Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Piccinato I. O'rigini dello Schemo Urbano Circolare nel Medioevo. Palladio, vol. V, № 3, Rome, 1941. Вернуться в текст
2. Piccinato L. Urbanistica dall. Antichita ad Oggi Florenz, 1943, p. 298; Gustavo Giovannoni. Saggi sulla Architettura del Rinascimento, Mailand, 1935. Вернуться в текст

 


Часть II. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

* ПЕРСПЕКТИВА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Город в форме звезды

Составить мнение о градостроительстве времен Возрождения не просто. При сравнении уровня, достигнутого градостроительством того периода, с необычайным расцветом других областей искусства видно, что здесь, на первый взгляд, недоставало гениального нового видения, которое уже существовало в живописи и скульптуре. Как это объяснить?

Для того времени, когда была открыта перспектива, комплексная структура города с его различными социальными взаимоотношениями была чем-то противоречивым по своей сущности в сравнении с духом коллективизма, присущим готике.

Франческо ди Джорджио.
Клиновидные бастионы из его "трактата об архитектуре", обеспечивавшие возможность обороняться против наступающего врага, с какой бы стороны он ни приближался

Насколько Ренессанс был ослеплен определенной схемой плана города, видно из того, что в течение полувека - от Филарете до Скамоцци - во всех идеальных планах города господствовала одна схема - город в форме звезды. От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы. Это была, по меньшей мере, основная схема планировки города. В центре города стоит башня или он остается свободным от застройки, как в звездообразном городе Пальманова (1593). Из этой идеальной точки можно было просматривать диагонально идущие улицы в перспективном ракурсе.

Несомненно, что резко очерченная форма города в виде шести-девяти- и двенадцатиконечной звезды определялась функцией обороны с применением огнестрельного оружия. В средние века было достаточно окружить город стеной. А теперь город окружали рядом зубчатых, выступающих вперед башен-бастионов для того, чтобы иметь возможность вести фланкирующий огонь по наступающему противнику.

Филарете. План города "сфорцинда" в форме восьмиконечной звезды

Но не это было решающим фактором. За такой схемой построения города лежала идея о центрическом сооружении. Ему посвятил жизнь Браманте, а Леонардо да Винчи в области архитектуры больше всего интересовало сочетание пространства с купольным покрытием, с радиально отходящими от него капеллами. Центрическое сооружение в центре города служит как бы идеальным наблюдательным пунктом. Повсюду в произведениях живописи появлялись такого рода центрические сооружения. Здесь мы упомянем лишь раннюю работу Рафаэля "Обручение Марии", написанную в 1504 г. и находящуюся в Брера в Милане. В этой картине доминирует центрическое сооружение - Иерусалимский храм, доходящее до верхнего края картины. От ступеней его многоугольной паперти отходят радиально во все стороны в перспективном ракурсе темные мраморные дорожки. Здесь сохранена схема города эпохи Возрождения, так же как и центрическое здание храма. Рисунок Витторе Карпаччио может служить одним из многих примеров. Идеальный город в форме звезды эпохи Возрождения представляет собой усовершенствованный, получивший значительное развитие средневековый тип 1 города с собором, крепостью или площадью в центре и окружающими их одним, двумя, тремя или четырьмя кольцевыми рядами застройки 2? На "древовидном" плане города Баньякавалло была принята почти такая же планировка города, как в средние века. То, что в средние века самым различным образом органически развивалось, в идеальном городе Возрождения вначале схематизировалось. В средние века главными являлись широкие кольцевые улицы, а во времена Возрождения - радиальные, отходящие от центра.

 

К началу страницы
Содержание
Условия развития города  Филарете (1400—1469)