюзье в Марселе. Пластику сооружения Ле Корбюзье подчеркивает движение света, оттеняющего шероховатость бетонных стен. Сравнивая оба здания, мы отдаем себе отчет в том, насколько велико различие в методах художественного выражения последних 25 лет.

 

К началу страницы
Содержание
Развитие творчества Ле Корбюзье, 1953-1964  Мис ван дер Роэ, 1953-1964