Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. "Inland Architect", 1890, № 1. Вернуться в текст
2. Здание известно также под наименованием Мэзон Клярте. (Примеч. ред.) Вернуться в текст
3. В этом отношении оно сильно отличается от здания Барнхэма Флетайрон-билдинг, построенного в Нью-Йорке в 1902 г., с его огромным карнизом и каркасом, облицованным тесаным камнем. Вернуться в текст
4. Morrison Hugh. Louis Sullivan. - "Prophet of Modern Arhitecture". New York, 1935, p. 197. Вернуться в текст
5. По названию магазина Вулворта в Нью-Йорке, 1911-1913. Вернуться в текст
6. International Competition for a New Administration Building for the Chicago Tribune. Chicago, 1923. Вернуться в текст
7. Раймонд Худ, чья готическая башня здания "Чикаго-трибюн" была закончена в 1925 г., находился на перепутье. Он пришел к новым решениям в архитектуре, которые ясно выявились только в 1930 г. В этом году он построил в Нью-Йорке Мак-Гроу-Хилл-билдинг, в котором частично отразилось новое европейское направление. Полностью Худ проявил себя лишь в планировке Рокфеллеровского центра. Вернуться в текст
8. Wright F. L. An Autobiography. New York, 1932, p. 123-124. Вернуться в текст

 


* НА ПУТИ К ЧИСТЫМ ФОРМАМ

Архитекторы Чикагской школы применяли конструкцию нового типа - металлический каркас. В то время его называли просто "чикагской конструкцией". Илистая почва Чикаго потребовала нового конструктивного решения фундамента. Были разработаны так называемые плавающие фундаменты.

Значение Чикагской школы для истории архитектуры состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инженером и архитектором. Это разделение характеризовало все предшествующее развитие архитектуры века. С поразительной смелостью архитекторы Чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструкция и архитектура объединены в целое.

Чикагские архитекторы 80-х годов вполне сознавали смелость своих замыслов. В 1890 г. Джон Рут, создатель Монаднок-блока, сказал относительно современных конторских зданий, что "наносить на них изящный орнамент более чем бесполезно. Они своим видом - массой и пропорциями - должны дать представление о великой мощи современной цивилизации"... "Один из результатов применения приведенных мной методов заключается в разложении наших архитектурных проектов на их основные элементы. Конструкция, лежащая в основе этих зданий, стала настолько существенной, что она безусловно должна диктовать выбор внешних форм. Равным образом требования, предъявляемые к зданию с точки зрения экономичности и технологии, настолько обязательны, что все архитектурные детали должны быть соответственно видоизменены. В этих условиях мы должны работать исходя из точно определенных целей, проникнувшись полностью духом времени, чтобы таким образом придать зданию подлинно художественные формы 1. Из большого числа работ Чикагской школы мы рассмотрим только три здания, построенных разными архитекторами, в которых четко прослеживается тенденция к чистоте форм.

Здание магазина фирмы "Лейтер", 1889

Уильям ле Барон Дженни не только впервые применил "чикагскую конструкцию" при строительстве дома Страхового общества в 1884-1885 гг., но также построил в 1889 г. первое здание, в котором не было ни одной самонесущей стены, - восьмиэтажный магазин фирмы "Лейтер". С возведением этого здания чистота конструкции как будто нашла свой эквивалент в архитектуре: в здании магазина Лейтера была достигнута такая степень выразительности, что отзвуки исторических стилей имели второстепенное значение. Фасад здания универсального магазина, занимающего целый квартал, имел длину 120 м. Уильям ле Барон Дженни решил его, применив крупные и простые секции.

Каркас здания подчеркивает выразительность сооружения, выделяясь в виде гигантских квадратов на фасаде. Эти крупные остекленные плоскости отделены друг от друга только огнестойкими металлическими колоннами. Три фасада, выходящие на улицы, облицованы светло-серым гранитом, а наружные пилястры - кирпичной кладкой.

Дальнейшее использование каркаса как архитектурного средства выражения получило свое развитие в современной архитектуре. Построенный в 1932 г. Ле Корбюзье "Дом из стекла" 2 - многоквартирный дом в Женеве - представляет собой следующую стадию этого процесса.

Ле Корбюзье. Мэзон Клярте, Женева, 1930-1932

Хотя здание магазина Лейтера является, по-видимому, первым высоким зданием, в котором проявились тенденция к использованию чистых форм, в настоящее время оно известно лишь немногим специалистам. Значение этого здания заключается не в его высоте (всего восемь этажей), а в гармоничной связи конструкций с архитектурой. Здание магазина Лейтера положило начало тенденции к архитектурной "чистоте" и не должно игнорироваться историей архитектуры.

Рилаиэнс-Билдинг, 1894

Джон Рут умер в 1891 г., Даниэль Барнхэм, который с ним сотрудничал, стал работать в духе классической школы и находился под влиянием моды, господствовавшей в Нью-Йорке.

Но в 1894 г. в мастерской Барнхэма было спроектировано еще одно здание в стиле школы Джона Рута, а именно Рилайэнс-билдинг. Это была лебединая песня Чикагской школы.

Уильям ле Барон Дженни. Лейтер-Билдинг, Чикаго, 1889
Каркас как средство архитектурной выразительности

Рилайэнс-билдинг представляет собой стеклянную башню высотой 15 этажей. Цоколь выполнен из темного камня, резко контрастирующего со стеклом и глазурованным белым кафелем башни, возвышающейся над ним. Карнизы плоской крыши выполнены из тонких плиток 3.

Понадобилось десять лет практики, чтобы освоить применение "чикагских окон". В ранних конторских зданиях Чикагской школы окна эркера еще не являются неотъемлемым элементом архитектуры. В Рилайэнс-билдинг они выступают лишь настолько, насколько требуется, чтобы внутрь здания проникало больше света. Окна сливаются со стеклянными поверхностями стен.

Барнхэм и К°. Рилайэнс-билдинг, Чикаго, 1894
Своей воздушностью и чистотой пропорции это здание символизирует дух чикагской школы. Оно было в то же время его "лебединой песней"
Мис ван дер Роэ. Проект стеклянной башни, 1921

Эта стеклянная башня, сохранившаяся до сих пор, своей воздушностью и чистотой пропорций служит символом сущности Чикагской школы. Примечательно, что и это здание обычно не упоминается в истории архитектуры, хотя оно является одним из лучших сооружений, отражающих сущность XIX в.

В свое время проект небоскреба из стекла и стали Мис ван дер Роэ стал мечтой европейских архитекторов 1921 г., хотя подобного рода проекты были осуществлены в Америке за тридцать лет до этого. Рилайэнс-билдинг был предвестником будущего развития архитектуры.

Салливен, магазин фирмы "Кэрсон, Пириг Скотт", 1899-1906

В 1899 г. Луис Салливен начал работы по реконструкции универсального магазина Шлезингера и Майера. Работы были осуществлены в три очереди: в 1899 г. построена первая девятиэтажная секция около 18 м шириной; в 1903-1904 гг.- вторая 12-этажная секция шириной 46 м, идентичная по своему решению первой. Третья секция шириной 32 м была сооружена в 1906 г. Даниелем Барнхэмом, но в основном был сохранен проект, составленный для первых двух секций с немногими незначительными изменениями. Моррисон одним из первых понял значение этого здания в истории архитектуры 4.

Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются "чикагские окна", замечательные по своему соответствию рамно-каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами трчно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

Даже когда архитекторы поколения Салливена стремились к новым решениям, их иногда тянули назад традиции XIX в. Двойственность творчества, которой страдали архитекторы XIX в., чувствуется в здании фирмы "Кэрсон, Пири, Скотт". Круглая башня на углу с ее узкими вертикальными ребрами и окнами составляет контраст с характером всего здания, но она была сооружена по требованию фирмы и должна была напоминать ее прежнее деловое здание.

Около 1900 г., когда здание не было еще закончено, оно казалось уже старомодным. В это время увлекались "торговым классицизмом" нью-йоркских архитекторов, превращавших конторские здания и магазин в "дворцы коммерции". На протяжении 30 лет в стране господствовал этот "академический" стиль. В универсальном магазине Кэрсона, При, Скотта, одной из поздних работ в духе Чикагской школы, не чувствовалась в достаточной мере творческая индивидуальность Салливена. В хорошо известных зданиях Салливена - от Вейнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-1891) до Прюденшнал-билдинг в Буффало (1894-1895) и Байард-билдинга в Нью-Йорке (1897-1898) - он непрерывно усиливает значение вертикальных элементов и акцентов угловых столбов. Зодчий применяет тонкие стойки и развивает пропорции здания строго вверх, как в готических соборах.

Каркас из железа, стали или железобетона является, по существу, нейтральной пространственной сеткой. Каркасная конструкция подобно клетке полностью замыкает внутри себя определенный объем. В характерных для своего стиля зданиях Салливен выделяет вертикальные силовые линии этой сетки и подчеркивает их. В здании универсального магазина Кэрсона, Пири, Скотта нейтральное равновесие, свойственное каркасной конструкции, Салливен спроецировал на фасады здания.

Луис Салливен. Универсальный магазин Кэрсона, Пири, Скотта, Чикаго, 1899-1906
По силе и чистоте выражения это одна из лучших работ архитектора. Нейтральное равновесие, присущее каркасной конструкции, здесь выявлено сильнее, чем при применении вертикальных элементов

Влияние Чикагском школы оборвалось с наступлением волны эклектики. Творчество Луиса Салливена - крупного архитектора этой школы - наложило отпечаток на творчество архитекторов следующего поколения на Среднем Западе.(Франк Ллойд Райт был его выдающимся представителем). В течение первых десяти лет нашего века традиции Чикагской школы продолжали жить в работах некоторых молодых ее последователей: Джорджа Элмсли, Хэга Гардена, Джорджа Маера, Гриффина, Томаса Толмейджа и некоторых других. Некоторые из зданий этих архитекторов могли бы служить откровением для растущего поколения европейских мастеров. Но в самой Америке они не оказывали никакого влияния на молодых зодчих. Увражно-архитектурный метод воспитания отрывал их от принципов Чикагской школы и подавлял индивидуальность.

Конкурс на здание "Чикаго-трибюн". В 1922 г. первая премия международного конкурса на проект здания газеты "Чикаго-трибюн" была присуждена опытному американскому архитектору Раймонду Худу. К тому времени влияние Чикагской школы полностью исчезло, как будто бы она никогда не существовала. Ее принципы были вытеснены модной "вулвортской готикой" 5.

Вальтер Гропиус. Конкурсный проект здания "Чикаго-Трибюн", Чикаго, 1923
В этом европейском проекте появились элементы, разработанные чикагской школой, но независимо от ее влияния

На конкурсе было представлено много проектов из разных стран, которые сейчас дают представление об архитектуре того времени 6. Одним из иностранных участников конкурса был Вальтер Гропиус. Как жюри, так и публика должны были считать его проект здания старомодным. Безусловно, этот проект по духу был ближе Чикагской школе, чем "готическая" башня, проект которой был принят. При сравнении проекта Гропиуса 1922 г. и построенного Салливеном универсального магазина фирмы "Кэрсон, Пири, Скотт" они кажутся двумя стадиями развития одних и тех же идей. В обоих из них сетка каркаса служит основой для архитектурного выражения и неразрывно связана с ним. У них одинаково выразительные и резко очерченные поверхности фасадов. Гропиус даже применил "чикагские окна" со стационарной средней частью и узкими открывающимися створками по бокам для вентиляции. Весь проект в целом является как бы продолжением работ Чикагской школы, хотя "чикагские окна" и чикагский небоскреб были фактически неизвестны в Европе. Таковы творческие пути, которыми два мастера независимо друг от друга пришли к одинаковым решениям. Чикагская школа создала такие основополагающие архитектурные элементы, которые независимо от нее вновь появились в более позднее время 7.

Влияние всемирной выставки в Чикаго, 1893

В тот момент, когда Чикагская школа достигла мастерства в применении новых средств, созданных ею, ее дальнейшее развитие и влияние внезапно оборвалось. Событием, которое непосредственно послужило поводом для этого процесса, была Всемирная выставка в Чикаго 1893 г. Но силы, уже действовавшие в этом направлении, проявились намного раньше в других районах страны.

В XIX в. американская архитектура подпадала под самые различные влияния. Самым сильным из них было влияние "торгового классицизма", развивающегося на востоке страны.

Выставка 1893 г. вызвала восхищение публики и большинства архитекторов. Однако некоторые европейские наблюдатели отнеслись к ней более скептически. Так, известный бельгийский специалист - инженер Вирендель - считал "гипсовую архитектуру" выставки и продолженные конструктивные решения провинциальными и слабыми.

Однако к отдельным голосам американцев, протестовавших против развращения вкуса публики псевдовеликолепием выставки, не прислушивались. Салливен с горечью констатировал, что "последствия ущерба, который причинила стране Чикагская выставка, будут ощущаться не менее чем в течение полувека". Это было точным предсказанием того, что произошло впоследствии.

Влияние Французской Школы изящных искусств. Престиж Парижской выставки 1889 г. обусловил доминирующую роль Французской Школы изящных искусств на Чикагской выставке. Составитель биографии Джона Рута сказал: "В то время мало кто мог думать о соперничестве с французами. Их художественные способности и опыт заставляли нас сомневаться в собственных силах. Мы должны были организовать большую американскую выставку, но в отношении ее планировки и экспозиции должны были считаться с превосходством французского вкуса". В поисках образцов красоты американские устроители выставки обратились к Франции. Но это были образцы самого упадочного периода французского зодчества. Крупные американские архитекторы, как, например, Барнхэм (которые подняли Чикагскую школу до уровня, намного превосходившего традиции Школы изящных искусств), вели себя как послушные дети в присутствии французских мастеров. Только Салливен не сдавался. Но после того как он построил павильон Транспорта для Чикагской выставки, его популярность как архитектора была утрачена.

Нью-Йоркский "торговый классицизм". "Торговый классицизм" начал развиваться начиная с 80-х годов и достиг расцвета в Нью-Йорке, однако признание по всей стране он приобрел лишь после Всемирной колумбийской выставки 1893 г. Влияние "торгового классицизма" на американскую архитектуру в целом стало особенно сильным после окончания выставки. Еще в 80-е годы многие американские архитекторы учились в парижской "Эколь-де-бо-зар". В своей "Автобиографии" Райт пишет, что он был очень близок с Салливеном и под влиянием последнего стал отрицательно относиться к Французской Школе изящных искусств 8, не согласившись, в частности, на уговоры Барнхэма "поехать на выучку к французам".

 

К началу страницы
Содержание
Чикагская школа  Франк Ллойд Райт