Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


Часть II. АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

* НОВОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Воспитательный дом Брунеллески

Первым сооружением, которое явилось архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения, была лоджия Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. С 1419 по 1424 г. он построил в центре здания девять полуциркульных арок.

Ввиду того, что это здание было предназначено для практических целей общины, оно не должно было подчиняться стандарту, принятому для правительственных зданий, в которых часто отражался вкус прошедших времен. Так, например, до середины XV в. дворцы Флоренции сохраняли свое сходство с замкнутыми в плане готическими крепостями. При строительстве Воспитательного дома Брунеллески предоставлялась возможность открыть наружу замкнутый, заключенный в крепость блок дома. Он сделал это с помощью грациозно легкого портика.

Верхняя часть стены Воспитательного дома не была, как обычно, отделана рустом, а представляла собою гладкую поверхность с редко расположенными окнами. Совсем в духе Возрождения эту стену по горизонтали пересекал широкий антаблемент.

Но решающее значение имеет портик, а в нем то, как выведен свод. Исчезли диагональные готические крестовидные нервюры, они заменены легким плоским куполом. С помощью контрастирующих подпружных арок образовано девять секций, которые воспринимаются каждая обособленно; каждая из них увенчана отдельным сводом, который, как наполненный ветром парус, натянут над четырьмя высокими полуциркульными арками каждого из этих квадратных в плане помещений. Декоративные арки четко отделяют своды друг от друга; таким образом выполнялось требование эпохи Возрождения о независимости отдельных элементов проекта.

Отношение к византийской архитектуре. Не существует прямой связи между классической архитектурой и Воспитательным домом Брунеллески. Часто замечают, что главные черты архитектуры Брунеллески очень сходны с архитектурой зданий, которые он видел ежедневно во Флоренции: баптистерий, Сан-Миниато, Бадиа во Фьезоле. Все эти здания относятся к средневековой традиции VIII-XII вв. Плоский купол, который Брунеллески так уверенно возвел над своей церковью и портиком в Воспитательном доме и которому он всегда отдавал предпочтение, тоже является необычным для античной архитектуры. Эта форма свода встречается в византийской архитектуре, в особенности в лоджиях и входных притворах церквей, играющих роль вестибюля. Во времена Брунеллески существовала сравнительно тесная связь между Флоренцией и Византией. Новые исследования показали, что и в других случаях, относящихся к раннему Возрождению, форма свода отвечает скорее средним векам и Византии, чем античному периоду.

 

К началу страницы
Содержание
Новая пространственная концепция. Перспектива  Капелла Пацци во Флоренции