Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Oettingen W. Von. Antonio Filaretes. Tractat uber die Baukunst, 1890; Tigler Peter. Die Architekturtheorie des Filarete. Berlin, 1963. Вернуться в текст
2. Trattato di Architettura Civile е Militare di Giorgio Martini. Turin, 1841; Papini R. Francesco di Giorgio. "Architetto", 3 Bd., Floreni, 1946. Вернуться в текст
3. "L'Arte", V, 1902, r. 249. Вернуться в текст

 


Часть II. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

* ПЕРСПЕКТИВА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Филарете (1400—1469)

Город в форме звезды - это дитя кватроченто. В самом начале второй половины XV в. флорентиец Филарете (Антонио ди Пьетро Аверлино) и двадцать лет спустя сиенец-художник, скульптор и архитектор Франческо ди Джорджио Мартини уже полностью усовершенствовали его. Правда, гениальный провидец Леон Баттиста Альберти в своей "De re aedificatoria", написанной около 1450 г., уже высказывается об идеальном городе. Но представить его себе до мельчайших подробностей он предоставил Филарете. Филарете писал свой трактат "Trattato d'Architettura" 1 между 1451 и 1464 гг., будучи на службе у Франческо Сфорца, для которого он построил "Оспедале Маджоре" в Милане. (Во время второй мировой войны он сильно пострадал от бомбардировок.) Трактат был написан в форме диалога между герцогом (Франческо Сфорца) и тосканским архитектором (Антонио Филарете). Идеальный город, названный "Сфорцинда", был детально спроектирован, начиная от герцогского дворца и собора до тюрем и жилищ торговцев и ремесленников. В плане он представлял собою восьмиугольную звезду: "Наружная городская стена должна быть восьмиугольной, и высота - равняться четырехкратной ее толщине. От ворот идут улицы, которые ведут к центру города, где на главной площади будет воздвигнута изобретенная мною башня, такая высокая, что можно будет просматривать все окрестности..."

Франческо ди Джорджио Мартини (1439-1502). Только Франческо ди Джорджио Мартини придал реальность отвлеченным замыслам идеального города Филарете и Альберти. В третьей книге своего трактата об архитектуре 2 он занимается вопросом усовершенствования города в форме звезды. Радиальный план в форме звезды заменен у него многоугольником с выдвинутыми вперед бастионами, расположенными в местах пересечения стен. В качестве второго типа идеального города он, житель гористой местности, предлагал город, расположенный на холмах, своего рода сферический сегмент со спирально поднимающимися поперечными улицами. И, наконец, третий, самый важный тип, которого впоследствии придерживалось большинство теоретиков и который повлиял на планировку Лондона, разработанную Эвелином после пожара 1666 г., город, представляющий собою как бы шахматную доску, пересеченную большими площадями и заключенную в многоугольный контур. Франческо ди Джорджио был занят тем, чтобы предусмотреть по возможности самые различные условия для своих схем городов. Он отдавал себе отчет в том, что проектировщик города дает только очертания его, а жизнь потом вносит необходимые коррективы.

Виджевано, Пьяцца Дюкале (1493-1495). Время, которым в конце XV в. располагали итальянские деспоты, было слишком непродолжительным, чтобы они могли заниматься столь длительным делом, как постройка идеального города. Один из немногих примеров до 1500 г., на котором незначительно отразилась "Сфорцинда" Филарете, мы обнаруживаем в небольшом городе Виджевано, расположенном примерно в 40 км к юго-западу от Милана. Над городом господствует средневековый замок. Людовико Сфорца, родившийся в Виджевано, решил сделать более красивым родной город. С этой целью он переделал крепость во дворец в стиле Ренессанса, что частично было сделано самим Браманте, и затем создал просторную прямоугольную открытую площадь в соответствии с размерами, рекомендуемыми Филарете, т. е. 1 : 2. Таким образом была создана Пьяцца Дюкале в Виджевано в самый короткий срок, с 1493 по 1495 г. 3. План в целом несомненно напоминает план Филарете: имеется башня, "достаточно высокая, чтобы обозревать окрестности", дворец, а также несколько отходящих радиально от центра улиц. Но башня высотой 55 м и доминирующий над всем дворец (в настоящее время разрушенный) расположены в стороне от площади, окруженной с трех сторон арками. Вдоль четвертой стороны стоит средневековая церковь с фасадом XVII в. Постройки, ранее стоявшие в этом участке, были снесены.

Людовико Сфорца рассматривал Пьяцца Дюкале как часть грандиозного подхода к его укрепленному замку. Но площадь осталась полностью изолированной, а большая башня (так называемая башня Браманте) возвышается позади одинаковых окружающих площадь арочных стен высотой всего в два с половиной этажа.

По-видимому, секрет хорошей площади общественного назначения или места для собраний заключается в простоте примененных архитектурных элементов. Эта простота - в агоре, тяжелых аркадах средневековых городов, а также в городских площадях XIII в. юга Франции. В данном случае, в конце раннего Ренессанса, она заключается в легких аркадах Пьяцца Дюкале. Над этими четко разделенными арками расположены стены с редкими арочными окнами. Когда-то вся поверхность стен была покрыта ломбардскими фресками, от которых в настоящее время сохранились лишь жалкие фрагменты. Площадь теперь служит для стоянки автомашин.

 

К началу страницы
Содержание
Город в форме звезды  Универсальность человека эпохи Возрождения