Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Было бы вернее отметить, что "Герника" одно из немногих великих произведений искусства, в котором социальное и художественно-образное звучание возобладали над формалистическими принципами раннего периода живописи Пикассо. (Примеч. ред.) Вернуться в текст

 


* ЖИВОПИСЬ В НАШИ ДНИ

"Герника" Пикассо. С первого десятилетия нашего века исследования сущности пространства продолжали развиваться, успешно минуя одну стадию за другой. Чего удалось достигнуть таким путем к концу 30-х годов, можно судить по одной-единственной картине, в которой суммирован опыт трех десятилетий развития. Речь идет о "Гернике" Пикассо. В ней воплощен принцип одновременности действия, взаимного проникновения внутреннего и наружного пространств, решения криволинейных плоскостей и т. д. Тем не менее эта фреска на тему гражданской войны в Испании кажется первой действительно исторической картиной со времен Возрождения и работ Паоло Учелло 1. Она изображает трагедию страны обобщенно, в очищенном от деталей виде и предстает во всей своей глубине. Художник сумел преобразить чисто физические страдания и картины разрушения в мощные символы: мать с мертвым ребенком, женщина, выбросившаяся из охваченного пламенем дома, пронзенный копьем конь, фрагменты фигуры искалеченного воина, отрубленная рука, сжимающая меч, - и на всю эту картину, освещенную лампой в чьей-то протянутой руке, смотрит огромный бык. Над этой кровавой бойней сияет "для людей лучистый глаз дня, в котором электрическая лампочка ночи является зрачком". В процессе компоновки картины было создано много вариантов, картина прошла ряд предварительных стадий. Но одна деталь осталась неизменной с самого начала - стремительный полет, выраженный символическим изображением двух вытянутых человеческих голов, отброшенные назад волосы, подбородок и шея которых обозначены одной стремительной линией, лица как бы заключены в сферические треугольники. Сколько в этом символе Пикассо содержится внутренней правды, можно с полной уверенностью выяснить с помощью стробоскопа Эдгертона, который позволяет фотографическим способом разложить процесс движения на отдельные элементы, которые невооруженный глаз человека не улавливает. Изучив одну из этих стробоскопических фотографий, можно сделать ясный вывод о том, насколько близки восприятия художника и ученого. Такой художник, как Пикассо, интуитивно создает символы реальности, которые, как видно из приведенного примера, впоследствии могут быть научно обоснованы с помощью исследовательских методов и специальной аппаратуры.

Пабло Пикассо. Герника, 1937. Фрагмент

В 1937 г. "Герника" экспонировалась в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Это было сделано по настоянию архитектора, построившего павильон, друга Пикассо - Хосе Луиса Серта.

 

К началу страницы
Содержание
Исследование движения. Футуризм  Строительство и эстетика: плита и плоскость. Мосты Ровера Майара