Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. В богатой коллекции архитектурных эскизов Уффици содержатся также "Идеальный город" Джорджио Вазари и как бы застывшие проекты Бартоломео Амманати. Вернуться в текст
2. Julius von Schlosser. Materialen sur Guellenkunde der Kunstgeschichte, H. II. Fruhrenaissance. Wien, 1915; H. VI. Die Kunstliteratur des Manierismus, Wien, 1919. Вернуться в текст

 


Часть II. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

* ПЕРСПЕКТИВА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Универсальность человека эпохи Возрождения

Одно из объяснений творческой силы Возрождения заключается в том, что человек в этот период развивал все свои способности, а не специализировался в узкой области. Универсальность - вот секрет щедро одаренных талантов того времени. Этим объясняется, что их произведения полны жизни. К ним принадлежит Франческо ди Джорджио. Когда он в своем трактате наряду с собственным всеобъемлющим опытом приводит высказывания греческих философов, то это не простое цитирование. Он сознательно придерживается методов Аристотеля, идет об общего к частному. Кроме того, он был известен как инженер-специалист по строительству крепостей. Он построил для герцога Урбино около 70 фортификационных сооружений. Его обширная деятельность как архитектора известна. В конце жизни он построил собор в Сиене. Его опыт отражен в проектах отдельных зданий, в трактатах, которые иногда опережали развитие строительства и находились в резком противоречии со скучными мертворожденными проектами идеальных городов, созданными Вазари около ста лет спустя, и даже небезынтересными проектами Бартоломео Амманати 1 около 1500 г.

Насколько умело владел художник Франческо ди Джорджио синтезом собственного видения и ощущения реальности, говорят некоторые из его сохранившихся картин - cassone - идеальных площадей и улиц. В них проявляется не только тонкость сиенского художника, но и содержатся новые идеи градостроительства. Небольшая картина, изображающая идеальную городскую площадь, расположенную в нескольких уровнях, с очаровательной расстановкой скульптур в пространстве, выдает опытного скульптора, которому мы обязаны фигурой бронзового ангела (1489-1497) в главном алтаре Сиенского собора.

Виджевано. Пьяцца Дюкале, 1493 - 1495.
Редкий пример одной из ранних площадей времен возрождения. С трех сторон она окружена аркадами, как и в городах, построенных в XIII в. Четвертую сторону составляет барочный фасад собора. Высокая "башня Браманте" господствует над низкими зданиями, окружающими площадь, которая вопреки существовавшим во времена возрождения теориям идеального города более напоминает внутренний двор

Этот изысканный сиенский художник, написавший "Благовещение" или фигуры мадонн, становится рационалистом, фанатиком чертежной доски, когда составляет план города. В особом случае, например когда через город протекает река, он заключает ее в совершенно прямой канал, через который через равномерные промежутки перекинуты мосты. В Виндзорской древней рукописи содержится лишь набросок плана Флоренции, сделанный Леонардо да Винчи, в котором город распланирован как шахматная доска. Так же, как и у Франческо ди Джорджио, река Арно заключена в прямой канал. Оба художника, которые были в близких отношениях, встречались как эксперты в связи с вопросом о купольном своде Миланского собора. Известно, что Леонардо да Винчи, который неоднократно сотрудничал с сиенцем, очень уважал его.

Происхождение ренессансного портика. Площади, созданные во времена Возрождения, в большинстве случаев окружены аркадами. Крытые ходы на первом этаже, хотя и римского происхождения (как, например, в Остии), по всей вероятности возвратились назад в Италию окольными путями через Византию и Венецию. Известны были двухъярусные аркады в Византии. Хотя исторически это не обосновано, но сплошные аркады больше всего связаны с площадями эпохи Возрождения. Сам Микеланджело предложил окружить аркадами площадь перед собором св. Петра в Риме, а также площадь Синьории во Флоренции. Часто для окончательного оформления площадей требуются сотни лет. Самая красивая из них, площадь св. Марка с Пьяццеттой - результат пятисотлетнего творчества.

Франческо Ди Джорджио. Город в форме многоугольника (около 1490-го года) Река, пересекающая город, заключена в совершенно прямой канал, над которым через равномерные промежутки перекинуты мосты Леонардо да Винчи. Флоренция, превращенная в "идеальный город", через которой по прямой линии протекает река Арно

Отсутствие гибкости в схеме города в форме звезды. Как упоминалось выше, идеальный город рационализирует средневековый тип города. Оба они - результат оборонительных мероприятий. В средние века в большинстве случаев коммуна представляла собою одновременно политический символ. В эпоху Возрождения коммуна потеряла самоуправление. Понятно, что город в форме звезды строился только как крепость. Показательным примером служит пограничная крепость Пальманова, расположенная около 100 км севернее Венеции. Она пользовалась большой известностью вплоть до позднего барокко как воплощение идеала регулярной планировки: девятиконечный контур, шестиугольная незастроенная площадь в центре с шестью радиальными улицами. Винченцо Скамоцци, ее строитель, известен своими новыми прокурациями на южней стороне площади св. Марка. Некоторые из них он строил сам. Он замыкает ряды теоретиков Возрождения своей работой "Idea dell' Architettura Universale", опубликованной в Венеции в 1615 г. 1 Между появлением "Сфорцинды" Филарете и труда Скамоцци прошло пятьдесят лет, но ничего существенно не изменилось: город в форме звезды является окаменелой, неспособной развиваться структурой.

Планировка города и пространственная концепция. С точки зрения архитекторов Возрождения вполне можно понять планировку города в форме звезды. Представление о перспективе в эпоху Ренессанса основано на том, чтобы в точке схода имелось нечто измеримое, на чем мог бы задержаться взгляд. В идеальной площади Франческо ди Джорджио - это виднеющиеся сквозь арку, на заднем плане замыкающие перспективу городские ворота. Наиболее совершенное пластическое выражение перспективы дал Микеланджело в своей поздней работе Порта Пиа (1561) в Риме.

Перспектива эпохи барокко основана на бесконечности. Типичные города, заложенные в эпоху позднего барокко - Версаль во второй половине XVII в., Карлсруэ - во второй половине XVIII в.- не имеют ничего общего с городом в форме звезды. Дворец властителя гордо возвышается в неограниченном, по крайней мере, в оптическом смысле пространстве - вне пределов города или сельской местности.

 

К началу страницы
Содержание
Филарете (1400—1469)  Перспектива и организующие элементы города