Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


Часть 1. ИСТОРИЯ КАК ЧАСТЬ ЖИЗНИ

* ПРЕХОДЯЩИЕ И ОРГАНИЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Совершенно объективная, беспристрастная критика непосредственно перед лицом фактов почти невозможна. Однако субъективность оценки должна быть сведена до минимума. Задача историка заключается не в каталогизации фактов; его право и даже долг - прийти к определенному мнению, опирающемуся непосредственно на факты.

Историк не может говорить с непосредственным авторитетом современника данной эпохи, но он обладает широтой взгляда, которой не хватает современникам. Он видит факты, которые были скрыты от людей прошлой, изучаемой им эпохи. Он может более или менее отличать недолговечные новшества от действительно новых тенденций. Исторические факты попадают в ту или другую группу, и в задачу историка входит отличить их один от другого.

Организующие элементы. Организующими элементами являются такие тенденции, которые, даже будучи временно подавлены, неизбежно появляются снова. Их возрождение свидетельствует о том, что речь идет об элементах, которые совместно образуют новую устойчивую традицию. К организующим элементам в архитектуре относятся, например, волнообразная поверхность стены, взаимосвязь природы и человеческого жилища, свободный план. Организующими элементами XIX в. явились новая техника строительства, массовое производство в промышленности, изменившаяся организация общественных отношений.

Преходящие элементы. Существуют факты другого характера, которые тоже являются продуктом действовавших некоторое время сил, но которым не хватает устойчивости и которые не оказались связанными с новой традицией. При своем появлении они могут обладать блеском и великолепием фейерверка, но они недолговечны. Часто они переплетаются с любым "усовершенствованием" моды, как, например, мебель Второй империи во Франции. Эти факты мы будет называть преходящими элементами.

Часто преходящим элементам благодаря их яркому блеску удается быть в центре событий. Фактическая продукция официального изобразительного искусства на протяжении всего XIX в. была преходящим фактом того времени, почти полностью не имеющим значения для наших дней.

В любой период могут доминировать преходящие или организующие элементы - то и другое возможно. Однако не возникает сомнений, какая из этих двух тенденций более пригодна для решения подлинных проблем эпохи.

В этой области историк не только вправе, но и обязан пользоваться своим представлением об этих элементах. Не всегда легко разграничить преходящие и организующие элементы, что во многом зависит от эрудиции историка и его добросовестности.

 

К началу страницы
Содержание
Идентичность методов  Архитектура как организм