Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. На процесс "отчуждения" художника в капиталистическом обществе указывал еще Маркс. (Примеч. ред.) Вернуться в текст

 


Часть VI. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ИСКУССТВЕ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ

* НОВАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ "ПРОСТРАНСТВО - ВРЕМЯ"

В любой области человеческой деятельности социальные, экономические и функциональные факторы играют важную роль. Но наряду с ними следует учитывать также и другой элемент - наши эмоции. Их влияние зачастую упускают из виду. Значительная часть творческих неудач прошлого века объясняется господством мнения, что техника якобы имеет лишь функциональное значение и лишена какого бы то ни было эмоционального отражения в архитектуре и искусстве. Искусство оказалось как бы в отдельном государстве, начисто изолированном от реальности повседневной жизни. Эмоциональная жизнь в значительной степени определяется обстоятельствами, управлять которыми мы не в состоянии: тем, что мы оказались именно такими, а не другими людьми, что мы живем именно в это, а не в другое время. Подлинно зрелая культура обусловливает выработку определенного единства сознания среди ее представителей. Например, всю эпоху барокко пронизывает характерный общий "дух барокко", проявления которого легко заметить повсюду. Он чувствуется в самых различных сферах человеческой деятельности: в живописи и философии, в архитектуре и математике. Это не удивительно, так как все эти виды деятельности осуществляются людьми, выросшими в одно и то же время, подвергавшимися приблизительно одним и тем же влияниям.

Чувства, которые вдохновляют творчество художника, играют также определенную роль в деятельности инженера и математика. В наше время многие считают, что наука и промышленность враждебны искусству и эмоциям.

Вместе с тем развитие культуры не может происходить в отрыве от эмоциональной деятельности. Стремлением к гармонии с реальным окружением объясняется тот факт, почему часть привычных, ничем не замечательных бытовых предметов приобрела значение для подлинно творческих художников нашего поколения. Такие художники, как Пикассо-лирик кубизма, Хуан Грис и Ле Корбюзье, увлекались обычными предметами обихода: чашками, трубками, бутылками, гитарами. Природные материалы - камни, обкатанные морем, корни, куски коры, даже отбеленные временем кости также пользовались их вниманием. Простые вещи, подобные этим, существуют в нашем сознании, но подлинное свое значение они обретают лишь в руках художника.

Художник, изобретатель или исследователь пытается найти новые отношения между человеком и его окружением. Творчески одаренный художник не копирует окружающую действительность, он, как в зеркале, показывает нам нечто, что мы не осознаем сами, находит форму выражения для чувств, которые живут внутри нас. Сегодня в нашу эмоциональную жизнь вошли новые аспекты окружающей нас природы, которые прежде были скрыты. Но это не произошло само собой. Лишь когда наше восприятие пробуждено извне творческим актом, нам становятся доступны новые области зрительных ощущений. Художник - это посредник между нами и внешним миром.

Чем же тогда объяснить, что художник, столь необходимый нам, по-видимому, потерял контакт со своими современниками? Широкая публика чуть ли не с гордостью заявляет, что манера выражения художника ей совершенно непонятна.

Фактически источники этой некоммуникабельности связаны с ликвидацией феодальной цеховой системы, последующим бурным ростом промышленности и изоляцией художника 1.

Для решения проблемы конкуренции с фабричной системой художнику пришлось опуститься до уровня вкуса массового покупателя. По всему свету распространилось "искусство по заказу публики", оно заполнило салоны, золотые медали всех академий присуждались его представителям. Не имея серьезных целей и собственного знамени, такое искусство могло рассчитывать, самое большее, на финансовый успех, которого часто добивалось. Некоторые из этих прислужников искусства продавали свои картины по нескольку тысяч франков за квадратный сантиметр. Полдюжины художников, которые действительно проявили изобретательность и чувство нового в своем творчестве, полностью игнорировались. Основные явления в живописи нашего времени развивались против желания публики и почти втайне от нее. Так было с начала и до конца века, от Энгра до Сезанна.

Такое же положение сложилось и в архитектуре. Здесь процесс развития тоже происходил подспудно. Архитектор и живописец столкнулись с длительной оппозицией против "изображения, создающего иллюзию реальности". Оба должны были бороться с "окопавшимися" стилями, вернувшись к чистым средствам выражения. В течение почти 40 лет один художник за другим пытались вновь овладеть плоской поверхностью. Мы видели, что подобная же борьба происходила в области архитектуры в результате требования этического подхода к проблемам архитектуры. Очень различные по типу художники, но одинаково изолированные от публики, работали неуклонно в направлении создания новой пространственной концепции. Невозможно понять современную архитектуру, если не осознать пути развития живописи той эпохи. В том, что модернистская живопись шокировала публику, нет ничего странного - в течение целого века публика игнорировала все события, которые являлись вехами созревавшего процесса. Было бы действительно удивительно, если бы публика сразу оценила подлинный язык искусства, будучи воспитана на псевдоискусстве салонов.

 

К началу страницы
Содержание
Франк Ллойд Райт  Исследование пространства. Кубизм