Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Bode Wilhelm. Moderne Kunst in den Vereiningten Staaten. Kumstgewerbeblatt; S. 115-117. Вернуться в текст
2. До настоящего времени дом европейца является в большей или меньшей степени его крепостью. До 30-х годов двери были очень тяжелыми и, как правило, заперты. Раздвижные двери никогда не выходили в вестибюль, они соединяли лишь комнаты между собой. В американских домах у половины дверей нет ключей, а стенные и платяные шкафы не имеют замков. Европейские окна снабжены ставнями и занавесками, которые с наступлением темноты закрывают, а в Америке нет ни того, ни другого. Американец редко ставит забор вокруг своего дома. "Гараж при современном уровне производства автомобилей больше не нужен, - сказал Франк Ллойд Райт в 1938 г., - вполне достаточно навеса с двумя стенами и крышей" ("Architectural Forum", 1938, № 1, с. 79). Вернуться в текст
3. The House hhat Jill Built. New York, 1882, p. 82. Вернуться в текст

 


* ПЛОСКИЕ ПОВЕРХНОСТИ В АМЕРИКАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Мы говорили раньше об архитектуре как об организме, живущем свой собственной непрерывной жизнью. Мы отмечаем также, что сегодня нас интересуют главным образом те влияния, которые связывают между собой отдельные периоды в архитектуре. Тенденции в развитии архитектуры, которые распространялись и развивались на протяжении многих эпох, интересуют нас больше, чем история стилей, поскольку стиль является специфическим аспектом данного периода, отличающим его от других. Импортированные в Америку "исторические" стили совершенно не дают представления о действительном архитектурном прошлом страны.

В течение 80-х годов европейская архитектура все больше и больше теряла свое значение. Чем больше архитекторы цеплялись за исторические формы в поисках спасения, тем беспомощнее становились их произведения. Всего за 50 лет все архитектурное наследие XVIII и начала XIX в. было утеряно в сумбуре быстро меняющихся стилизаторских имитаций. Внутреннее беспокойство и неуверенность этого периода проявлялись в отсутствии гармонии при моделировании стен и формировании плана сооружений.

Весь организм архитектуры был фатально поражен тяжелой болезнью.

Независимость Америки от Европы проявилась и в развитии новых и логичных форм орудий труда и мебели, и в гибкой и свободной планировке американского дома. В равной мере и стена в Америке сохранила свое единство и равновесие в период, когда в европейской архитектуре существовали неуверенность и неразбериха. В Америке, правда, был создан в эти годы ряд архитектурных сооружений, производящих впечатление гротеска. Но, в противоположность Европе, связь с основополагающими элементами архитектуры здесь никогда полностью не терялась. Возможно, этим объясняется тот факт, что новые решения архитектурных проблем были найдены в Америке раньше, чем в других странах.

Кирпичная стена. Плоская поверхность - гладкая деревянная стена, стена из кирпича или камня - всегда была важным элементом американской архитектуры. Частично это упрощение было вызвано необходимостью простого архитектурного решения из-за нехватки квалифицированной рабочей силы, а частично это служило продолжением традиции конца XVIII в. Решение плоскости кирпичной стены в георгианском стиле было воспринято из XIX в - в то время как деревянные дома сохранили верность традиции первых поселенцев.

Кирпичная стена, чтобы быть дешевой, должна быть гладкой и простой. Такие простые кирпичные стены характерны для американского пейзажа; они появились в усадьбах Новой Англии в конце XVIII в., в небольших зданиях вдоль главных улиц во всех городах периода гражданской войны. Простая кирпичная стена твердо вошла как основной элемент в архитектуру, когда в 70-х годах XIX в. начал свою работу такой талантливый архитектор, как Генри Хобсон Ричардсон. Примером такой исключительно гладкой стены в Европе может служить Амстердамская Фондовая биржа, построенная Берлаге. Но Фондовая биржа была построена на 20 лет позже. Европа 70-х годов совсем не знала плоских кирпичных поверхностей, какими пользовался Ричардсон.

Франк Ллойд Райт тоже с самого начала стал использовать гладкую кирпичную стену. Ему не нужно было, в отличие от ван де Вельде и Орта, ни бороться против украшательства стены, ни изобретать стиль модерн.

Деревянная стена. Стены деревянных домов в еще большей степени, чем стены кирпичных зданий, несли на себе отпечаток традиции XVIII в. Простая стена с обшивкой досками вразбежку на протяжении трехсот лет со времен первых колонистов до настоящего времени непрерывно служила составной частью конструкции здания. Такие обшивные доски использовали и в Англии, но только для скромных фермерских домов. В Америке они преобладали во всех деревянных зданиях от простой хижины до прекрасных усадеб, церквей и городских домов. По другую сторону Атлантики такие решения стены, которые сохранились бы на протяжении трехсот лет, совершенно неизвестны.

Применение обшивных досок автоматически влечет за собой простое оформление стены.

Каменные стены. В тех штатах, где строительным материалом служил камень, стены обрабатывались с такой же простотой. Мы встречаемся с тщательной отделкой стен в штатах Новой Англии. В особенности этим отличаются гранитные стены домов пуританской общины шейкеров, гранитные склады вдоль набережных Бостона и конторские здания Бостона 50-х и 60-х годов.

Эти конторские здания с рустованными стенами имеют типичные гладкие поверхности, отличающиеся лаконизмом деталей.

Склады, построенные раньше, в 40-х годах, сложены из огромных блоков грубо отесанного гранита, но ничего общего не имеют со зданиями Флоренции или Микен. Их впечатляющая строгость объясняется тем, что гранит, поступавший из близлежащего карьера в Квинси, позволял оконные и дверные рамы вырезать на месте сплошными из одного куска камня.

Ричардсон был студентом в Гарварде в то время, когда строились эти конторские здания. Позже он поехал в Париж и когда вернулся, то уже находился под влиянием европейской архитектуры.

Магазин фирмы Маршалла Филда. Построенный в 1885-1887 гг. оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго был лучшей работой Ричардсона. Это здание с массивными каменными стенами занимает особое положение в истории развития Чикаго в целом. Прежде всего оно стимулировало работу Чикагской школы, а отдельные характерные черты этого сооружения нашли отражение в других зданиях, сооруженных в деловом квартале Чикаго в 80-х годах.

Критика Луисом Салливеном архитектуры того времени была в равной степени строгой и обоснованной. Однако магазин Филда он считал оазисом в пустыне.

В архитектуре этого здания, по-видимому, отразились первые впечатления Ричардсона от стен из неотесанного шероховатого камня. Гладкая массивная каменная стена была с самого начала одним из основных элементов американской архитектуры - от фортификационных сооружений периода революции до торговых зданий времен студенческих лет Ричардсона в Гарварде. Выразительность этого здания может быть объяснена его романским стилем, и в то же время она носит чисто локальный характер, вытекающий из художественного преобразования элементов, возникших на американской почве.

Г. Г. Ричардсон. Оптовый магазин Маршалла Филда, Чикаго, 1885
Лаконичная строгая стена выдержана Ричардсоном в духе американской традиции

Гибкий свободный план

Со времен появления первых поселенцев в американской архитектуре проявилась одна тенденция: план американского дома разрабатывался с учетом возможного расширения, в зависимости от новых социальных и экономических требований. Такой подход находился в резком противоречии с европейской традицией. С самого начала европейский фермерский дом планировался как солидное здание кубической формы. Иногда дом оставался внутри незаконченным с тем, чтобы последующие поколения могли расширять его в соответствии со своими требованиями.

В домах Новой Англии, сохранившихся от XVII в., можно еще сейчас увидеть, каким образом осуществлялось это давление новой площади к уже существующей. Все эти деревянные дома, построенные из тяжелых бревен, вначале состояли из одного или двух этажей, причем весь первый этаж занимало одно помещение. Следующее поколение могло расширять дом вверх и вширь. Над всеми пристройками воздвигалась довольно асимметрично новая крыша. Весьма распространенной была пристройка крыльев дома. Из такого рода планирования развился L-образный план нижнего этажа, который послужил первым шагом в направлении гибкого, свободного плана. Не всегда дома расширяли. Иногда они оказывались слишком большими для последующего поколения, и их, наоборот, уменьшали в объеме. В конце XVIII в. люди, не колеблясь, разрезали на части каркас дома из крепкого дуба. Затем эти части транспортировали на новую строительную площадку и собирали вновь, внося некоторые требующиеся изменения и расширения. Дом на Честнат-стрит, 34 является примером применения этого метода, хотя, вероятно, это трудно предположить. Этот особняк, который воспринимается как единое целое, в действительности был построен из трех секций. "Это единственный дом, стоящий сейчас на Честнат-стрит (Салем, Массачусетс), который не был построен здесь, а "переехал" из другого места. Первоначально он составлял часть дома, отстоящего на много километров от Честнат-стрит, и в 1824 г. был привезен на колесах в виде двух отдельных частей". Архитектор добавил среднюю часть здания с окном в палладианском стиле, изменив и приспособив его к так называемой палладианской, или академической, планировке, которая была модной в то время.

В 1893 г. после посещения Всемирной выставки в Чикаго В. Боде отметил: "Современный американский дом внутри полностью оборудован не только в соответствии с индивидуальными требованиями, но прежде всего в полной мере со своеобразными привычками и потребностями американца. Тот факт, что это определенно и ясно выражено, - большое преимущество архитектуры США перед немецкой архитектурой" 1.

В Америке в большей степени, чем в Европе, сохранилась непрерывная связь с архитектурным наследием прошлого.

Американские интерьеры 90-х годов. В американской литературе 60-х и 70-х годов встречаются указания на самые различные влияния, оказываемые на архитектуру страны Англией, Германией, Францией, Испанией и восточными странами. Однако это влияние было недолгим. Гибкая трактовка плана дома, обычная в Америке со времен колонизации, является одним из основополагающих принципов американской архитектуры. Говорят, что в Америке мнения часто меняются быстрее, чем где-либо. Но это не относится к строительству домов. Америка росла непрерывно. Ее развитие было более систематическим, чем Европы, и она проявила гораздо большую энергию, чтобы развить новый принцип строительства из давно существующей архитектурной традиции. "Комнаты в американских домах, расположенные вдоль холла, имеют большие раздвижные двери или перегородки - часто в половину ширины соответствующих стен, и эти двери почти всегда открыты 2. Таким образом сразу можно увидеть, что делается во всех комнатах дома".

Европейские многоквартирные дома, к которым привык Боде, с их очень высокими потолками, темными, заставленными мебелью комнатами, роскошной отделкой стен представляли резкий контраст американскому интерьеру. "В Америке, - как отмечает Боде, - комнаты, по нашим понятиям, низкие, они не заставлены мебелью, а стены и потолки окрашены в светлые тона". Это именно те элементы, которые европейские архитекторы после упорной борьбы стали позже внедрять в своих странах.

Функциональное проектирование в 70-х годах. В популярной литературе по строительству 70-х годов подтверждаются сведения, приведенные Боде. Метод, каким авторы этих книг подходят к проблеме дома, поразителен для того времени. Вместо обсуждения деталей, как можно было ожидать, дом рассматривается как единое целое.

Авторы проектировали дома не в каком-то определенном стиле, а в зависимости от функционального назначения: дом для молодоженов, для доктора, состоятельных дельцов и даже однокомнатные дома для одиночек.

Особый интерес представляет дом для одиночки, например для старой девы, которая точно знает, чего она хочет. "Дом должен состоять из одной комнаты с четырьмя стенными шкафами: для шелковых платьев, посуды, зонтиков и обуви". Компактная планировка, которая должна удовлетворять этим требованиям, и экономное использование пространства напоминают проекты дешевых квартир Ауда 20-х годов.

Функциональное направление в архитектуре, которое возобладало в Европе лишь в 20-х годах нашего столетия, проявляется особенно ярко при решении ранними американскими проектировщиками кухни Гарднера. Кухня длинная и узкая, "вдоль стены имеется большое свободное пространство, расстояние между плитой и кладовой для провизии минимальное. Окна расположены с противоположных сторон, что обеспечивает хорошую освещенность и сквозное проветривание" 3.

Е. С. Гарднер. Загородный дом. План, 1882 Е. С. Гарднер. Однокомнатный дом. План

Типичный американский дом имеет мало внутренних перегородок. Эта тенденция объединить различные комнаты и обеспечить по возможности свободное пространство иногда проявлялась в применении различных уровней пола, как, например, в некоторых крупных домах XIX в. в стиле классического Возрождения.

Формирование гибкого плана. Внешние формы американских домов в XIX в. отражали бывшие в то время модными стили: романский, викторианский, французского Возрождения, или классический. Однако план в общем сохранился прежним. Гибкий, свободный план американских домов не был связан с именами крупных архитекторов. Так же, как инструменты и патентованная мебель, он не имел автора. Райт нашел готовые основные элементы гибкого плана, а Ричардсон придал новое художественное значение этому виду проектирования в своих домах начала 80-х годов, особенно в домах, построенных около Чикаго и в Новой Англии. Но сам по себе гибкий план в целом - это продукт развития американской архитектуры.

 

К началу страницы
Содержание
Деревянный каркас здания и индустриализация  Чикагская школа