Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Патентованную мебель стали впервые выпускать в Англии в начале XIX в. Томас Шератон, известный публике благодаря стилю, носящему его имя, возможно, в настоящее время имеет еще большее значение как один из первых мастеров-краснодеревщиков, интересовавшийся производством "патентованной" мебели (кресла и охотничьи стулья, кресла-кровати, столы, которые могут быть превращены в высокую конторку, передвижные этажерки и т. п.). Американские фабриканты мебели подхватили эту идею, которая в Европе была предана забвению, и разработали оригинальные решения. Американская "патентованная мебель" XIX в. по стилю близка тенденциям 20-х годов нашего века. Вернуться в текст
2. Gropius Walter. Die Kunst in Industrie und Handel. Jena, 1913; S. 21. Вернуться в текст

 


Часть V. РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

* ЕВРОПА НАБЛЮДАЕТ ЗА АМЕРИКАНСКИМ ПРОИЗВОДСТВОМ

Впервые европейская общественность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на 1-й Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы. Проницательный Лотер Бухер обращает внимание на "настольные часы с отлично продуманным механизмом и простыми футлярами из орехового дерева, на стулья - от простых деревянных рабочих скамей до кресел, совершенно лишенных пышной резьбы по дереву, которая царапала наши руки и рвала одежду. Все американское бытовое оборудование соответствует своему назначению и проникнуто духом комфорта".

Французский наблюдатель Леон де Лаборд видит в американцах "промышленную нацию, которая становится художником". Он добавляет, что "Америка пойдет своим собственным путем".

Готфрид Земпер высказывает подобное же мнение. Земпер - немецкий архитектор, как и Рихард Вагнер, был выслан из Германии за революционную деятельность. Земпер был одним из основателей первой английской школы прикладного искусства в 1851 г. в Лондоне. Он писал: "...несмотря на то, что на выставке было представлено очень мало предметов, имеющих художественное значение, все же можно сделать вывод, что в Америке возникает подлинно национальное новое искусство".

Американцы показали парту с чугунными опорами, в которой все было тщательно приспособлено к возрасту ученика, характеру занятий и анатомическому строению. Такую мебель - большая часть ее производилась в районе Новой Англии близ Бостона - стали изготовлять в результате 20-летней борьбы за лучшее школьное оборудование, которая началась в 1830 г.

Четверть века спустя, на Филадельфийской выставке 1876 г., европейские наблюдатели разбились на два лагеря. Те, кто рассчитывал найти в американских экспонатах европейские формы, были разочарованы. Они не нашли, по словам Якоба фон Фальке, "ни мебели, ни обивки для мебели, ни стеклянных или фаянсовых изделий, которые привлекли бы наше внимание своим вкусом, красками или красотой". Полное отсутствие украшений на некоторых предметах для ежедневного употребления, которые согласно мнению фон Фальке, должны быть богато украшены, "показывают, в каком печальном состоянии находится американский художественный вкус".

В данном случае европейский наблюдатель - директор Берлинского музея прикладных искусств - порицал характерную черту, придававшую американской продукции индивидуальность, в которой заключалось ее значение для будущего, - а именно простоту.

С другой стороны, наблюдатели, судившие не с предвзятых позиций, были поражены "красотой формы, которую придают американцы своим инструментам и машинам". Ф. Рело, хорошо известный ученый, возглавлявший немецкую делегацию на выставке, говорит об этом в своих "Письмах из Филадельфии" 1876 г.: "Топоры, большие ножи, мотыги, охотничьи ножи, молотки и т. д. выполнены с таким разнообразием и так красивы, что не могут не вызывать восхищения и удивления. Они настолько хорошо соответствуют своему назначению, что кажется, будто бы предвосхищают наши потребности".

В музее Виктории и Альберта в Южном Кенсингтоне хранится каталог чикагской фирмы скобяных товаров 70-х годов XIX в. При взгляде на четкую и точную форму инструментов становится ясно, почему европейцы были так поражены.

Юлиус Лессинг, первый директор упомянутого Берлинского музея, увидев американские инструменты на Международной выставке в Париже в 1878 г., испытал, по его словам, такое же сильное эстетическое удовольствие от экспонируемых американских топоров, как от настоящего произведения искусства. Он отметил красоту линии, которая была достигнута "не украшениями, а одной только формой топора, удобной для человеческой руки и сообразной с движением человеческого тела при пользовании им...".

Лессинг идет дальше. Он отмечает удивительное сходство между этими инструментами и наиболее красивыми первобытными каменными и бронзовыми орудиями труда. В то же время он рассматривает как "достойный сожаления регресс любую попытку американцев подражать европейским художественным формам".

В официальном французском отчете о выставке 1876 г. отмечается, что для американской мебели в отличие от европейской характерно использование плоских поверхностей и меньшее количество деталей. Французский отчет доказывает, что в Америке создан новый стиль, который проявляется во всех формах прикладного искусства. Насколько эти изделия были типично американскими в глазах европейцев, говорит то, что последние применили для их характеристики специальный термин - "стиль пульмановского вагона".

На всемирных выставках появилась искусно сделанная и дорогая мебель. Так, на Парижской выставке демонстрировался французский буфет, оцененный в 20 тыс. долларов. Американские экспоненты, особенно после 70-х годов, предпочитали выставлять так называемую патентованную мебель. В каталоге американских экспонатов на Парижской выставке 1878 г., озаглавленном "Дешевая и модная мебель, все виды изделий", дан перечень: Перфорированные сиденья к венским стульям, откидные пружинные диваны-кровати, складные стулья (они раскладываются в шезлонг), качающаяся колыбель, детская кроватка и т. д. 1

Все эти вещи были созданы как раз в то время, когда европейская мебель - фактически монтаж из исторических стилей - начала оказывать влияние на американских фабрикантов мебели.

Во время Всемирной выставки 1893 г. в Чикаго Лессинг установил, что все награды были присуждены богато орнаментированным европейским изделиям. Он пишет: "Здесь мы увидели домашнюю утварь и инструменты, выполненные в том же стиле, что и наши железные конструкции, пароходы и вагоны. Здесь мы встречали предметы домашнего обихода, сделанные просто, воздействующие своей формой непосредственно на чувства, предметы, которыми любуешься. Они доставляют глазу чувство удовлетворения, которое может дать только красота". Можно привести высказывание еще одного зоркого европейского наблюдателя - Гропиуса. В 1913 г., как раз после того, как было закончено строительство завода "Фагус", он написал статью о развитии архитектуры современных промышленных зданий. Здесь же он говорит о естественной красоте американской промышленной архитектуры. "По сравнению с другими европейскими странами Германия ушла далеко вперед в области промышленной эстетики при строительстве заводов. Но в Америке, где зародилась промышленность, имеются большие промышленные сооружения, которые своим величием превосходят даже лучшие немецкие здания этого типа. Зерновые элеваторы Канады и Южной Америки, башни для угля на больших железнодорожных линиях и самые современные заводы промышленных трестов Северной Америки производят почти такое же впечатление своей монументальностью, как и сооружения древнего Египта. Архитектурный облик этих сооружений настолько выразителен, что любому наблюдателю сразу становится ясным их назначение. Впечатление от этих зданий основано не на величине их физических размеров - и не в этом следует искать источники их монументальности, а на естественном и ясном понимании создателями данных сооружений значения самостоятельности и чистоты сдержанных организационных форм 2.

 

К началу страницы
Содержание
Железобетон и его влияние на архитектуру  Структура американской промышленности