Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Nystrom К. N. Economics of Retailing. New-York, 1932, p. 1-7. Вернуться в текст
2. Nystrom К. Н. Economics of Reailing. New York, 1932, p. 132. Вернуться в текст
3. Boileau L. A. Les Magasins au Bon Marche. - "Encyclopedic d'architecture", 1880, p. 184. Вернуться в текст

 


* НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ - НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

В XIX в. начали появляться типы зданий, не имевшие аналогов в архитектуре прошлых веков. Их очертания были непривычны, они были порождены новыми требованиями, предъявляемыми к застройке больших городов.

Крытые рынки

Рынок "Мадлен", Париж, 1824. Одна из возникших проблем нашла свое решение в огромных крытых рынках. Самое раннее из этих сооружений, заслуживающих рассмотрения, это крытый рынок "Мадлен", построенный в Париже в 1824 г. Изящество его тонких чугунных колонн напоминает фрески Помпеи. Легкость конструкции не нарушается никакими чисто декоративными дополнениями. Это одна из самых первых попыток инженеров XIX в. разработать новые методы конструирования, которые позволили бы сочетать изящество решения с экономией материала.

Хангерфордский рыбный рынок, Лондон, 1835. Сооружение крытого рынка в Лондоне в 1835 г. на месте старинного Хангерфордского рыбного рынка представляет собой некоторый шаг вперед, если говорить только о его конструкции.

Применение деревянных элементов в этом сооружении было запрещено из санитарных соображений. Обусловленные этим чугунные конструкции заслуживают особого внимания, поскольку их пролет достаточно велик - 10 м, а покрытие обладает элегантностью, присущей сооружениям позднейшего периода. "Главная особенность этой конструкции, - согласно появившемуся в 1836 г. сообщению, - заключается в отсутствии промежуточных опор и связей". Здесь мы встречаемся с приемом, когда плоскость кровли имеет уклон внутрь для отвода дождевой воды через полые колонны.

Большой рынок в Париже, 1855. Большой парижский рынок, строительство которого началось в 1853 г., - наиболее интересный и оригинальный объект из всех, которые мы сейчас рассмотрели. Его влияние на будущую архитектуру было наиболее сильным. Этот крытый рынок, запроектированный для обслуживания многомиллионного населения города, был частью великой реконструкции Парижа, осуществлявшейся Османом. Большой рынок состоит из двух групп павильонов, соединенных крытыми пассажами. Автор проекта, Виктор Бальтар, не может быть причислен к великим архитекторам. Его первая попытка создания рынка - кирпичного павильона, построенного им в 1851 г., - вызвала столь настойчивые протесты со стороны общественности, что только что вступивший в должность префекта Осман приказал разрушить это сооружение. Лишь прямое указание Наполеона III и Османа заставило "академика" Бальтара обратиться к железным конструкциям. Наполеон III, находившийся под сильным впечатлением недавно построенного Восточного вокзала, решил, что подобное покрытие типа зонта - именно то, что требуется для задуманного крытого рынка. "Мне нужны огромные зонты и ничего более". А префект Осман грозил Бальтару: "Обязательно железо! Обязательно железо! Ничего кроме железа!" Окончательный проект, который Бальтар разработал в условиях непрекращающегося давления на него, представлял собой нечто вроде лоскутного одеяла, сшитого из несколько видоизмененных обрывков чужих идей. Но, несмотря на это, он оказал значительное влияние на позднейшие работы. Новый вариант рынка - здание, целиком выполненное из стекла и металла. Оно поразило Наполеона III, когда Осман демонстрировал императору проект. "Возможно ли, - спросил тот, - чтобы один и тот же архитектор спроектировал два столь разительно отличающихся друг от друга здания?" "Архитектор тот же, но префект теперь другой", - ответил Осман.

Универсальные магазины

Универсальные магазины являются продуктом индустриального века, они возникли в результате развития массового производства и утраты непосредственного контакта между производителем товара и его потребителем, что также явилось следствием индустриализации.

Как и крытые рынки, железнодорожные вокзалы и выставочные павильоны, универсальные магазины появляются в связи с ростом населения городов, ускорением темпа жизни и увеличением потребности в дешевых товарах.

Название "универсальный магазин" (первоначально "дом товаров") начинали все чаще применять для обозначения торговых предприятий вместо употреблявшегося раньше термина "лавка". Первые магазины, появившиеся в 60-е годы в Париже, представляли собой просто места складирования товаров в больших количествах для дешевой розничной продажи. Будучи предназначенным для этой цели, универсальный магазин - подобно книгохранилищам библиотек или крытым рынкам - должен был обеспечить широкий и беспрепятственный обзор товаров, максимальную степень освещенности и достаточно большое пространство для свободного передвижения покупателей. Все эти требования могли быть удовлетворены с помощью новых средств, которые были в распоряжении строителей.

Магазин "Бон Марше" в Париже часто упоминался как первый в мире универсальный магазин 1.

Относительно американских универсальных магазинов никто не может точно указать, когда и где был открыт первый магазин такого типа. Мы можем лишь обрисовать общие типы, из которых развился этот важный институт нашей экономической жизни.

Еще до наступления 40-х годов XIX в. в таких торговых центрах, как Бостон, Сент-Луис и Нью-Йорк, были построены "коммерческие здания", как их тогда называли. Эти здания включали в себя рад лавок, расположенных под одной крышей. Здания были спланированы таким образом, что две, три или большее число торговых точек могли быть соединены вместе, образуя единое торговое предприятие. Владельцы этих зданий сдавали отдельные магазины в аренду как оптовикам, так и розничным торговцам. Бостонские коммерческие здания, пакгаузы, конторы оптовой торговли на набережной Сент-Луиса и "вашингтонские магазины" в Нью-Йорке являются типичными зданиями универсальных магазинов на той стадии развития.

В 40-х годах Бостон - процветающий торговый центр Новой Англии - располагал одним из крупнейших магазинов по продаже дешевого готового платья. Это был так называемый Дубовый зал с годовым оборотом в 500 тыс. долларов.

Американские магазины, развившиеся из подобных прототипов, весьма отличаются от ранних европейских универмагов, которые специализировались на продаже тканей. Готовая одежда вначале в них не продавалась.

Среди экономистов господствует мнение о том, что гигантские универсальные магазины появились не ранее начала 60-х годов 2.

Американские универсальные магазины развились из больших семи- и восьмиэтажных пакгаузов, которые получили широкое распространение во второй половине XIX в. Многоэтажные английские пакгаузы, построенные манчестерским инженером Уильямом Фэрбэрном в 1845 г., представляют собой один из первых примеров такого рода зданий.

Несколько позднее Джеймс Богард применил систему конструкций из чугуна, которая позволила возводить из сборных элементов сравнительно высокие дома типа пакгаузов. Магазин "А. Т. Стюарт" в Нью-Йорке, который относится к числу первых больших универсальных магазинов, представляет собой именно такого рода конструкцию. Здание в первоначальном своем виде существует до сих пор.

Огромные универсальные магазины, построенные в Чикаго в конце 80-х годов, обладающие обширной площадью ничем не разгороженных торговых залов, также относятся к типу пакгауза: например, здание фирмы "Лейтер" (1889) и здание фирмы "Фэйр" (1891).

Магазин "Бон Марше", Париж, 1876. Первым современным универсальным магазином из стекла и металла, пронизанным насквозь солнечным светом, был магазин "Бон Марше" в Париже. Он составлял резкий контраст с пакгаузным типом магазина. Его этажи были искусно освещены. "Бон Марше" был созданием инженера Эйфеля и архитектора Л. А. Буало (сына одного из пионеров использования чугуна в архитектуре во Франции). Буало понимал, что "толстые несущие стены непригодны для здания такого типа, а допустимы только стойки небольшого диаметра. И они должны обеспечивать надежность конструкции" 3. Первый этаж здания украшают огромные стеклянные поверхности сплошного ленточного остекления. Стеклянный навес образует непрерывную линию, проходящую вдоль фасада над витринами. Он усиливает впечатление, производимое огромными поверхностями витрин.

Эйфель и Буало. "Бон Марше", Париж, 1876. Вид на пассажи магазина
Творческая фантазия архитекторов XIX столетия легко сочетала конструкцию стеклянного фонаря, переходных мостиков из чугуна, стройных чугунных колонн и эклектичных декоративных форм
Эйфель и Буало. "Бон Марше". План первого этажа
Площадь равна 2791 м2. "Ажурное" решение пространства интерьера типично для французских торговых зданий

Углы магазина выполнены в виде павильонов, напоминающих круглые башни французских замков. Создатели позднейших образцов торговых зданий не сумели обойтись без повторения этого приема. Мы вновь видим подобное решение в здании магазина гравюр Поля Седилле, построенном в Париже в 1881-1889 гг. Даже в магазине Карсона, Пири и Скотта, построенном в Чикаго Луисом Салливеном около 1900 г., углы магазина до некоторой степени напоминают павильон.

Интерьер магазина "Бон Марше" несет на себе печать таланта великого конструктора Эйфеля. Площадь магазина, составляющая 2700 м2, разделена на ряд помещений со стеклянной кровлей. Переходы из одного помещения в другое облегчены наличием высоких чугунных мостиков, подобных тем, которые применял Лабруст почти двумя десятилетиями раньше в книгохранилище Национальной библиотеки.

Никогда раньше свет не вливался внутрь магазина такими сверкающими потоками. Творческая фантазия архитекторов XIX столетия проявилась в сочетании стеклянных зенитных фонарей с воздушными мостиками из чугуна, стройными чугунными колоннами и забавным орнаментом элементов декора, столь характерными для той эпохи. При всем этом многообразии магазин "Бон Марше" в целом производит впечатление простоты и строгости.

Архитектурная помпезность, призванная привлекать массы покупателей и служить рекламой, здесь еще отсутствует.

Эйфель и Буало. "Бон Марше". Стеклянная кровля фонаря.
Это смелое произведение "стеклянного зодчества" невозможно было увидеть с улицы

Огромная масса света, врывающаяся внутрь здания сквозь изящные воздушные конструкции, как бы предвосхищает тенденции современной архитектуры. Через 50 лет после того, как Эйфель построил "Бон Марше", того же "радостного" эффекта от игры света, проникающего сквозь ажурную пространственную конструкцию, добился Ле Корбюзье путем взаимопроникновения наружного и внутреннего пространства.

Решение технических проблем Эйфелем можно оценить, рассматривая снаружи крутую стеклянную крышу зенитных фонарей, расположенных над торговыми залами-пассажами.

Переходные мостики фантастическим образом повисли в воздухе над наклонными плоскостями этой стеклянной кровли. Девятнадцатый век сознавал, что он не обладает теоретическими знаниями для создания подобных конструкций, и тем не менее он осуществляет их в натуре - это истинное бесстрашие! С этого времени различные функциональные элементы из железа и бетона стали появляться на фасадах зданий в незамаскированном виде, украшая их своей естественной выразительностью. Это относится в первую очередь к бесчисленным железнодорожным вокзалам и промышленным зданиям.

 

К началу страницы
Содержание
Анри Лабруст, конструктор-архитектор (1801—1875)  Большие выставки