Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Известный математик и физик, представивший теорию относительности в форме четырехмерной геометрии. (Примеч. ред.) Вернуться в текст

 


Часть 1. ИСТОРИЯ КАК ЧАСТЬ ЖИЗНИ

* ИДЕНТИЧНОСТЬ МЕТОДОВ

Влияние узкой специализации. Лишь очень редко мы встречаем специалиста в данной области, который может понимать работников такого же масштаба и направления в другой области. Современные художники и научные работники потеряли контакт друг с другом; они говорят на принятом в их специальности в данное время языке, но они его не понимают, если на нем говорят специалисты из другой области. Крупный физик может совсем не понять картины, являющейся художественным изображением его собственных идей. Крупный художник может совершенно не понять архитектуры, которая развилась из его собственных принципов. Поэты, поэзия которых является выражением нашего времени, индифферентны к музыке, которая тоже современна в том же смысле и в такой же степени. Таково наследство, полученное от XIX в., в течение которого различные области человеческой деятельности неуклонно теряли контакт друг с другом.

Следует указать, что на всем протяжении XIX в. естественные науки занимали ведущее место, стимулируемые традицией предыдущих двухсот лет и проблемами, требующими решения.

Параллелизм методов в науке и искусстве. Но наряду с этими разделяющими силами, начиная с первого десятилетия нашего века мы сталкиваемся с интересным параллелизмом методов в отдельных областях науки и искусства. Самые различные проблемы, полностью связанные с нашим временем, разрабатываются сходным образом, даже если по содержанию они сильно различаются между собой.

В 1908 г. крупный математик Герман Минковский 1 (1864-1909) первый представил себе мир в четырех измерениях, в котором пространство и время сливаются вместе в одно неделимое непрерывное целое. Вышедшая в том же году книга Минковского "Пространство и время" начинается с известного утверждения: "Начиная с этого времени представления "время" само по себе и "пространство" само по себе перестанут существовать, и только объединение этих двух представлений сохранит независимую реальность". Как раз в это время во Франции и Италии художники-кубисты и футуристы создали художественный эквивалент непрерывности "пространства - времени" в своих поисках современных средств выражения чувственного восприятия.

Подробнее этот вопрос рассмотрен в VI части: "Пространственно-временная концепция в искусстве, архитектуре и строительстве". Популяризация наук в XIX в. В наше время один человек может овладеть лишь небольшой частью знаний. Специализированные исследования и сложные методы их проведения делают невозможным для одного человека достижение глубоких познаний в разных областях науки. Но тем не менее мы ставим целью сделать обзор, сопоставляя методы, применяемые в науке, искусстве и архитектуре.

Речь идет не о популяризации специальных научных фактов и достижений, как это было в XIX в. Тогда даже самые крупные ученые чувствовали необходимость ознакомить публику с тем, что сделано в их области. В 30-е годы XIX в. Фарадей в Англии и Араго во Франции усиленно занимались популяризацией науки. В настоящее время руководящий научный работник, например, постоянный секретарь академии, каким был Араго, не станет считать популяризацию научных знаний главным делом. На передний план выдвинуты другие проблемы. Методы, которыми пользуются исследователи различных областей науки, имеют теперь для нас такое же большое значение, как и любое отдельное достижение.

В наше время более необходимо достигнуть понимания и умения ориентироваться в методах исследования, доминирующих в различных областях человеческой деятельности, чтобы выявить их различие и сходство.

В настоящее время важнее всего знание научных методов. Для современной культуры важнее общее понимание научных методов, чем всестороннее знание отдельных научных фактов. Непроизвольно все возрастающее сходство методов, используемых в наше время в различных областях деятельности, ведет к созданию единой культуры, объединяющей науку и искусство.

Но методы научного исследования не развиваются независимо от других видов деятельности. В каждую эпоху люди живут в области чувств и мысли, и изменения в одной области вызывают изменения и в другой. Каждое время ищет выхода эмоциям, создавая новые способы их выражения.

Эмоции и способы их выражения меняются в соответствии с представлениями, преобладающими в данную эпоху. Так, во времена Ренессанса господствующая пространственная концепция нашла свое выражение в перспективе, тогда как современная пространственно-временная концепция заставляет художника применять новые, совершенно иные средства выражения.

Экономика и политика были для историков отправными точками для того, чтобы объяснить структуру определенного периода во всех его аспектах. Влиянием человеческих чувств на действительность, его постоянным проникновением во все виды человеческой деятельности в значительной степени пренебрегали или не придавали этому никакого значения. Когда мы здесь занимаемся выяснением взаимно переплетающихся связей между искусством, архитектурой и строительством в выбранный нами период времени, мы должны особо отметить и подчеркнуть как раз влияние эмоциональной стороны.

Структура нашей цивилизации во многом отличается от периода, предшествовавшего индустриализации. Например, в период барокко Лейбниц исходя из философских предпосылок открыл дифференциальное исчисление.

Конечно, мы являемся наследниками предыдущих поколений, однако обязаны выбрать другую отправную точку и идти другим путем. Мы должны исходить из большого числа специальных дисциплин и отсюда идти к обобщающему мировоззрению. Не имеет значения, что этот путь более трудный, опасный и имеет меньше шансов на успех, чем путь, который был открыт Лейбницу. Это путь, к которому нас вынуждает современная действительность. Общность культуры проявится в непредумышленном параллелизме методов, возникающих в специализированных областях науки и в таких же специализированных областях искусства.

 

К началу страницы
Содержание
Современная история  Преходящие и организующие элементы