Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


Часть 1. ИСТОРИЯ КАК ЧАСТЬ ЖИЗНИ

* АРХИТЕКТУРА КАК ОРГАНИЗМ

Архитектура самым тесным образом связана со всей жизнью данной эпохи. Все в архитектуре - от предпочтения, отдаваемого определенным формам, до выбора определенных архитектурных заданий - отражает условия времени, к которому она относится. На архитектуру влияют самые различные факторы: социальные, экономические, научные, технические, этнические.

Истинный характер исторической эпохи всегда проявляется в архитектуре независимо от того, используются ли новые формы выражения или имеет место подражание прошлому. Мы узнаем по зданиям и сооружениям характер эпохи так же легко, как почерк друга даже при умышленном его изменении. Архитектура дает безошибочное представление о том, что действительно происходило в определенный период.

Архитектурные шедевры, так же как и каждые крупные произведения искусства, являются подлинными памятниками современной им эпохи; в свободных от неискоренимых человеческих слабостей произведениях проявляются чистые, не фальсифицированные тенденции времени. Если архитектура так многосторонне связана с жизнью, то существует возможность выделить ее из всей культуры в целом и рассматривать как единый организм.

Условия возникновения той или иной архитектуры могут быть самыми различными, но с момента возникновения она является самостоятельным организмом с собственным характером и собственной непрерывной жизнью. Ее значение не может быть выражено теми же социальными или экономическими понятиями, которыми мы объяснили источники ее возникновения. Влияние архитектуры может продолжаться долго после того, как первоначальная обстановка изменилась. Архитектура может воздействовать далеко за пределами эпохи, в которой она зародилась, и тех социальных классов, которые вызвали ее к жизни.

Длительно действующие тенденции. Когда римский архитектор времен барокко в конце XVII в. создал церковный фасад волнообразного в плане очертания (первые шаги в этом направлении относятся к римской архитектуре эпохи императора Адриана), появление этого "изобретения" мы можем объяснить самым различным образом. Это были времена контрреформации, и изыскивались средства, чтобы обратить внимание народа всецело на церковь. Возможно, что волнообразная стена была порождена тесными улицами в Риме, что вызвало необходимость создания узких фасадов. Несомненно, что оба фактора играют роль. Однако стену волнообразного очертания стали снова применять гораздо позже, когда эти факторы не имели больше никакого значения, а именно в крупных комплексах жилых домов XVIII и начала XIX в.

Само возникновение ансамбля Версальского дворца было обусловлено социальными требованиями. Форму плана дворца и его помещений можно изучать на основе исторических стилей; исследователь вправе также разграничить итальянское и голландское влияние на формирование его парков. В результате комплекса этих исследований воссоздается несомненно интересная картина эпохи. Вместе с тем исследователи Версаля не обнаружили своевременно впервые появившихся здесь организующих элементов с устойчивой тенденцией, которые сохранили свое значение до настоящего времени, на чем мы остановимся ниже.

Поиски исторических взаимосвязей. В современном произведении искусства решающее значение имеют соотношения между элементами композиции. Современная наука также пытается обнаружить систему взаимосвязей между объектами ее изучения.

В истории искусства эпохи обычно дифференцируются по "стилям", которые для каждой стадии развития точно фиксированы. Изучение истории стилей было специальной задачей историков XIX в. Но, возможно, что непрерывные связи между отдельными отрезками времени, т. е. организующие элементы, для нас стали более важны, чем ограниченное само по себе понятие "стиля".

Если, например, мы будем рассматривать ансамбль Версаля, то самым интересным для нас будет то, что здесь впервые большой комплекс жилых зданий (почти небольшой город) размещается в непосредственном контакте с природой. Противопоставление селитебного комплекса природе - один из организующих элементов архитектуры, который берет свое начало от эпохи Людовика XIV. Сто лет спустя эта форма решения была использована в другой стране при планировке городов для совершенно иного социального класса.

Параллелизм между историей искусства и историей науки. Даже если архитектура неотделима от жизни в целом, все же можно излагать историю архитектуры, в которой она будет представлена как самостоятельный организм, так же как, например, историю математики или физики. Эволюцию математических знаний обычно описывают без ссылки на социальные условия, на фоне которых они развиваются, несмотря на тот факт, что существует барочная математика и барочная физика. Так, интегральное исчисление было создано на основе барочной универсальной методологии научного познания. Не случайно, что в то время два великих исследователя одновременно пришли к одному открытию, хотя незадолго до этого многообещающие усилия в этом направлении оказались безуспешными. Оба ученых, сделавших это открытие, применили барочную систему к разным областям знаний: Ньютон - к его универсальному закону тяготения, а Лейбниц - к внутренним отношениям монад со всей Вселенной. Но никому не пришло в голову особо подчеркнуть барочное происхождение интегрального исчисления. Оно составляет самостоятельную часть общих математических знаний, и наиболее значительным аспектом интегрального исчисления является роль, которую оно сыграло в развитии математики.

Несомненно, что человеческий фактор играет гораздо большую роль в архитектуре, чем в науке; эти две области не вполне можно сравнивать между собой. Несмотря на это, существуют история архитектуры и такие направления в ее развитии, которые исходят из чисто архитектурных соображений и могут быть выражены только в архитектурных терминах. Такова история барокко до XIX в., которая содержит свои бурные периоды и свою долю драматических эпизодов.

Значение стилистических колебаний. В этом случае, когда нас интересует общая линия развития, которое продолжается в течение различных периодов в различных социальных слоях и этнических группах, значение формальных и стилистических изменений, которыми отличаются разные стадии такого развития, несколько снижается. Наше внимание обращено на историю архитектуры как историю ее роста.

Архитектура не представляет собой только стили и формы и не определяется всецело социальными или экономическими условиями. Она живет ясно выраженной собственной жизнью, развивается или вырождается, открывает новые возможности или забывает их. Понимание архитектуры как растущего организма особенно уместно при изучении американской архитектуры. Здесь сосредоточение внимания на исторических стилях никуда не приведет. Основная линия развития, которая проходит через различные эпохи, не считаясь со стилистической модой,- единственная путеводная нить в этой неразберихе.

Сначала архитектурные стили импортировались в Америку. Они не развивались в стране, а попадали в Америку уже полностью сформированными. Ни один из стилей XIX в. - романтический, новоготический, викторианский и Тюдор - не является характерным выразителем американского духа в архитектуре, предприимчивость и полиморфизм которого не умещаются в узких рамках такой классификации. Как ни очаровательны помещичьи дома в романтическом стиле, виллы в викторианском и даже входы и колонны колониального стиля, они скорее вводят нас в заблуждение, чем дают представление об американском духе. Источники американской архитектуры следует искать в ином.

 

К началу страницы
Содержание
Преходящие и организующие элементы  Метод