Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. За несколько лет до этого Виктор Луи создал последний большой театр, построенный в Бордо, в котором пространственные соотношения различных частей мастерски выдержаны. У Виктора Луи было несколько прекрасных гравюр этого театра. Вернуться в текст
2. Ширина проезжей части (вмещающей шесть рядов автомобилей) 18 м. Грузоподъемность двух тросов 19 500 т. Вернуться в текст

 


* ЖЕЛЕЗО

Применение железа до периода индустриализации. Как известно, железо не новый материал, его применение восходит к доисторическим временам. Его использовали, но очень ограниченно в больших сооружениях античности. Как греки, так и римляне предпочитали пользоваться бронзой из-за ее большой устойчивости к воздействию погоды. Строители эпохи Возрождения также не очень верили в железо в качестве строительного материала. Так, мы обнаруживаем, что Леон Баттиста Альберти, флорентийский архитектор и теоретик кватроченто, рекомендует отдавать предпочтение материалам, которые можно использовать в их естественном виде, сравнительно с материалами, которые изготовлены человеком. Железное кольцо, которым Микеланджело охватил купол св. Петра, следует рассматривать только как элемент крепления. Слабая устойчивость к воздействию атмосферных условий и отсутствие классических примеров применения железа - не единственные соображения, из-за которых железом пользовались мало в любых конструкциях. Затруднение также было и в том, что его можно было изготовлять в сравнительно небольших количествах.

Железо как новый материал. С начального периода индустриализации производства железо приобрело совершенно новое значение. Для производства металла промышленным способом требовалось определенное понимание его молекулярного строения. Но до последней четверти XIX в. не существовало еще соответствующего оборудования и научные знания не достигли такого уровня, чтобы можно было исследовать молекулярную структуру материалов. История железа является поэтому соответственно частью истории химии, физики и исследований в области сопротивления материалов. Такие исследования, которые сделали возможным промышленное производство железа, превратили его в нечто равнозначное новому природному материалу.

Первые железные конструкции в Англии

Индустриальные методы производства железа. В первой половине XVIII в. Абрахам Дерби начал эксперименты по производству железа в плавильной печи, применяя не древесный уголь, а кокс.

Впоследствии семья Дерби успешно выплавляла железную руду. Около 1740 г. Дерби стал применять уголь, чтобы получить чугун такого качества, из которого можно было ковать железные чушки. С тех пор стало возможным массовое производство железа.

Первоначально новым материалом пользовались только в машиностроении. Когда Джон Смитон, известный инженер, один из противников Джеймса Уатта впервые применил в 1755 г. чугунный инструмент, он говорил об этом как о "совершенно новой области использования чугуна". Но уже при Дерби третьего поколения наступило время, когда чугун можно было применять в целом ряде совершенно новых областей. В 1767 г. были отлиты первые чугунные рельсы, а в начале третьей четверти века был сооружен чугунный мост через р. Северн.

Мост через р. Северн (1775-1779). Этот мост - один из самых смелых экспериментов в области применения нового материала. Идея моста возникла, по-видимому, в 1773 г. у Джона Вилькинсона - "искусного мастера железных изделий" и у Дерби-третьего. Вилькинсон изобрел станок для сверления цилиндров, что дало возможность Уатту создать паровую машину. Мост, построенный в течение 1775-1779 гг., состоит из одной полуциркульной арки с пятью параллельными чугунными ребрами пролетом 30 м и стрелой арки 15 м. Поскольку река Северн во время паводка разливается, то мост должен быть очень прочным. Он был изготовлен на заводе Дерби в Колбрукдейле, единственном заводе, который мог отлить арки таких больших размеров, состоящие только из двух частей.

Проект моста не преследовал художественных целей и в архитектурном отношении не представляет большого интереса. Если сравнить его с законченной несколькими годами раньше церковью Четырнадцати святых, то хотя она и стоит на высшем уровне, достигнутом архитектурой той эпохи, ни одна из ее характерных черт не предвосхищает будущее архитектуры. А этот простой мост, хотя и не представляет интереса как произведение искусства, открыл путь для событий большой важности.

Сандерлендский мост

Строительство Сандерлендского моста (1793-1796) для своего времени было одним из самых смелых экспериментов. Еще в 1786 г. Томас Пейн, известный американский политический писатель, показал Франклину модель моста, выполненную по его собственной системе из чугунных деталей. Франклин, понимая трудности, с которыми было сопряжено осуществление такой работы в Америке, где промышленность только начинала развиваться, посоветовал Пейну обратиться с этим предложением в Англию и снабдил его рекомендациями. Но в Англии, как и в других странах, Пейн потерпел неудачу. Строительство экспериментального моста в Педдингтоне (Лондон) принесло ему только большие долги. В конце концов его патенты были присвоены компанией, руководимой Роулендом Бардоном. Использовав проекты Пейна, Бардон построил Сандерлендский мост и присвоил себе всю честь его сооружения.

Сооружение в Сандерленде - одноарочный мост - имело пролет 72 м (пролет моста через р. Северн равнялся лишь 30 м). Шесть ребер, образующих арку, состояли из пустотелых чугунных элементов, которые работали как элементы свода. Каждое ребро состояло из 105 таких элементов, т. е. метод возведения каменного свода был применен к железной конструкции. Изготовление неразрывной балки такого пролета в то время было невозможным.

Сандерлендский одноарочный мост пролетом 72 м, 1793-1796

Увлечение чугуном. Чугун был новым материалом, которым увлекались, но применяли не очень часто. Его неисследованные возможности будоражили воображение людей. Вскоре это оказало влияние и на архитектуру. Проект вольеры для экзотических птиц показывает, какой полет фантазии вызывали железные конструкции. Хемпфри Риптон, известный английский архитектор и специалист по садово-парковой архитектуре, включил эту вольеру в проект Королевского павильона принца-регента Георга в Брайтоне. Джон Нэш, архитектор, который разбил Риджент-парк и проложил Риджент-стрит в Лондоне, построил, в конце концов, этот павильон в 1818 г. - фантастическое сооружение в индийском стиле, над средней секцией которого возвышается большой купол в форме луковицы с натянутой на чугунный каркас оболочкой.

Джон Нэш. Королевский павильон в Брайтоне, 1818-1821

Первые железные конструкции на континенте

Изящество первых металлических сооружений во Франции: здание Французского театра (1786). На континенте железо вначале применялось в строительстве как кровельный материал. Деревянные крыши театров и больших складов непрерывно становились добычей огня. Как только откованное ручным способом железо стало доступным, его стали применять, чтобы предупредить пожары. Одним из первых сооружений такого рода в 1786 г. было чердачное перекрытие из кованого железа здания "Театр-Франсэ" в Париже, конструкция которого была разработана знаменитым строителем театров Виктором Луи 1. Изящество и смелость оставались неизменно характерной чертой сооружений из металла во Франции. Эти же качества отличали французские работы спустя больше века.

Конструкция чердачного перекрытия здания "Театр-Франсэ" уравновешена таким образом, что она опирается на сравнительно тонкие стены. Как отметили некоторые французские теоретики, форма его балок показывает, что автор интуитивно представлял себе, что такое работа момента инерции, который был изучен позже.

Чугунный купол зернохранилища в Париже (1811). Деревянный купол зернохранилища в Париже, перекрывающий круглый двор, сгорел в 1802 г. В 1811 г. он был заменен сложной металлической конструкцией. Архитектор Белланже и инженер Брюне сотрудничали при ее сооружении. Это была одна из первых работ, когда архитектор и конструктор не являлись одним и тем же лицом.

В этом сооружении принцип деревянных конструкций был перенесен на металлические.

Сооружение чугунного купола в Англии и Соединенных Штатах. Лишь около 1850 г. чугунные ребра, идущие от основания до вершины, были применены при сооружении большого здания, а именно чугунного купола ротонды Британского музея. Здесь для покрытия внутренней части купола было использовано папье-маше. Приблизительно в этот же период, в 1855-1863 гг., старый деревянный купол Капитолия в Вашингтоне был заменен куполом с чугунными ребрами. Окружающая его колоннада опирается на восьмиугольное основание и соединена с ним конструкциями из металлических элементов. Для крепления сложных мраморных профилей на фасаде всего здания, перистиле и куполе пришлось установить решетчатые балки. Интересно отметить, что соблюдение традиций того времени привело к тому, что чугунные конструкции были скрыты под архитектурным декором фасада этого здания.

Висячий мост Сегюина через Рону (1824). Строить канатно-тросовые висячие мосты стали в начале XIX в. Первый такой мост был сооружен во Франции через Рону, близ Турина, в 1824 г. Его конструктор Марг Сегюин. Висячие мосты в Северной Америке послужили образцами для моста Сегюина. Американские мосты были подвешены на пеньковых канатах или канатах из сыромятной кожи. Сегюин впервые применил вместо этого металлические тросы. До начала строительства он провел тщательные испытания тросов на прочность и на разрыв. Применение нового материала давало возможность создания исключительно изящных и легких конструкций.

Более поздние примеры. Принципы Сегюина были использованы в Америке в более широких масштабах Джоном-Августом Реблин-гом при строительстве мостов близ Питтсбурга в 1846 г. и через Ниагару в 1851-1855 гг., а также Бруклинского моста, подготовительные работы к строительству которого были начаты в 1868 г. Принцип передачи всех напряжений на непрерывный упругий трос, проходящий по всей длине конструкции, до сих пор используется в наиболее смелых проектах мостов. Мост, построенный Сегюином, между прочим, эксплуатируется до настоящего времени, но по нему разрешено только пешеходное движение.

В течение всего XIX в. конструкция висячего моста претерпевала непрерывное развитие по мере увеличения объемов движения и необходимости укрупнения пролетов. Этот, казалось, ограниченный принцип упругого подвесного устройства непрерывно совершенствовался, и в конце концов можно было создавать пролеты таких фантастических размеров, которые раньше казались вне пределов способностей человека.

Мост "Золотые ворота", самый длинный в мире однопролетный висячий мост, пересекает бухту Сан-Франциско на фоне моря и скал 2.

Мост "Золотые ворота", Сан-Франциско, 1933-1937
Самый протяженный в мире однопролетный висячий мост. Общая длина 2800 м, длина главного пролета 1280 м, ширина проезжей части 18 м

Орлеанская галерея (1829-1831). Железо и стекло - это два материала, сочетание которых привело в XIX в. к новым решениям в архитектуре. Приблизительно через пять лет после сооружения канатно-тросового моста Фонтэн впервые стал применять стекло и сталь в сравнительно большом масштабе. В более поздние годы (1829-1831) Фонтэн применил кованое железо для конструкций стеклянной крыши Орлеанской галереи, составляющей часть Пале-Рояля в Париже.

Фонтэн. Орлеанская галерея, Пале Рояль, 1829-1831
Прообраз таких больших галерей, как галерея Виктора-Эммануила в Милане (1865- 1867), и крупных выставочных залов, построенных из стекла и металла. В 1935 г. снесена

В галереях такого рода, построенных раньше в Лондоне, стекло было использовано совершенно иначе. Аркада Королевской оперы, возведенная в 1 790 г., имеет круглые отверстия в своде. Свет, проходящий сквозь стеклянную крышу, проникает в помещение через эти отверстия. Орлеанская галерея создавала совсем иное впечатление свободы и простора, как будто посетитель находится на открытом воздухе, но защищен от солнца и непогоды.

Расположенная в конце внутреннего сада Пале Рояля Орлеанская галерея была местом, где встречалось изысканное общество. Она была разрушена в 1935 г., когда Пале Рояль реконструировали, и на ее месте была установлена открытая колоннада. С уничтожением Орлеанской галереи исчез один из самых очаровательных образцов архитектуры начала XIX в., прообраз не только таких больших галерей, как галерея Виктора-Эммануила в Милане (1865-1867), но также больших выставочных залов, сооруженных из стекла и железа.

Оранжерея Ботанического сада. Первым крупным сооружением, состоящим только из железного каркаса и оконных стекол, была оранжерея Ботанического сада в Париже. Эта оранжерея, созданная Руо в 1 833 г., стала прототипом всех больших оранжерей с металлическим каркасом. Необычайно большие стеклянные поверхности, допускающие беспрепятственный доступ света (чему способствовало устранение деревянных деталей), послужили причиной того, что эти здания получили наименование "стеклянных садов". Объем оранжереи равен 9000 м3. Сооружение состоит из двух расположенных один над другим сводов, размещенных между двумя павильонами высотой 15 м, где посажены тропические растения.

Руо. Оранжереи ботанического сада, Париж, 1833
Прототип всех больших оранжерей с металлическим каркасом. В отличие от английских оранжерей Джозефа Пакстона, здесь устойчивость достигнута благодаря применению чугунных колонн и балок

 

К началу страницы
Содержание
Развитие новых возможностей  От чугунных колонн к стальному каркасу