Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура

 


Введение. АРХИТЕКТУРА К НАЧАЛУ 1960-х ГОДОВ

* УНИВЕРСАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Как уже отмечалось, в Финляндии стали появляться сооружения, архитектура которых глубоко проникнута творческим поиском. Затем такие сооружения появились в Бразилии. Но каждая из этих стран решала вопрос по-своему. Архитекторы Финляндии показали пути решения проблем современной архитектуры. Бразилия создала сооружения большой выразительности с фасадами, полными блестящих формальных находок.

Неожиданностью был выход японской архитектуры на международную арену. Впервые стал слышен голос Дальнего Востока. В XVIII в. во времена рококо из Китая и Японии в архитектуру Запада были внесены новые мотивы. Еще более глубоким было влияние японских гравюр на дереве XIX в., которое способствовало развитию импрессионизма.

Но в наше время влияние Японии не ограничивается работами, созданными с учетом многовековой традиции. Когда в 1953 г. я писал предисловие к японскому изданию книги "Пространство, время, архитектура", то чувствовал себя обязанным подчеркнуть, что мы больше не верим в возможность изолированного творчества и что создаваемая в настоящее время архитектура основывается на взаимовлиянии культур Востока и Запада. Мы на Западе снова осознаем то, что никогда не забывала японская архитектура: непрерывность человеческого опыта. Обновление японской архитектуры питалось элементами, которые всегда оставались живыми в ее традициях. Это не произошло само собой. Творческий импульс исходил от молодых японских архитекторов, которых вдохновила работа в мастерской Ле Корбюзье.

Вступление японской архитектуры на международную арену произошло поздно. Можно подумать, что Империал Отель Франка Ллойда Райта, построенный в Токио (1917-1922), мог вызвать новое движение в архитектуре Японии. Но этого не произошло.

Империал Отель был создан не в современном японском духе. Хотя к всеобщему удивлению здание выдержало землетрясение 1923 г., оно со своей пышной орнаментикой не могло стать стимулом для нового движения в архитектуре.

Решительное изменение внесли молодые японские архитекторы Маекава, Саккакура и другие, которые нашли связь с творческими исканиями Ле Корбюзье. Здесь они обнаружили то, в чем нуждались. В большей степени, чем кто-либо другой, Ле Корбюзье связан с тем вечно живым созидательным началом, которое существует в творчестве всех времен.

В противоположность людям Запада японцы, за исключением короткого промежутка времени, никогда не теряли связи с прошлым. У них нет необходимости имитировать прежние стили, потому что прошлое для них остается живым. Японские дома при любой изысканности сохраняют первобытную простоту. Опоры и несущие части из железобетона в них кажутся одновременно приемом и современным, и столетней давности.

Среди многих молодых японских архитекторов больше других привлекает к себе внимание Кендзо Танге, который раньше работал совместно с Маекавой. Секрет его архитектуры - в тесном контакте с вечно живым прошлым и в динамическом освоении новых возможностей.

Самое яркое выражение этот синтез старого и нового находит в здании Национальной гимназии и в части сооружений для спортивного Олимпийского комплекса в Токио 1964 г.

 

К началу страницы
Содержание
Универсальная архитектура  Конструкция и ее пространственное проявление