Главная
Новости сайта
Анатомия профессии
Основные даты
Жилые дома
Общественные здания
Градостроительство
Архитектурные конкурсы
Недостоверные объекты
Карта Киева
Архив
Библиотека об Алешине
* Публикации
* Тематические блоги
* Журналы, газеты
* Видеоматериалы
Глоссарий
Книжная полка
Ссылки
Автора!
Гостевая книга
 
Поиск







Copyright © 2000—
Вадим Алешин
Публикации
Зигфрид Гидион
Пространство, время, архитектура
1. Playboy architecture - труднопереводимое, чисто американское выражение. Playboy - повеса, прожигатель жизни. (Примеч. ред.) Вернуться в текст

 


Введение. АРХИТЕКТУРА К НАЧАЛУ 1960-х ГОДОВ

* АРХИТЕКТУРА НА РАСПУТЬЕ

Весной 1961 г. в США состоялся симпозиум на тему "Современная архитектура. Смерть или метаморфоза?". Симпозиум показал, что современная архитектура многими рассматривалась как мода, и, как выразился один американский архитектор, целый ряд сторонников модного в свое время международного стиля теперь, когда эта мода прошла, предаются романтической "оргии".

Мода 60-х гг., характерная использованием архитектурных деталей, выхваченных без разбора из разных исторических эпох, захватила, к сожалению, многих талантливых архитекторов. Уже к 1960 г. результаты увлечения этой модой были видны повсюду: в зданиях колледжей с узким "готическим" фасадом, в наружных и внутренних деталях, сверкающих филигранной отделкой, в новом культурном центре Нью-Йорка - Линкольн-центре.

Речь идет о Playboy architecture 1. Отношение к архитектуре таких архитекторов подобно отношению повесы к жизни - все быстро надоедает, он торопится от одной сенсации к другой.

Я не сомневаюсь в том, что эта мода, родившаяся в США от внутренней неуверенности, скоро пройдет. Но ее влияние в настоящий момент может оказаться довольно опасным, что усугубляется воздействием американских примеров на строительство в ряде западноевропейских стран.

В работе "Архитектура и общество" (Гамбург, 1955) я указал на то, какие различные точки зрения на архитектуру существовали в XIX и XX вв. Настоящее время, если отвлечься от моды, характерно формированием новой тенденции, находящейся в процессе возникновения. Я отметил еще в своих ранних работах, что, говоря о современной архитектуре, мы неохотно употребляем слово "стиль". Как только мы ограничиваем архитектуру понятием "стиль", то тем самым подходим к формалистическому рассмотрению вопроса. Современное движение в архитектуре - это не поиски стиля, характерные для формотворчества XIX в.

Современная архитектура Запада, которая действительно заслуживает этого названия, ставит своей основной задачей не поиски стиля, а творческую интерпретацию образа жизни нашего времени. В ее развитии не возникает дилемма "смерть или метаморфоза", а существует вопрос о возникновении новой устойчивой традиции.

 

К началу страницы
Содержание
От научного редактора  Признаки зарождающейся традиции