Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


Часть 1. ИСТОРИЯ КАК ЧАСТЬ ЖИЗНИ

* ИСТОРИК И ЕГО ЭПОХА

Историк, и особенно историк архитектуры, должен быть в тесном контакте с современными ему концепциями. Лишь в том случае, когда он проникнут духом своей эпохи, он в состоянии обнаружить в прошлом такие черты, которые предыдущие поколения историков не разглядели. История скорее динамична, нежели статична. Ни одно поколение не обладает привилегией полного понимания произведения искусства. Каждое поколение открывает в нем новые аспекты. Но эти новые аспекты не будут выявлены, если историк в своей области не проявит такую же смелость и энергию, какие художники проявили при использовании современных им методов.

Архитекторы XIX в. подражали мастерам и направлениям других эпох, пытаясь добиться архитектурного решения, якобы не зависящего от времени. Но, спустя короткое время, их постройки становились безжизненной грудой камней, несмотря на то, что при их строительстве были использованы элементы произведений вечной красоты. Эти люди обладали свойством, прямо противоположным "прикосновению Мидаса",- все, чего касались их руки, превращалось в пыль, а не в золото. Теперь мы можем понять, почему это происходило. История не склад неизменяющихся фактов, а беспрерывный процесс, включающий в себя жизнь с ее меняющимися отношениями и интерпретациями.

Обратиться к прошлым временам - это не значит дать им раз и навсегда оценку, которая была бы неизменной для последующих исследователей. При ретроспективном рассмотрении объект преображается; наблюдатель в каждый период времени и в каждый момент неизбежно изменяет прошлое согласно собственной точке зрения.

Точно так же нет абсолютных стандартов в искусстве: художники и архитекторы XIX в., которые считали, что некоторые формы приемлемы для любой эпохи, ошибались.

Художники нашего времени сформулировали новое направление следующим образом: "Lo spettatore nel centro del guadro", т. e. зритель должен как бы перенестись в атмосферу картины, а не рассматривать ее со стороны. Современное искусство, подобно современной науке, признает тот факт, что между наблюдателем и предметом наблюдения создается сложная ситуация: что-нибудь наблюдать - значит воздействовать на наблюдаемый предмет и изменять его в своем восприятии.

 

К началу страницы
Содержание
Часть I. История как часть жизни  Современная история