Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. О пространстве и времени как объективных формах существования см.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18. "Материализм и эмпириокритицизм", гл. Ill, разд. 5 "Пространство и время". Попытки современных модернистских направлений в искусстве Запада фальсифицировать пространственно-временные отношения между художником и объектом частично рассмотрены в упомянутой книге В. С. Кеменова (см. гл. "Эстетика абстракционизма и теория относительности", с. 37-57). (Примеч. ред.) Вернуться в текст
2. Приводимая Гидионом "аналогия" неубедительна. Гуманистическая направленность художников Возрождения к тому же прямо противоположна идеологии итальянских футуристов и их лидера Маринетти, впоследствии ставшего на откровенно фашистские позиции. (Примеч. ред.) Вернуться в текст

 


* ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ. ФУТУРИЗМ

Как уже было сказано в начале настоящей книги, в 1908 г. математик Герман Минковский впервые провозгласил в самой четкой и полной формулировке это коренное изменение существовавшей концепции: "Отныне, - заявил он, - понятия "время" само по себе и "пространство" само по себе осуждены на забвение: они могут сохранить свое существование, лишь вступив в своеобразный союз между собой". Одновременно с этой же проблемой столкнулось искусство. Новые направления в искусстве со всеми их характерными особенностями, такие как кубизм или футуризм, пытались расширить наше "оптическое видение" окружающего мира путем введения нового представления о единстве "пространства - времени" в арсенал изобразительных средств, которыми располагает искусство 1.

Начало футуризма. Во времена Возрождения общее для всех художественное восприятие перспективы было выражено одной группой художников преимущественно линией, а другой группой - преимущественно цветом. Аналогичным образом в наши дни общее для всех понятие "пространство - время" исследовалось кубистами путем моделирования пространства, а футуристами - путем изучения процесса движения 2.

Футуризм был реакцией, протестом против того "спокойствия могилы", о котором писал из Италии Якоб Буркхардт. Футуристы стыдились того, что Италия оставалась глухой к призывам времени и требованиям жизни. Они призывали вывести искусство из сумрачных пещер музеев, чтобы оно полностью утвердило себя во всех областях чувственного восприятия современности и заговорило общедоступным языком. Жизнь была их девизом, пламенеющая жизнь, движение, действие - человеческая жизнь во всех ее проявлениях - в политике, в войне, в искусстве.

Таким образом, футуристы с самого начала окунулись в гущу борьбы, яростно проповедуя публике свою концепцию. Поэт Мари-нетти, чей дом в Риме до его смерти был украшен вывеской "Движение футуристов", провозгласил в парижской газете "Фигаро" 20 февраля 1909 г.: "Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости". А позднее, в 1912 г., во "Втором техническом манифесте" футуристы развили главный принцип, открытый ими и состоящий в том, что объекты, находящиеся в движении, изменяют свой облик, их очертания как бы колеблются, да они и в самом деле колеблются, перемещаясь в пространстве. Самые вдохновенные футуристические полотна воплощают этот художественный принцип.

В основе произведений футуристической живописи, скульптуры и архитектуры лежит выражение движения в двух формах: "проникновения внутрь" и "одновременности". Один из самых светлых умов среди футуристов и, без сомнения, лучший из скульпторов этого направления Умберто Боччиони, который слишком рано ушел из жизни (в 1910 г.), наиболее четко сформулировал, какие цели стоят перед футуризмом.

Футуризм и кубизм - общие черты и отличия. Боччиони пытался охарактеризовать новое ощущение пластичности, которая присуща объектам (таким, каковы они в действительности) в состоянии движения. Этот принцип непосредственно отражен в скульптуре "Бутылка, развернутая в пространстве" (1911-1912), представляющей собой интересное сочетание поверхностей второго порядка. Эта скульптура выражает внутреннее содержание объекта (причем бытового предмета) с помощью нового художественного приема. Иногда, как в приведенном примере, кубистические и футуристические произведения тесно связаны между собой общей основой - одной и той же пространственной концепцией.

Умберто Боччиони. "Бутылка, развернутая в пространстве", 1911-1912

Французский художник Марсель Дюшан, который не принадлежал ни к кубистам, ни к футуристам, написал в тот же период свою "Обнаженную, спускающуюся по лестнице", где движение математически точно расчленено на отдельные элементы.

Обычно футуристы представляли движение как субъективно воспринимаемое явление ("Упругость" Боччиони, 1911; "Мускульный динамизм", "Одновременность" Карра, 1912; "Скорость" Балла, 1913) или показывали объекты и тела в движении (разработка танца как движения массы, предпринятая Джино Северини, - "Танец пан-пан", 1911; "Бегущая собака" Балла, 1913; "Несущийся экипаж" Карра, 1913). Как футуризм, так и кубизм достигли наибольшего развития накануне первой мировой войны. Кубисты были более пассивны, снискав себе даже известность "представителей чистой науки" в художественной области познания. Спокойно и без шумихи они готовили символы нового изобразительного искусства. Брак и Пикассо не излагали своих теорий в увесистых томах. Даже ярлык "кубисты" был навешен на них критиками. Они не пытались изображать "само движение", или "динамизм мускулов", или автомобиль, но в течение всей своей жизни искали для предметов повседневного быта художественные средства выражения, на которых основана современная пространственная концепция. В этом заключается причина распространения кубизма в самых различных областях. Вот почему эти "лабораторные" художники, поглощенные своими собственными художественными проблемами, смогли дать значительный толчок к развитию новой пространственной концепции в архитектуре.

Архитектура. Попытки внедрить непосредственно в область архитектуры принципы этого художественного направления, однако, не затрагивают фундаментальных проблем. В своем проекте "Новый город", в частности в проекте жилых домов на разных уровнях, соединенных с метро надземной железной догорой и транспортными магистралями, Антонио Сант-Элиа пытался облечь футуристическое пристрастие к процессу движения в форму художественного элемента современного города. Этому проекту нельзя отказать в пророческом предвидении будущего. Лишь около 1960 г. проблема транспорта стала жизненной проблемой города, обусловившей необходимость располагать на разных уровнях зоны для пешеходов и проезда для транспорта. Но мы никогда не узнаем, каких высот мог бы достичь его талант. Он умер в 1916 г., в тот момент, когда современник Ле Корбюзье был еще далек от полного самовыражения. Однако, хотя Сант-Элиа в своих проектах шел не совсем по тому же пути, по которому в дальнейшем развивалась архитектура, он наметил основное направление в период, когда каждый творческий деятель стремился любой ценой обосновать свою собственную точку зрения. В манифесте от 14 июля 1914 г., который Сант-Элиа опубликовал в связи с выставкой проектов в Милане, он провозгласил требование создавать сооружения на основе предельно гибких объемно-планировочных решений с использованием новых материалов для конструкций- начиная от стали и железобетона и кончая синтетическими продуктами химической технологии, включая искусственное волокно и картон. Эти чисто технические требования преследовали художественную цель - обеспечение мобильности и изменчивости. То, к чему он стремился, было сжато сформулировано им в нескольких словах: "Каждому поколению - свой дом".

Футуристы, пожалуй, слишком настойчиво пытались провести свои идеи во все области человеческой деятельности, в результате чего период футуризма был относительно коротким, но необычайно бурным и продуктивным. При этом не следует забывать, что историк искусства не может пренебрежительно отнестись к футуризму, поскольку он был одним из поворотных моментов в процессе выработки современных взглядов на искусство. Футуризму не повезло в том отношении, что самые талантливые его представители умерли слишком рано, и еще более потому, что некоторые из них зачастую по самым разным причинам погрязли в реакционной рутине и для последующих поколений остались лишь немногие ранние их работы. Футуризм не располагал тем преимуществом, которое имелось у кубизма,- возможностями аккумулировать на всех многообразных стадиях современного развития результаты художественного исследования. В полной мере эти результаты проявились слитыми воедино во всей своей мощи в одном великом произведении - "Гернике".

 

К началу страницы
Содержание
Исследование пространства. Кубизм  Живопись в наши дни