Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


Часть II. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

* НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Капелла Пацци во Флоренции

Капелла Пацци Брунеллески - первое здание времен Возрождения, в котором интерьер и фасад имели монументальные размеры. Строительство капеллы продолжалось с 1430 по 1442 г., но ее оформление было полностью закончено лишь в 1449 г. Брунеллески использовал здесь поперечные цилиндрические своды. Они не уходят вглубь, как у Мазаччо. (Такие поперечные цилиндрические своды можно встретить в византийской и сирийской архитектуре.) Вместе с небольшим центральным куполом они производят впечатление более плоских, чем глубокая, прорывающая пространство перспектива Мазаччо и перспектива времен позднего Ренессанса.

Внутреннее пространство, трудности восприятия новой пространственной концепции. Решение внутреннего пространства в капелле Пацци явилось отправной точкой для всех главных церквей Возрождения, построенных позже. Капелла состоит из отдельных частей легко воспринимаемой геометрической формы, которые четко отделены друг от друга контрастирующим каменным обрамлением, что подчеркивает их значение как пространственных элементов. Все это имело неподражаемую свежесть нового, никогда прежде не встречавшегося понимания архитектуры. Но два небольших цилиндрических свода, размеры которых говорят об осторожности зодчего, служат доказательством того, что к новому видению пространства не было еще полного доверия. Например, при сравнении с фреской "Троица" Мазаччо разработка свода во всем, что касается новых форм, показывает поразительную сдержанность. На таких примерах мы видим, с каким трудом дается человеку переход к новой пространственной концепции. Нерешительный в этом случае Брунеллески - это тот же Брунеллески, который в пределах привычной готической традиции осуществляет смелые замыслы. Эта уверенность в своих силах проявляется в проекте и выполнении конструкции огромного купола собора Санта Мария деи Фиори с его системой радиальных нервюр.

Гладкая поверхность наружной стены. Не следует забывать элемент капеллы Пацци - смелое решение стены в виде гладкой поверхности. (Узкий небольшой навес был приделан позже.) Наружная стена с ее легкими членениями не является опорной - это стена гробницы, скрывающая заднюю часть цилиндрического свода. Такая "эмансипация" имеет важное значение для будущего. Стена, рассматриваемая как плоскость, вскоре станет объектом важных архитектурных реформ.

Открытие перспективы с ее индивидуальным воздействием на наблюдателя - в высшей степени типичное западноевропейское открытие. Внутренние предпосылки к нему изложены уже в западном образе мыслей и искусстве Греции.

Но только во времена Возрождения была предпринята попытка поставить человека в центр внимания. При этом переход от античности произошел не сразу. Между тенденциями античного искусства и искусства эпохи Возрождения лежит тысяча лет.

 

К началу страницы
Содержание
Воспитательный дом Брунеллески  Условия развития города